Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Отмена моратория на государственную регистрацию религиозных организаций Русской Православной Церкви

Отмена моратория на государственную регистрацию религиозных организаций Русской Православной Церкви
Версия для печати
28 мая 2015 г. 13:12

В октябре 2014 г. Священный Синод Русской Православной Церкви установил мораторий на регистрацию религиозных организаций Русской Православной Церкви на период до внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ, направленных на вывод религиозных организаций из-под действия ряда статей главы 4 ГК РФ.

Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу группой депутатов во главе с первым заместителем председателя Государственной Думы А.Д. Жуковым.

В настоящее время Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 06 апреля № 80-ФЗ подписан Президентом РФ, опубликован и вступил в силу.

Изменения, которые внесены новым законом, комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

Статья опубликована в журнале «Приход» (№ 3, 2015).

1. Религиозные организации выведены из-под действия:

  • п. 5 ст. 50 ГК РФ, согласно которому «некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью …»;
  • ст. 53.1 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо, его учредители (участники) вправе потребовать от лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, возместить убытки, причиненные по их вине юридическому лицу (п. 10 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

2. В решения об учреждении религиозной организации (в частности, в указы архиереев) не будут включаться сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества религиозной организации (п. 5 ст. 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

3. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций (п. 10 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

4. Положения Гражданского кодекса РФ применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами (п. 2 ст. 123.26 ГК РФ). Данное положение позволяет впоследствии, при применении ГК РФ на практике, в случае обнаружения норм, не соответствующих интересам религиозных организаций, внести в Закон о свободе совести альтернативные нормы, отвечающие интересам религиозных организаций.

В связи с принятием комментируемого закона установленный Священным Синодом мораторий на регистрацию вновь созданных религиозных организаций Русской Православной Церкви снят.

В печатной версии данного разъяснения содержится подробный анализ новаций принятого закона.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»