Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов рассказал о том, что нового ожидается в жизни семинарий в 2015/2016 году, о Едином учебном плане, семинарах для преподавателей, инспекционных поездках и других направлениях деятельности Учебного комитета.
— Отец Максим, что принципиально новое ожидает высшие учебные заведения Русской Православной Церкви в этом учебном году?
— Нынешний учебный год будет особым для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви главным образом в том отношении, что все они переходят на преподавание по Единому учебному плану бакалавриата, который утвержден Высшим Церковным советом и Священным Синодом.
Этот переход осуществляется после многомесячной подготовки, в ходе которой были разработаны соответствующие нормативные документы, рабочие программы, фонд оценочных средств и другие необходимые документы для полноценного начала учебного процесса.
— Кто разрабатывал Единый Учебный план?
— Достаточно большая группа специалистов наших ведущих духовных школ — МДА, СПбДА, ПСТГУ с учетом реалий системы нашего духовного образования в целом и с пониманием того, на что можно замахнуться.
— В соответствии с Единым учебном планом теперь будут заниматься студенты всех курсов семинарий?
— Мера глубины погружения в этот учебный план оставлена на усмотрение учебного заведения. Одни набирают по Единому учебному плану только предварительный курс, продолжая доучивать старшие курсы по прежним программам. Большая часть будет строить учебный процесс в соответствии с Единым учебным планом на нулевом и первом курсах. Некоторые продвинулись даже до второго и третьего курсов, имея в виду выравнивания, досдачу и дочитывание курсов, которые не вполне совпадали с Единым планом. Это те учебные заведения, в которых учебных план и так несильно отличался от того, который принят теперь для всех.
В прошлом учебном году и летом Учебный комитет проделал большую работу по согласованию учебных планов, провел обучающий семинар, и его материалы также были выложены на портале Учебного комитета, так что есть все основания с оптимизмом смотреть в наступающий учебный год и какие бы трудности переходного периода сейчас ни пришлось нам пережить, думаю, мы сможем выполнить задачу, однозначно поставленную священноначалием. И дело тут не только в административном усердии.
Реализация этой задачи позволит нам приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию и, главное, к тому, чтобы во всех наших заведениях реализовывался единый образовательный стандарт.
— Будет ли осуществляться контроль за тем, насколько на практике реализуется Единый учебный план, особенно в тех семинариях — видимо, в основном провинциальных — в которых до этого года учебные программы существенно отличались от нынешнего Единого плана?
— Во-первых, я бы сразу ушел от определения «провинциальные семинарии» в целом. У нас есть очень сильные духовные школы, и еще вопрос, не опережают ли они те, которые являются столичными. Напомню, что сегодня у нас имеют аккредитацию три формально не центральные семинарии — Смоленская, Пензенская и Саратовская, так что в некотором смысле их можно назвать флагманами высшего духовного образования, а нашим академиям еще предстоит подтянуться к требованиям аккредитации. Надеемся, что в этом учебном году они справятся с этой задачей.
Что касается контроля, он будет осуществляться одновременно с консультативной и методической поддержкой как в просто рабочем режиме — нам всегда можно позвонить и написать — так и в рамках плановых инспекций, которых на этот учебный год запланировано около полутора десятков. Мы будем проверять результаты — то есть дистанционно присутствовать на экзаменах и защитах квалификационных работ частично во время зимней сессии и полностью в летнюю сессию.
— Какие семинарии будут контролироваться во время зимней сессии?
— Тактически было бы неправильно сейчас дать эту информацию, потому что одних бы это излишне расслабило, а в других создало излишнее напряжение. Скажу, что будут проверяться семинарии из всех групп — и лучшие, и худшие. Пристальное внимание будем уделять семинариям, которые расположены внизу нашего рейтинга.
Также будем запрашивать те или иные документы и проверять соответствие реальности преподавания тому, что написано в рабочих учебных программах. Это не разовая кампания по «закручиванию гаек», а выведения уровня взаимодействия между Учебным комитетом и семинариями на тот уровень, на котором оно должно быть.
— Что в этом году планируется в связи с трансляциями лекций?
— Это направление работы развивается непросто. Опыт трансляции собственно лекций, который мы планировали скорее как стартовый, обкаточный этап системы дистанционного образования, естественным образом исчерпывается. При сегодняшних информационных технологиях чрезвычайной востребованности в нем нет. Экономические и организационные возможности для организации полноценной системы дистанционного образования имеют только некоторые учебные заведения, например, ПСТГУ.
Несомненно, будет вестись подготовительная работа, чтобы мы приблизились к реализации еще одной важной задачи. Сектора заочного обучения в том виде, в котором они существовали раньше, есть некоторый атавизм. Если не в ближайшей, то среднесрочной перспективе необходимо переходить от заочного обучения к дистанционному в тех или иных формах. Соответственная работа будет вестись.
— 1-2 апреля 2015 года под эгидой Учебного комитета прошла первая программа повышения квалификации преподавателей библейских дисциплин, предусмотренных церковным образовательным стандартом и государственным стандартом подготовки теологов. Подобные семинары ожидаются и в нынешнем учебном году?
— Да, в этом учебном году запланирован еще один семинар по библеистике и семинар по литургике.
— Какие еще мероприятия запланированы?
— Из мероприятий, которые затронут все наши учебные заведения, есть утвержденная Синодом программа, связанная с 1000-летием русского присутствия на Афоне. Мероприятия пройдут в семинариях, но это единая и согласованная программа. Учебный комитет так или иначе согласовывал параметры этих мероприятий и будет требовать отчет, смотреть, насколько все сошлось.
На базе ПСТГУ (как флагманского в этом отношении вуза) планируется проведение семинара по обобщению опыта преподавания новейший истории в плане изучения подвигов новомучеников. После решения Архиерейского Собора 2011 года, специальный раздел по изучению подвига новомучеников введен в новейшую историю нашей Церкви, пора обобщить опыт преподавания и, может быть, сформулировать соответствующие методические рекомендации.
— Работа по открытию новых центров подготовки приходских специалистов будет продолжена?
— Да, это одно из важных направлений нашей работы. На данный момент существует уже почти два десятка таких центров, которые получили церковной представление, и мы будем осуществлять контроль за их функционированием. Центры при МДА и в Кузбасской митрополии были проинспектированы группой членов Межведомственной комиссии. Эта работа находится на контроле ВЦС, промежуточный отчет о деятельности центров представляется практически на каждом заседании ВЦС.
— Как продвигается работа по составлению промежуточного рейтинга семинарий и когда можно будет с ним ознакомиться?
— Работа над промежуточным рейтингом завершена. Полный цикл инспекций завершится в конце следующего учебного года, года все семинарии пройдут вторую инспекционную проверку. Тем не менее, у нас есть все основания для выстраивания нынешнего рейтинга. Он представлен Святейшему Патриарху, и теперь можно ожидать его публикации.
Отдельно хотелось бы еще и еще раз выразить благодарность Фонду просвещения «Мета» за работы, проведенные по подготовке комплекса помещений Учебного комитета в Андреевском монастыре, которые, конечно, расширили технические и организационные возможности его функционирования как синодального учреждения.
Учебный комитет/Патриархия.ru