Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Климент: «Цели и задачи, которые наметит Архиерейский Собор, станут ориентирами в каждодневной жизни для миллионов верующих»

Митрополит Климент: 'Цели и задачи, которые наметит Архиерейский Собор, станут ориентирами в каждодневной жизни для миллионов верующих'
Версия для печати
10 июня 2008 г. 16:00

В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в интервью сайту Собора рассказал о предстоящем церковном форуме.

— Ваше Высокопреосвященство, одной из главных тем предстоящего Собора станет церковное единство. С чем это связано?

— Действительно, тема единства Церкви станет одной из основных во время работы Архиерейского Собора, и тому есть несколько причин. Во-первых, прошедший 2007 год стал годом восстановления церковного единства внутри Поместной Русской Православной Церкви: 17 мая 2007 года состоялось подписание Акта о каноническом общении, согласно которому Русская Православная Церковь Заграницей стала единым целым с Матерью-Церковью. Таким образом, было преодолено разделение, которое причиняло боль сердцу каждого верующего — как в России, так и в рассеянии.

И Собор засвидетельствует, что одной из высших христианских ценностей было и остается единство — прежде всего, единство Церкви. Это понимание основывается на словах Христа Спасителя, молившегося перед Своими Крестными страданиями: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21). Все мы помним слова апостола Павла, заповедавшего своим ученикам соблюдать «единство веры в союзе мира» (ср. Еф. 4, 1—3).

О церковном единстве как о необходимом условии сохранения живой связи с Церковью как с таинственным Телом Христовым писали Святые отцы и учителя Церкви — святые Ириней Лионский, Киприан Карфагенский, Василий Великий. Все они призывали свято хранить церковное единство.

Поэтому столь радостным и поистине историческим событием стало восстановление единства Поместной Русской Православной Церкви. Собор засвидетельствует вновь и вновь: там, где двое или трое собраны во имя Христово, нет места разделениям; там присутствует Сам Господь, объединяя верующих Своей любовью и благодатными дарами Святого Духа.

— Какие еще причины повлияли на выбор темы предстоящего Собора?

— Церковь хранила заповедь Спасителя «да будут все едино» с первых веков своего исторического существования, однако во все времена находились люди, по разным причинам вносившие в церковную жизнь разделения и нестроения. И, к сожалению, в настоящее время внутри Русской Православной Церкви присутствуют некоторые процессы, направленные на разделение верующих.

Я недаром упомянул о том, что церковные нестроения возникали в истории по различным причинам. Порой это были неверные толкования евангельских истин, богословские заблуждения — и тогда Церковь сталкивалась с искажениями веры, с ересями. Но чуть ли не большую долю в истории церковных разделений занимают расколы, происходившие по причинам, практически не связанным с вероучительными вопросами. Иногда это были целиком и полностью политические «проекты», иногда сепаратистские настроения прикрывались псевдо-религиозными лозунгами.

Наконец, отечественная история знает печальный пример возникновения раскола в XVII веке — разделения, родившегося на почве приверженности верующих по большей части обрядовой стороне веры, а не ее внутреннему содержанию. XX век принес новые примеры церковных разделений. Об одном из них мы уже упоминали — это отделение от Русской Православной Церкви ее части, объединившей по преимуществу эмигрантов в рассеянии, что привело к образованию Русской Православной Церкви Заграницей.

Но эти примеры — скорее иллюстрации того, как возникает церковное разделение в силу политических причин. Мы же в последнее время столкнулись со случаями, когда нестроения в церковной жизни возникают по причинам, связанным с неверным пониманием сути самой духовной жизни некоторыми верующими или даже представителями духовенства.

В частности, на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о признании антицерковного характера изданий «Дух христианина» (г. Москва) и «Пасха Третьего Рима» (г. Выкса Нижегородской обл.). Это — тревожный знак всем нам. Внутри церковной ограды всегда есть место обсуждению различных вопросов, в том числе и богословских, однако призывы к открытому противлению священноначалию свидетельствуют, что иные «ревнители» борются за чистоту веры, упуская из виду то, что Символ веры, который мы исповедуем, содержит недвусмысленные экклезиологические догматы.

Так, учение о Церкви, экклезиология, опирается на утверждение в Символе веры «единой, святой, соборной и Апостольской Церкви». Когда же знакомишься с публикациями некоторых изданий, именующих себя церковными и православными, создается впечатление, что их авторы ратуют за святость Церкви и забывают об остальных ее свойствах — единстве, соборности и апостольском преемстве.

Отчасти эти искажения понимания сути церковной жизни можно объяснить тем, что значительная часть тех, кто составляет сегодня церковную паству, — это люди, пришедшие к вере сравнительно недавно. Поэтому в их сознании порой причудливо переплетаются церковные догматы и постулаты сугубо гуманистического мировоззрения, политические идеи и откровенно чуждые христианству воззрения, заимствованные из других религий.

Кстати, именно поэтому Русская Православная Церковь выступает за введение в общеобразовательных школах курса основ православной культуры. Несмотря на огромные труды, которые предпринимает духовенство, несмотря на большое количество издаваемой православной литературы, общий уровень религиозной грамотности наших соотечественников оставляет желать много лучшего.

— Вы упомянули о жизни приходов как об одном из аспектов укрепления церковного единства. Скажите, пожалуйста, какие формы приходской деятельности могут, по вашему мнению, положительно повлиять на этот процесс?

— По моему глубокому убеждению, подлинным организующим центром, объединяющим всех православных на их территориях, должны стать епархии. Собственно, в этом нет ничего нового: в Уставе Русской Православной Церкви закреплены, среди прочих, следующие обязанности епархиального архиерея: правящий епископ «заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня; имеет попечение о подготовке священно- и церковнослужителей <…> наблюдает за состоянием церковной проповеди» и т.д.

Наши усилия направлены на то, чтобы сухие формулировки церковно-правового документа на деле реализовывались в живых формах взаимодействия между приходами в социальной, просветительской, молодежной работе. Епархии должны быть не просто административным, и даже не координирующим центром в этом процессе, а участником процесса укрепления внутрицерковного единства.

Надо показать новые формы работы не только в приходах, но и в епархиях. Мы должны обратить внимание на духовное и богословское образование верующих. Но для этого священники должны быть грамотными. Есть решения Соборов, запрещающие назначать священников и рукополагать ставленников без духовного образования. Прошло время, когда было массовое открытие храмов и не хватало священников, а семинарий было недостаточно. Сейчас сложилась система богословского образования, и мы должны стремиться выполнить решения Собора о том, чтобы священники имели богословское образование.

Скажу даже больше: сейчас надо идти дальше, создавать систему работы с духовенством, уже окончившим духовные школы, то есть организовывать для них семинары и пастырские тренинги. Подобное уже стало проводиться в отдельных епархиях, но надо делать это повсеместно. Это будет повышать уровень подготовки, а, кроме того, общение священников будет укреплять единство между епископом и духовенством, так как епископ должен принимать участие в подобных пастырских семинарах, и между самими священниками — а, следовательно, и между приходами.

Надо искать и иные пути межприходской активности, и этому должны способствовать благочиния. Развитие внутрицерковного единства на уровне приходов, внутри епархий будет способствовать укреплению взаимоотношений между епархиями, а, следовательно, укреплять общецерковное единство. У нас сейчас есть возможности для этого, и мы должны в этом направлении трудиться.

— Скажите, пожалуйста, будет ли обсуждаться на Соборе положение Церкви в различных регионах России и зарубежье?

— Для участия в работе Собора в Москву приедут практически все иерархи, которые служат на канонической территории Русской Православной Церкви не только в России, но за ее пределами — на Украине, в Белоруссии, Средней Азии, Прибалтике, Европе и Америке. Тем самым будет продемонстрировано единство поместной Русской Православной Церкви и ее приверженность традициям апостольского преемства.

Участники Архиерейского Собора расскажут о состоянии дел в своих епархиях. Очевидно, что многие обстоятельства церковной жизни обусловлены особенностями культурной, общественной, а порой и политической жизни тех стран или регионов, где Церковь осуществляет свою спасительную миссию.

Безусловно, мы выразим нашу поддержку канонической Украинской Православной Церкви. Совершенно недопустимо, чтобы различные общественные и политические силы поддерживали, а порой и провоцировали церковные разделения на Украине. Сейчас в стране присутствуют сразу несколько церковных структур, претендующих на статус «национальной Церкви». При этом та Церковь, которая с точки зрения канонического права является единственно законной, постоянно подвергается нападкам.

Все это создает угрозу не только для единства Украинской Церкви, но и для Вселенского Православия. Ибо, по словам Спасителя, все верующие в Него — как ветви, питающиеся от единого ствола, корня. И если заболевает одна ветвь, болезнь сказывается и на всех остальных ветвях. Поэтому на Архиерейском Соборе мы будем ставить вопросы, волнующие православных на Украине, и будем искать пути поддержки канонического Православия в сохранении его единства.

— Какие еще вопросы намерен рассмотреть Архиерейский Собор?

— Собор подведет итоги прошедшего со времени последнего Архиерейского Собора четырехлетия. А в некотором смысле — предметом разговора станут итоги минувших после празднований 1000-летия Крещения Руси двадцати лет.

Наша жизнь стремительно меняется. Помимо перемен, происходящих в политической, экономической, социальной сферах, в области науки и техники, происходят изменения в тех областях жизни общества, которые являются предметом особого попечения и особой заботы Церкви. Я имею в виду изменения в духовной сфере, в мировоззренческих подходах современного человека к «вечным вопросам». Эти изменения не могут не волновать Церковь, которая основной своей задачей на сегодняшний день видит возрождение — в широком смысле — всего религиозного уклада жизни.

В последние годы Русская Православная Церковь динамично развивается. За двадцатилетие, прошедшее с исторической даты — 1000-летия Крещения Руси, Церковь окрепла, она восстала из руин, в которые ее превратили десятилетия государственного атеизма. Об этом свидетельствуют сухие цифры статистики: за минувшие 20 лет количество епархий увеличилось с 68 до 154; приходов — с 6 с небольшим тысяч до 27 тысяч; монастырей — с 20 до 732. Подобные цифры можно приводить еще долго. В конечном счете все они свидетельствуют о том, что Русская Православная Церковь сегодня переживает новый период своей истории — период, когда, восстановив в общем и целом основы церковной жизни, мы призваны двигаться дальше. Это движение подразумевает, прежде всего, осмысление новых исторических реалий и поиск ответов на вопросы, которые ставит перед нами современность.

Поэтому вопросы, которые станут предметом обсуждения на Соборе — это и проблема соотношения идеи прав человека с христианским мировоззрением, и процесс канонизации святых в Русской Православной Церкви, миссионерское служение, социальная деятельность, работа с молодежью, церковное образование и много другое. Одним из вопросов, которым предстоит заняться иерархам, станет церковный суд. Несмотря на то, что целая глава Устава Русской Церкви содержит положения о механизме деятельности церковного суда, еще многие вопросы остаются непроработанными. В частности, планируется выработать процедуру рассмотрения дел в церковных судах, механизм подачи и рассмотрения апелляций и другие вопросы практической организации работы церковных судебных инстанций.

Участники Собора, проанализировав итоги прошедших лет, призваны также наметить цели и задачи на будущее. В процессе рассмотрения соборных документов и непосредственного общения они обсудят насущные вопросы церковной жизни, поделятся опытом организации епархиальной и приходской деятельности. И — о чем нельзя забывать — иерархи каждый день будут молитвенно участвовать в богослужении в Храме Христа Спасителя, укрепляя тем самым Евхаристическое единство Поместной Русской Православной Церкви и демонстрируя ее приверженность традициям апостольского преемства.

— Скажите, пожалуйста, будет ли обсуждаться на Соборе церковная информационная деятельность? Для нас это принципиально важная тема, поэтому хотелось бы, чтобы Собор уделил ей внимание.

— Да, информационная деятельность и информационная политика Церкви станут предметом обсуждения на одной из секций. Священноначалие Русской Православной Церкви хорошо понимает важность и значение работы с информацией в современном мире. Мы расцениваем эту деятельность как важнейший аспект миссионерского служения Церкви, поэтому намерены внимательно изучить собранный на сегодня опыт церковных СМИ для того, чтобы наметить ориентиры для церковной журналистики.

Хочется отметить, что эти ориентиры, несмотря на их современное «приложение», остаются неизменными с точки зрения вероучения: в своей деятельности работники церковных средств массовой информации призваны в первую очередь свидетельствовать о Боге, о том, что вера не зависит ни от политических реалий, ни от социально-экономического строя того или иного государства. Они призваны говорить и писать о том, что только благодаря вере человек может сохранить себя в современном мире — мире, который, к сожалению, становится все более изощренным по части искушений и соблазнов. Церковные журналисты, равно как и все верующие, призваны к свидетельству о том, что Церковь, как и в первые века христианства, едина, свята, она хранит традиции соборности и апостольского преемства.

Убежден, что грядущий церковный форум станет одним из центральных событий не только церковной жизни, но и жизни всего нашего общества. Ведь те цели и задачи, которые наметит Архиерейский Собор, станут ориентирами в каждодневной жизни для миллионов верующих.

Пользуясь случаем, хочу пожелать коллективу Пресс-службы Архиерейского Собора благословенных успехов в трудах.

***

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»