Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Бог был с нашим народом в священной войне

Бог был с нашим народом в священной войне
Версия для печати
9 июля 2015 г. 08:57

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 4 июля 2015 года.

Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

В связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, в связи с воспоминаниями, касающимися периода войны, в связи с последующими историческими дискуссиями, с тем, как война и Победа воспринимались в 90-е годы и в последние полтора десятилетия, в обществе и в контексте внутрицерковной дискуссии часто задается вопрос: а правильно ли воевали тогда советские люди, в том числе русские, украинцы, белорусы, за свою страну? Не нужно ли было отдаться на милость победителей, обратить оружие против безбожной советской власти и достичь большего единства с теми, кто тогда выступал против нас — с гитлеровцами, или с теми, кто мог прийти им на смену после неизбежной кончины человеконенавистнического и поэтому непрочного гитлеровского режима?

Некоторые выступают против таких акций как «Бессмертный полк» или «Свеча памяти». Некоторые считают, что народ, который живет памятью о войне и тем более называет ее священной, — это народ второго сорта, потому что он свои лучшие воспоминания связывает с чем-то недостойным цивилизованного человека, то есть с воинским делом, с воинским служением и подвигом. Кто-то иррационально скажет: «Не надо нам говорить о войне, мы боимся ее, не напоминайте нам о ней, мы не хотим все это слышать». Кто-то будет обращать внимание на богословские или псевдобогословские аргументы, возникшие на Западе в 60-е — 80-е годы, а потом отчасти перенятые некоторыми православными мыслителями — аргументы о том, что не может христианин быть воином, это противно евангельскому посланию, это искажение Евангелия, искажение подлинной христианской традиции, и сегодня христианин должен осудить или по крайней мере замолчать те страницы истории Церкви и церковного Предания, которые связаны с воинским служением, и перейти на пацифистское мировоззрение.

Оно сегодня, очевидно, все больше и больше становится несостоятельным, но для многих людей, живущих спокойной мирной жизнью больших городов, оно является хорошим подспорьем в достижении душевного комфорта. Кто-то скажет в себе: не буду думать о том, почему Господь в свое время благословлял людей на брань, не буду вспоминать все трагические и героические страницы истории, которые связаны с воинским подвигом, не буду ставить перед собой богословского, духовного вопроса о смысле страдания и смысле воинского служения — и буду спокойнее жить, буду считать, что христианство есть нечто никак не тревожащее ни ума, ни сердца, а только один из элементов потребительского образа жизни, обывательской психологии, всего того, чему Евангелие по большому счету противоположно, и чему противоположно христианское Предание, согласно которому, лучшие христиане всегда отказывались от обывательских и потребительских приоритетов, от мира сего и шли на самопожертвование, на целожизненный подвиг, шли за Христом, отвергаясь мирских вещей, приоритетов, почестей, но вместе с тем и мирских волнений, которые буквально порабощают и разрушают душу современного человека.

Многие сегодня в интернете и в ходе разных общественных дискуссий говорят, что надо забыть о воинах, о победах, что это все не имеет отношения к христианскому миросозерцанию, что это чужое, «светское», что это имеет отношение лишь к государству, которого христианин якобы должен чураться. Но при этом люди забывают, что мирные времена редко бывают долгими. И история бросает вызов христианам — вызов, связанный с простым вопросом: как защитить свой народ, семью, землю, Отечество, свободу мировоззренческого выбора людей, в том числе свободу жить как христиане и исповедовать Христа? На этот вопрос наш народ всегда давал правильный ответ: он отстаивал свою свободу даже с оружием в руках и умел сказать окружающим, что он способен постоять за свою веру, свободу, жизнь, что у него есть для этого и воля, и сила. И умные наши исторические оппоненты понимали это. А те, кто не понимал, часто вторгались, в основном с Запада, хотя иногда и с Востока, на наши земли и получали достойный ответ.

На фоне дискуссий, которые сегодня ведутся, прозвучало пророческое слово Святейшего Патриарха — слово очень честное и прямое, слово, которое вновь говорит о Святейшем как о человеке, которого невозможно запугать или окриками заставить подстраиваться под культуру жизни и деятельности ради лайков и репостов.

Вот что было сказано Святейшим Патриархом в интервью информационному агентству «РИА-Новости» в связи с годовщиной начала Великой Отечественной войны, годовщиной, которую Святейший Патриарх встретил в Брестской крепости, обращаясь в 4 часа утра — в точное время, в которое когда-то началась война, — к людям, собравшимся для того, чтобы почтить эту дату: «Наши воины верили в Россию, Русь, святость своей родины и земли. И за это были готовы не только терпеть страдания, проливать кровь, но и отдавать свою жизнь. Это была глубинная, нередко неосознанная вера в то, что русский путь, русская культура имеют право на жизнь и ценны не только для носителей этой традиции. Русский воин, отдававший свою жизнь на той страшной войне, чувствовал, что нашему народу есть что сказать всему миру. И если этот народ будет уничтожен, порабощен — это приведет к еще большей катастрофе, нежели сама война».

Действительно, наш народ, даже шедший под советскими знаменами, оставался в душе христианским. Он чувствовал Божию правду и понимал, что, если он потерпит поражение или просто пойдет и сдастся неприятелям, он, может быть, приобретет что-то с материальной точки зрения, солдаты выживут, и неприятели, возможно, обеспечат людей и питанием, и некоторым процветанием. Гитлер этого не обещал, но у некоторых была все-таки надежда на искушение сытостью и спокойствием в обмен на свободу и на отказ от Божией правды. Но наш народ не поддался на это искушение. Наш народ оставался христианским в рамках безбожного государства. И понимали люди — может быть, даже не осознававшие себя в качестве христиан, — что, отдавшись на духовное и политическое порабощение, они никогда больше не смогут как народ ни в тогдашнем поколении, ни в будущем возвещать единственную правду, которую должен услышать мир и которую он в значительной степени потерял.

Вот что было дальше сказано Святейшим Патриархом: «И сегодня мы должны чаще себя спрашивать: а нам есть за что отдать жизнь? В чем может заключаться наше послание миру? Или мы только умеем потреблять чужие продукты, высокотехнологичные новинки, пустые развлечения? Верим ли мы сегодня в свою духовную, культурную, национальную состоятельность? Способны ли мы на подвиг, выходящий за пределы баталий в медиапространстве? Что мы сегодняшние можем сказать отдавшим свои жизни ради наших? Это непраздные вопросы. От ответа на них зависит наше будущее».

Действительно, будущее России и будущее всех православных народов зависит от вопроса о том, способны ли они предпочесть духовное материальному, не заключиться навсегда в клетку навязанных людям ложных, обманчивых потребительских «ценностей», ради которых жить не стоит, а умирать никогда и никто не будет. Святейший Патриарх напомнил о том, что, война была послана нашему народу не случайно, не случайно Господь ее попустил. Вот что было сказано в интервью: «В простом народе было ясное понимание, что случившаяся война — это закономерное наказание за грех богоотступничества. Упоение от мнимого освобождения от оков царизма и религии было действительно массовым, но те, кто сохраняли трезвый взгляд, понимали, что последствия неизбежны, поэтому и молитвы были прежде всего покаянными. У нас нет статистики, какой процент вчерашних отступников из свежеиспеченных атеистов вернулся к Богу и покаялся. Но очевидно: если бы этого не произошло, открывшиеся с 1943 года храмы так и стояли бы пустыми».

Не случайно происходят многие события, которые являются ужасными с точки зрения приоритетов земной жизни, но помогают людям войти в вечную жизнь, к которой нам нужно стремиться. И не случайно Церковь не боится сегодня напоминать об этом людям — напоминать спокойно, смиренно, без всякого вызова, но напоминать, потому что именно такое напоминание многим людям отворяет прежде закрытые врата блаженной вечности. Встречаясь с ветеранами в день годовщины парада Победы 24 июня этого года, Святейший Патриарх еще раз сказал о том, что вопрос о возможности отдачи жизни за своих ближних и за высшую правду — это, наверное, центральный вопрос всех общественных дискуссий сегодня. Не случайно этот вопрос вызывает столько ожесточенных споров — иногда достаточно глупых, иногда эмоциональных, но весьма неслучайных. Что важнее: мои земные приобретения, мое земное здоровье и комфорт — или высшие ценности? От ответа на этот вопрос зависит устройство общества, правила, по которым оно живет, зависит целеполагание, зависит вектор развития цивилизации, зависит все, что в обществе считается главным и что считается второстепенным.

Вот что было сказано Его Святейшеством: «Возникает очень серьезный, принципиальный мировоззренческий вопрос. Ведь самое дорогое у человека — это жизнь, и некоторые говорят, что нет такой цены, которой можно было бы ее оплатить. Многие считают неправильным отдавать жизнь даже за самые высокие идеи. Но если бы эти мысли были укоренены в сознании нашего народа, то России бы сегодня не существовало. Ибо есть идеалы и ценности, ради которых человек может отдать жизнь, и это будет не самоубийство, а подвиг. Но для того, чтобы это произошло, каким внутренне сильным человеком нужно быть! А сила духа — это не материальное понятие, ее нельзя измерить, ее нельзя оценить ни деньгами, ни привилегиями, ничем иным, что так желанно для многих, особенно сегодня. Сила духа — это то, что к нам приходит от Бога. И, как говорили, в окопах не было неверующих; а если кто и не верил, то и с ним был Бог, потому что и такой был готов жизнь свою отдать за Родину, за товарищей. Для меня совершенно очевидно, что великий подвиг нашего народа увенчался победой еще и потому, что с нами действительно был Бог».

Бог был с нашим народом, Он его вел в этой священной войне. Не нужно сегодня стесняться и стыдиться об этом свидетельствовать вновь и вновь. Святейший Патриарх сравнил гитлеровцев с Голиафом. Действительно, у них была огромная военная мощь и на них работала вся Европа — буквально вся, кроме Великобритании. «А навстречу, — сказал Святейший, — шли плохо обученные и плохо обмундированные Давиды с одной трехлинейкой на двоих, и победили. Победили, потому что с ними был Бог, Он укреплял их дух, Он слышал их молитвы, и в ответ на подвиг, на героизм, на готовность пожертвовать собой Он дал нашему народу силы и привел к великой Победе. Желаю всем вам, мои дорогие, — и ветеранам, и среднему и молодому поколению — силы духа, духовного и физического здоровья, любви к Родине, чтобы мы как народ всегда были способны одолеть любого врага и одержать по милости Божией победу».

Пусть всегда победный дух, дух Христов, дух христианского воинства, которое побеждает не только на поле брани, но и во внутренней борьбе — борьбе с тем искушением жизни ради кошелька и брюха, жизни ради душевного комфорта, которое сегодня подбрасывается нашими недругами. Дай Бог, чтобы борьбе с этим искушением и в борьбе за то, чтобы всегда стоять в Христовой правде, мы были победителями, и Господь пусть будет нам в этом и наставником, и вождем и помощником.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

«Прыгай веселее…» К 100-летию со дня рождения лаврского схиархимандрита Михаила (Балаева) [Статья]

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в пленарном заседании XXIX Димитриевских образовательных чтений в Ростове-на-Дону

Представители Русской и Сербской Православных Церквей приняли участие в праздновании 80-летия освобождения Белграда во Второй мировой войне

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков