Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 23 мая 2015 года.
Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно Вас приветствую. 8 мая в Вене Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе провела конференцию со сложным названием: «Конференция по предотвращению и борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан с акцентом на преступления на почве ненависти, исключение из жизни общества, маргинализацию и ущемление прав». По сути второй раз в истории ОБСЕ проходит конференция достаточно высокого уровня по проблемам христианофобии, нетерпимости и дискриминации в отношении христиан.
Много лет — несколько десятилетий — на площадке ОБСЕ и иных международных организаций поднимались темы антисемитизма и исламофобии. Сейчас, слава Богу, стала подниматься и тема христианофобии, тема дискриминации христиан и нетерпимости в отношении к ним, и это стало следствием того что в течение нескольких десятилетий христианские церкви — католическая, православные, протестантские — и разного рода христианские общественные организации поднимали вопрос о дискриминации христиан в самых разных регионах, будь то страны так называемого третьего мира и особенно в последние годы Ближний Восток и Северная Африка, или страны, где существовали богоборческие режимы. Наконец, речь зашла и о странах, которые являются формально свободными, в которых христианство является исторически религией большинства, религией традиционной. Даже в этих странах сегодня есть серьезные проблемы.
На конференции, в которой участвовали представители государств, входящих в ОБСЕ, церквей и неправительственных организаций, было много сказано о том, что христиане сегодня подчас устраняются из жизни общества. Было много сказано об образовании, о том, что навязываемое в школах «половое просвещение», некоторые иные тенденции и идеологемы в корне противоречат христианскому мировосприятию, и родителям иногда приходится отстаивать свое общепризнанное право на воспитание детей в согласии с собственными убеждениями в судах, в разного рода общественных дискуссиях. И очень часто получается так, что родители все-таки оказываются проигравшей стороной, то есть им не удается убедить школьное и государственное руководство в том, что школьное воспитание должно соответствовать, не должно противоречить воспитанию, которое осуществляется в христианской семье. Родители имеют на это право, но им не удается его защитить.
Поднималась тема публичных кампаний против христиан, оскорбительных выходок в отношении почитаемых христианами священных символов и предметов. Говорилось о необходимости гармонизации свободы творческого самовыражения и свободы слова со свободой вероисповедания, с уважением к чувствам верующих людей и к почитаемым ими святыням. Говорилось очень много о страданиях христиан в зоне конфликта на Украине, на Ближнем Востоке, в Северной Африке. На эту тему выступали представители разных церквей, в том числе представитель нашей Церкви заведующий сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей священник Димитрий Сафонов, а также представители общественных организаций, в частности, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Елена Александровна Агапова.
Естественно, как всегда бывает на такого рода мероприятиях, звучали взаимные обвинения разных стран в адрес друг друга — их озвучивали дипломаты. Имели место турецко-армянские дискуссии, азейбарджанско-армянские дискуссии. Конечно, поднималась тема Украины — иногда в достаточно жестком ключе. Нередко получалось так, что, говоря о страданиях одной стороны того или иного конфликта, представители разных государств совершенно забывали о страданиях другой стороны. Тем не менее, основная тема конференции — тема нетерпимости и дискриминации в отношении христиан — была обсуждена очень заинтересованно.
Люди высказывались гораздо более смело, чем это имело место 5, 10, 15 лет назад, когда христианские церкви во многом вели себя безгласно во время международных мероприятий, боясь того, что встретятся с очередной волной критики в средствах массовой информации или с очередной волной политического давления. Гораздо более ярко, чем прежде, высказывались и представители христианских общественных организаций. Было много раз сказано: христиане хотят иметь серьезное влияние на все процессы, происходящие в обществе. Христианство — это не просто некий элемент частной жизни, внутреннего мира людей, которые его исповедуют. Это пророческая, истинная вера, которая, конечно же, имеет свой взгляд на все, что происходит в обществе. И христиан нельзя лишить права влиять на общественные процессы — экономические, культурные, иные, — потому что эти люди имеют, что сказать окружающему миру как на уровне отдельной страны, так и на уровне разного рода международных организаций.
Представитель Ватикана на этой конференции монсеньор Януш Урбанчик сказал следующее:
«Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что по всему региону ОБСЕ (а это не только страны Европы, но и Центральная Азия, и Соединенные Штаты, и Канада) имеет место четкая разделительная линия между религиозной верой и религиозной практикой, и христианам часто напоминают в публичных дискуссиях и даже в судах, что они могут верить в то, во что они хотят, частным образом или совершать богослужения и поклонение так, как они желают, в своих собственных церквях, но они попросту не могут действовать на основе своих убеждений в публичном пространстве и в обществе». Вот такой подход действительно часто выражается в политике и в судах, выражается в тех публичных окликах, которые раздаются в адрес христиан. Этому подходу нужно положить конец, чего бы это ни стоило — даже если мы поссоримся с самыми влиятельными лицами на уровне того или иного государства или на уровне международных структур.
Нам нужно ясно дать понять окружающему миру: христианство — это не только частное дело того или иного человека. В большинстве современных правовых и политических систем мировоззрения объявляются равными. Нет общеобязательного или государственно признанного мировоззрения. И это значит, что христиане имеют точно такое же право влиять на общество, на законы, на власть, на общественные порядки и правила, как и носители любых других мировоззрений, будь то консерваторы или либералы, сторонники капитализма или сторонники социализма, приверженцы рыночной экономики или приверженцы демократии и так далее. Христианское мировоззрение ничуть не менее имеет основания для совершенствования общественных порядков, чем любое другое мировоззренческое или политическое учение, в том числе, кстати, позитивизм и материализм.
Христиан пытаются унижать, на их святыни пытаются нападать, с ними пытаются спорить через суды и политические решения именно потому, что определенные силы очень не желают возвращения христианства как общественно значимой силы и как одного из учений, которые призваны определять жизнь общества. Как только христиане предлагают законопроекты, направленные на укрепление традиционной нравственности, как только они заявляют о своем участии в общественных процессах, тут же обрушиваются атаки — и на них самих, и на их взгляды, и на их святыни. И об этом тоже нужно сегодня прямо говорить.
Силы, которые не хотели бы присутствия христианства в общественной жизни, понимают, что проигрывают исторический спор, и пытаются действовать методами провокации, методами дрессировки, методами политического и иного давления. Сегодня количество преступлений против христиан, антихристианских действий растет во многих местах. Было уже сказано о Ближнем Востоке и Северной Африке, но не случайно на конференции много раз говорилось о том, что антихристианские действия все чаще проявляются к западу от Вены, то есть в странах Западной Европы. Об этом особенно ярко сказал персональный представитель действующего председательства ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, который также призван особо фокусировать свое внимание на нетерпимости и дискриминации в отношении христиан и членов иных религий, господин Автономов».
А вот что было сказано директором Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека Министерства иностранных дел Российской Федерации господином Викторовым:
«Проявления нетерпимости и дискриминации встречаются даже в тех государствах-участниках ОБСЕ, где христиане составляют большинство. Среди таких проявлений — нападения на духовенство, противодействие проведению религиозных мероприятий, разрушение и осквернение христианских церквей и кладбищ, попытки устранения религиозных символов из общественных мест, ущемление свободы выражения мнения христиан, дискриминация в экономической жизни и других сферах. Растет число вандалистских выходок и поджогов, краж христианских ценностей и объектов культурного наследия, некоторые СМИ под прикрытием свободы выражения мнения позволяют себе открыто глумиться над христианскими ценностями.
Позитивная дискриминация некоторых религиозных меньшинств приводит к нарушению прав христианского большинства. Доходит до абсурда — запрета выносить религиозные символы, запрета на установку рождественских елок и так далее. Не последнюю роль в росте этих негативных тенденций сыграл агрессивный западный неолиберализм и воинствующий секуляризм, направленный на подрыв духовных, нравственных и традиционных устоев общества. Кроме того, перекосы в реализации политики мультикультурализма на фоне растущей иммиграции привели к забвению роли и значения христианства в историческом процессе формирования общих европейских ценностей, послуживших фундаментом европейской интеграции».
Действительно сталкиваются два мировоззрения. Одно настаивает на том, что религия, в частности, христианство, имеет право определять общественную нравственность и жизнь общества в целом. Другое пытается сказать: нет, секулярное мировоззрение имеет право на устроение общества, а религиозное нет. Это диктаторское заявление. Это не просто двойной стандарт, а прямой призыв к дискриминации одних людей по отношению к другим. Попытка объявить секулярное мировоззрение единственно возможным для устроения общества — это тоталитаризм. Это не просто проявление интеллектуального жульничества. Это стремление жестко подавить — силой судов, государств, полиции, информационных кампаний, политического давления — волю одних людей в угоду воле людей других, и об этом сегодня нужно прямо говорить. Прекрасно, что об этом сегодня говорят и на площадке международных организаций. Но еще большую дорогу нужно пройти. Пусть эта дорога будет дорогой мира, и пусть всегда люди, которые обсуждают будущее своих исторических путей, прислушиваются к голосу Церкви, голосу Христова Евангелия, голосу милости и истины.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru