Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня после Литургии в столичном храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня после Литургии в столичном храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине
Версия для печати
19 августа 2015 г. 22:09

19 августа 2015 года, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в столичном храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Преображения Господня, праздником Божественного света — того света, который Господь явил на горе Фавор Своим ученикам, и, прикоснувшись к которому, они увидели иной мир, иное бытие.

Сам Господь говорит о Себе, что Он есть свет (Ин. 8:12). Это означает, что свет — не просто некий атрибут, а сама суть Божества. Чтобы понять, что означает для нас Божественный свет, достаточно вспомнить, что без света нет видения. У человека может быть замечательное зрение, но если его поместить в полную темноту, он ничего не увидит. Это значит, что свет есть непременное условие видения. Мы знаем, что без света мы не видим предметов, не можем ориентироваться в пространстве. Мы просто не можем делать все то, что мы делаем, видя окружающий нас мир.

Но то, что справедливо в отношении физического мира, справедливо и в отношении мира духовного — того мира, который наполнен мыслями, чувствами, идеями. Это невидимый мир, но то, что в этом мире происходит и из этого мира проистекает, влияет на то, каким становится мир физический. И отрицать этот духовный мир невозможно, потому что он присутствует в каждом человеке.

Так вот, и в духовном мире невозможно ориентироваться и различать предметы, если нет света. А поскольку именно в этом мире разворачивается вся гамма человеческой истории, в центре которой — борьба добра со злом, то естественно, что в мире духовном также возгораются различные источники света, которые ориентируют человека в сторону тех или иных идей, тех или иных ценностей.

В духовном мире горят маленькие огоньки, в которых отображается Божественный свет, — это человеческая мудрость, это человеческая доброта, это все то, что проистекает от Бога. Маленькие огоньки неспособны осветить весь огромный духовный мир, но они, тем не менее, помогают людям ориентироваться. Однако очень часто эти огоньки не горят долго, потому что их возжигают люди ограниченные, слабые. И даже если от таких огоньков проистекают добрые мысли, то в силу человеческой ограниченности они не могут постоянно пребывать в этом мире — в какой-то момент они сильны, затем становятся слабее и, наконец, полностью исчезают.

Но есть в этом мире и иные огни, которые воспринимаются порой людьми так же, как ложные маяки воспринимаются флотоводцами, капитанами судов. Если, упаси Бог, довериться такому мнимому свету, то гибель неминуема: можно удариться о прибрежные скалы, разрушить корабль и погубить людей. Эти огни, которые не отображают Божественного света, также мерцают в этом духовном мире. Иногда, питаемые человеческой властью, силой, деньгами, они ярко вспыхивают, так что к ним устремляются люди, думая, что это и есть свет, это и есть правда, к нему и нужно идти. Слава Богу, обычно этот огонь тухнет за какой-то короткий промежуток времени. Но ведь оттого опасность таких ложных маяков не уменьшается, потому что на смену одному приходит другой, и если посмотреть на духовный мир, в котором мы сегодня живем, то мы увидим тысячи и миллионы подобных огней. Как же не запутаться, как же не потерять ориентир? Как же увидеть подлинный свет?

Подлинный Божественный свет — это Божественная мудрость и Божественное слово. А отличить их от человеческой мудрости и человеческих слов достаточно просто. Божественное слово не несет человеку никакой опасности, никакой беды, — это знает каждый, кто хоть раз в жизни послушал это слово. Если распознать Божий свет, принять его в свой разум и душу, то человек никогда об этом не пожалеет.

Фаворский свет был не только светом Божественной мудрости. Он был также явлением Божественной энергии. Бог передает Свою энергию окружающему миру. Она не видна, как не видна и физическая энергия, но ведь оттого сам факт ее существования никто не ставит под сомнение. Мы знаем, что физическая энергия существует — достаточно замкнуть электрическую цепь, и увидеть загоревшийся свет. Точно то же самое происходит в мире духовном. Божественная энергия не видна, но если мы подключаемся к этой энергии через свою веру в Бога, если мы входим в общение с Ним, то и внутри нас загорается Божественный свет, и мы начинаем видеть все, что необходимо, дабы не заблудиться в потемках духовного мира. Человек обретает мудрость и силу, обретает способность отличать добро от зла, обретает способность сопротивляться искушениям — тем самым опасным огонькам, которые чаще всего манят человека в пропасть. Божественная мудрость и Божественная сила делают человека сильным и способным сопротивляться самым тяжелым жизненным обстоятельствам и устремляться к Богу, навстречу вечному Божественному свету.

Апостолы увидели невидимый свет — но не только апостолы. В истории Церкви было много подвижников, которые оставили свидетельства о том, как они видели этот свет. Один из них, кто совсем недавно отошел ко Господу, — святой преподобный Паисий Афонский — оставил нам воспоминания о том, как во время молитвы в полном уединении, в афонской келье, он вдруг увидел Божественный свет и не мог отвести от него взор. И это никакая не галлюцинация. Галлюцинация сопровождается умопомрачением, потерей ориентации, неспособностью четко сказать, что с человеком произошло, а видение Божественного света было настолько отчетливым и оставило такой неизгладимый духовный свет в душе святого Паисия, что он передал это другим людям, у которых никогда не возникало сомнения в том, что святой старец говорит правду. И если бы только святой Паисий! Мы знаем, как и в древности, и в новые времена Божественный свет являлся праведникам, для того чтобы укрепить их веру, а через них укрепить и нашу веру. Мы не видим этого света из-за своих грехов, из-за своей слабости, из-за своей рассредоточенности, из-за своей неспособности сконцентрировать внимание на самом главном, но через свидетельство других опыт Божественного света входит и в наши души, укрепляя нашу веру и нашу способность слышать Божий голос и следовать Божественной мудрости.

В наше столь трудное время, время многих искушений и испытаний, как важно памятовать об этом великом дне Божественного света, о дне Преображения, который сегодня мы так торжественно празднуем. Апостолы, на короткий момент преобразившиеся вместе с Господом и Спасителем, получили огромную силу веры, которая помогла им пройти вместе со своим Учителем через страшные испытания, которая помогла им после Его Вознесения пройти во все концы земли, чтобы проповедовать Его слово. Так пусть и сегодняшний небольшой, но реальный опыт соприкосновения с Господом во время молитвы, во время приобщения Святых Христовы Таин, во время совместного прославления дня Преображения поможет и нам в повседневных обстоятельствах жизни быть способными слышать голос Божий и воспринимать Его Божественную благодать. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина