Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 8 августа 2015 года.
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.
Опять произошла — отнюдь не первая за последние месяцы — страшная автокатастрофа в Хабаровском крае, где столкнулось два рейсовых пассажирских автобуса и опять погибло значительное количество людей, а многие десятки людей получили серьезные ранения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в связи с этим трагическим происшествием выразил соболезнования, заверил в своих молитвах о скончавшихся и о тех, кто пострадал, и подчеркнул, что еще раз призывает все общество помнить об исключительной ценности человеческой жизни и заботиться о безопасности друг друга: «Только когда в каждом из нас укрепится чувство ответственности за окружающих нас людей, подобные трагедии будут случаться реже».
Но, наверное, именно в нашей стране, так же как и в других постсоветских странах, все чаще получается так, что аварии происходят из-за изношенности машин, в том числе перевозящих пассажиров, и из-за того, что водители работают по много часов, практически в недостойных человека условиях. Они сидят за рулем по 12 часов в сутки, меняясь несколько раз в течении суток друг с другом, причем водитель, который отдыхает, делает это на сиденье автобуса. Люди не имеют возможности полноценно провести ночь, помыться, переодеться, нормально потрапезничать. И, конечно, когда человек работает в таком режиме несколько дней — а часто длительные поездки, в том числе паломнические, совершаются в течение многих дней, — без остановок, без того, чтобы люди могли нормально переночевать — вот это приводит к совершенно нечеловеческим условиям труда и как следствие к катастрофам. Автопарк, в том числе парк пассажирских автобусов, часто состоит из машин, давно списанных в западных странах и используемых сейчас в России, на Украине и в некоторых других странах постсоветского пространства.
Имеют место безответственность, беспорядок. Иногда люди надеются на русское «авось», говорят, что у нас строгость законов покрывается необязательностью их соблюдения. И люди приноровились к старой технике, к тяжелым условиям труда — никто не вспоминает про восьмичасовой рабочий день, про достойные условия для того, чтобы нормально провести ночь. Но рано или поздно эта привычка к беспорядку, оправдываемому надеждой на смекалку, на выносливость, на интуицию, связанную с теми или иными рабочими процессами, — сослужит нашей стране, нашему народу дурную службу.
Порядок, законность, умение создать человеку достойные условия труда — это не просто какие-то формальные вещи, как иногда сегодня нам пытаются сказать. Это часть той самой ответственности, нравственной ответственности, в случае с христианином — религиозной ответственности за жизнь, безопасность и здоровье друг друга, о которой сказал Святейший Патриарх в связи с катастрофой в Хабаровском крае.
Не случайно разрабатываются законы. Авиаторы говорят, что правила безопасности, связанные с полетами, написаны кровью. Точно так же — законы, которые касаются безопасности на дорогах и соответствующие правила, законы, которые касаются продовольственной безопасности. Все это основано на печальном опыте многих стран и часто на нашем собственном печальном опыте. Поэтому ответственность и законность, забота друг о друге и соблюдение правил — это вещи, которые не нужно разводить в народном сознании в разные стороны, это вещи, которые как раз нужно соединить. Наша четкость в соблюдении законов и правил, наша вежливость по отношению друг ко другу, наше законопослушание — это не просто что-то, что является формальным требованием государства или общества, это часть нашего христианского самосознания, нашей христианской нравственной позиции. По крайней мере так должно быть.
Еще одна тема сегодня активно подымается в интернете и в разного рода общественных дискуссиях. Было принято решение об уничтожении продуктов, ввозимых в Россию вопреки установлениям, которые были ответом на западные санкции. Высказываются, в том числе депутатами Государственной Думы, предложения передать эти продукты неимущим, жителям страдающих сегодня Донецкой и Луганской областей, всем людям, которые в продуктах нуждаются.
С одной стороны, продуктами основная часть населения России обеспечена, и у нас есть сегодня достаточно дешевые продукты. С другой стороны, предложение, которое делается, в частности, депутатами Государственной Думы, не лишено нравственных оснований и нравственной красоты. Действительно, есть люди совсем бедные, которые были бы рады лишнему куску мяса или сыра, а некоторые и не имеют возможности купить мясо или сыр чаще чем раз в неделю — может быть, два раза в неделю. Этим людям нужно помогать, и передать им продукты, которые сегодня изымаются у незаконно их поставляющих лиц, было бы, как мне кажется, весьма и весьма достойным шагом.
Другое дело, что эта инициатива не должна быть использована как лазейка для незаконных действий, для поставки в Россию продуктов, которые мы решили в страну не допускать, отвечая на недружественные, несправедливые, по большому счету неправильные с нравственной точки зрения действия, которые были предприняты по отношению к нашей стороне. Если и передавать продукты неимущим и отправлять их в те же Донецкую и Луганскую области, это должно делаться под жестким государственным и общественным контролем — так, чтобы эти продукты не оказались в одночасье на прилавках крупных магазинов или вообще где-либо в торговой сети. К сожалению, мы знаем, что часто под видом благотворительности совершаются сомнительные действия, и такую опасность также нужно иметь в виду. И, конечно же, если вести речь о продуктах, которые будут отправляться неимущим или страдающим людям, речь не может идти о несертифицированных товарах. Кормить отравой или тухлятиной нельзя никого — даже людей, которые нуждаются или являются неимущими.
Более того, в связи с вопросом об использовании нелегально поставляемых в Россию продуктов в гуманитарных целях стоит, наверное, обсудить и вопрос об ответственности тех, кто совершает эти манипуляции. Было бы справедливо обязать их не только оплатить — не осуществить, а оплатить — поставку этих продуктов тем, кто в них нуждается, но и закупить еще как минимум такую же партию продуктов за свой счет и использовать ее также в гуманитарных целях. Это было бы одновременно мерой наказания и мерой гуманитарного характера.
Любопытно, что иные люди, которые высказываются в пользу передачи нуждающимся продуктов, изымаемых сейчас на таможнях и уничтожаемых, почему-то попутно говорят о принятых государственной властью контрсанкциях как о чем-то априори плохом и недостойном. Получается так, что с точки зрения некоторых людей соблюдать закон в одних случаях — например, тогда, когда ты приезжаешь в западную страну с запрещенными продуктами, — можно и к решением тамошних властей нужно относиться с пониманием, а вот в случае, когда власти России принимают решение, направленное на защиту нашей страны от экономического и политического давления, а наших граждан — от продуктов сомнительного происхождения, нам почему-то говорят, что можно не подчиняться, и это будет какой-то доблестью. Законность в любом случае должна поддерживаться. И особенно странно выглядят те, кто с максимальным уважением относится к международному праву или к законам зарубежных государств, но жестко критикуют свои законы (что, конечно, можно делать), и при этом еще предлагают их не исполнять.
Сегодня Россия должна, наконец, сделать мощный прорыв к тому, чтобы обеспечивать себя сама. И, наверное, все интересы, которые связаны с бытом, здесь должны приниматься во внимание в последнюю очередь. Возможно, мы не сможем еще какое-то время обходиться без импорта технологий в военной сфере, в научной сфере, в медицинской сфере, которые очень важны, критически важны для нормального развития страны. Но в области быта, в области личных интересов лучше сделать все для того, чтобы страна быстро, за полгода, перешла на самообеспечение. Это гораздо лучше, чем поступаться свободой, независимостью, самостоятельностью в принятии решений. Наш народ всегда ценил свободу больше, чем кусок хлеба, больше, чем бытовой комфорт, больше, чем эгоистические интересы личности или группы людей. Будем надеяться, что так будет и всегда. Решения, которые принимаются нашим народом, нашим государством, в этой области будут не только уважаться, но и поддерживаться лидерами общественного мнения. Иначе какие же они лидеры, если они готовы продать за ту или иную похлебку, за ту или иную бытовую примочку самое главное — свободу, возможность жить согласно собственному выбору. Народ этот свой выбор и свою свободу ценит, и его лидерами будут всегда только те, кто этот выбор уважает и старается его защитить, сохранить, реализовать в истории.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru