Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Алексия на приеме в селе Монастырщина 21 сентября 2005 года

Версия для печати
22 сентября 2005 г. 14:04

Сегодня мы торжественно празднуем знаменательную дату — 625-летие Куликовской битвы, молитвенно вспоминая тех, кто подъял на свои плечи подвиг защиты родных земель перед лицом иноплеменного нашествия.

Очевидно, что величие Куликовского сражения состоит, прежде всего, в том единстве, которое сумел явить народ-победитель, и выражением которого стали слова, сказанные по преданию преподобным Сергием Радонежским в момент благословения благоверного князя Димитрия: «Единением и любовью спасемся».

Слова «всероссийского игумена» на все последующие времена стали указанием того единственного пути, на котором возможно достижения российским обществом подлинного благополучия, основанного на несокрушимом камне живой православной веры.

Именно поэтому поход русских дружин против полчищ золотоордынского полководца Мамая получил отображение в исторических источниках того времени, не столько как стратегически значимая военная акция, сколько как духовный подвиг христолюбивого воинства, возглавляемого князем, благословленным на битву игуменом всей русской земли — преподобным Сергием Радонежским.

Символами этого духовного противостояния, нашедшими отражение в летописном описании битвы, стал поединок двух ратников: схимника Троицкой обители Александра (Пересвета) и ордынского богатыря Челубея.

Куликово поле стало не просто серьезным испытанием для русского народа, но и важной исторической вехой на пути обретения народом Руси своей национальной самобытности, культурной идентичности и политической независимости.

Вместе с тем, это сражение стало ярким свидетельством величия тех идеалов, которыми питался дух русского воинства, полагавшего души свои «за други своя» (Ин. 15, 13). Оно продемонстрировало, что подлинную любовь имеет только высокодуховный человек, живущий по заповедям Божиим и имеющий опыт жизни в Боге, Который по слову Писания Сам «есть любовь» (1 Ин. 4, 8).

Это особенно важно осознавать в эпоху, когда христианские мировоззренческие и нравственные ценности подвергаются мощному натиску секуляризма, стремящегося сделать человеческие страсти и греховные наклонности нормой жизни современного общества.

Очевидно, что идеология секуляризма, апеллирующая к эгоистическим устремлениям греховной человеческой личности, не может быть прочным фундаментом для созидания государства и общества на началах мира, любви и согласия.

Между тем история с несомненностью свидетельствует, что в трудные, роковые эпохи своего бытия народ Российского Государства всегда умел оставить в стороне все противоречия и разногласия, разделявшие людей в обычной жизни и плечом к плечу встать на защиту родных земель.

Говоря о силе народного духа, следует иметь в виду, что прочным основанием для великих дерзаний наших предков была православная вера, значение которой в истории становления и возрастания Российского государства трудно переоценить. Даже в эпоху тоталитарного атеизма, испытывая страшный духовный голод,  народ России в большинстве своем оставался носителем нравственных принципов воспитанных в нем благотворными усилиями Православной Церкви.

Победа русского оружия на поле Куликовом дает нам прекрасный пример того, сколь огромное значение имеет забота государственной власти о духовном состоянии и патриотическом воспитании воинства.

Только внутреннее единство Русской Православной Церкви с народом  России может стать залогом дальнейшего благополучного развития Отечества и в наши дни. Именно поэтому так важны сегодня усилия, направленные на приобщение россиян и особенно нашего молодого поколения к традициям своих отцов и дедов, к историческому наследию своей Родины, к святой православной вере способной в трудных обстоятельствах земной жизни стать подлинным оплотом для каждого человека и всего общества.

Положительные тенденции заметные ныне в общественной жизни страны вселяют в нас надежду, на то, что подвиг наших благочестивых предков положивших свои души ради торжества веры, ради блага ближних и всего Отечества станет живым примером для современного поколения российских граждан, трудящихся в самых различных областях на благо России.

Поздравляю всех вас, Преосвященные архипастыри, уважаемые представители светской власти, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры, с 625-летием победы на Куликовом поле и желаю помощи Божией в нашем общем деле — служении Родине и русскому народу.

Патриархия.ru

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина