Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Горно-Алтайске

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Горно-Алтайске
Версия для печати
20 сентября 2015 г. 16:28

20 сентября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на центральной площади г. Горно-Алтайска. В 1830 году в этот день архимандритом Макарием (Глухаревым) было совершено первое на Алтае крещение местного жителя. Это событие считается началом деятельности Алтайской духовной миссии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Каллистрат! Уважаемый Александр Васильевич Бердников, глава Республики Горный Алтай! Дорогие отцы, братия и сестры!

Я всех вас сердечно приветствую и выражаю искреннюю радость в связи с возможностью вместе с вами помолиться на центральной площади города Горно-Алтайска в день, когда вся наша Церковь вспоминает 185-летие со дня крещения первого алтайского жителя, со дня создания Православной Церкви на этой земле.

Сегодня мы читали во время Литургии небольшой отрывок Евангелия от Иоанна (Ин. 3:13-17). В этом отрывке есть одна фраза, в которой — все Евангелие, весь смысл христианской веры. А звучит эта фраза так: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную». Если эти слова входят в наш разум, если они покоряют наше сердце, то мы обретаем жизнь. Замечательно, что в Евангелии говорится о том, как Бог любит мир. Господь действительно любит мир, потому что это Его творение — весь космос, вся вселенная, планета наша с ее дивной природой, красоту которой особенно чувствуешь в этом алтайском крае. Но более всего Бог любит венец Своего творения — человека, и Он любит каждого человека.

Любовь Божия не распространяется только на избранных. Любовь Божию невозможно стяжать, получив много денег, добившись власти или признания в обществе. Бог любит всех одинаково, как отец любит своих детей — и более способных, и менее способных, и достигших каких-то результатов, и оставшихся простецами. Для отца и матери любим каждый ребенок. Бог любит каждого, и это мы все должны ясно понимать.

А почему же Ему нужно было отдавать Сына Своего Единородного, то есть Самого Себя, и отдавать на смерть? Ради жизни этого мира, ради того чтобы каждый, кто верует во Христа, имел жизнь вечную. А что же является угрозой человеческой жизни? Подлинная угроза жизни коренится во зле. Но Бог не творил зла, когда Он творил вселенную. Источником зла является темная сила, диавол. И когда зло входит в человека, когда овладевает его умом, его сердцем, его мыслями, его волей, то человек теряет всякую способность совершать добро.

Некоторые люди не верят ни в Бога, ни в диавола. Но тогда нужно не верить и в добро и зло. К сожалению, сейчас многое делается для того, чтобы в сознании людей добро смешалось со злом, чтобы добро было трудно отличить от зла, а зло от добра, и делается это именно для того, чтобы зло могло погубить человека. Ведь разве кто-то открыто примет зло? Его же нужно облачить в ризы светлые и привлекательные. Сегодня, к сожалению, в нашем мире все это и происходит. Мы говорим о двойных стандартах в жизни, в экономике, в политике, в личных отношениях — вот это и есть проникновение зла под видом добра. Но никто никогда не сможет связать со злом ничего доброго. Где зло, там смерть, там измена, там разрушение, там слезы, там скорбь, там сама смерть…

И вот для того чтобы мы были способны побеждать зло в своей жизни, Бог и посылает Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. А что с Ним происходит? Его побеждает зло? Ведь Он не сделал ни одного злого деяния, Он не сказал ни одного злого слова, Он учил людей добру, Он был великим целителем, но Его возводят на Голгофу и пригвождают ко кресту — не потому что Он был преступником и злым человеком, а потому что зло стремилось уничтожить Спасителя.

Христос погибает, и если бы на этом закончилась Евангельская история, то сегодня мы с вами здесь бы не стояли, и неизвестно, существовал бы мир вообще. Но Христос воскресает силой Божией и учит нас всех тому, как нужно жить, чтобы никогда не стать добычей зла. Это учение Он дает через Свое Слово, через Свое Евангелие. Но не только Слово Божие учит нас добру, но и сама человеческая природа. Богу было угодно создать человека таким, чтобы в нем был заложен некий нравственный закон. Мы опознаем этот закон через голос нашей совести, мы по природе своей способны отличать добро от зла. Но как часто обстоятельства жизни, наша слабость, просто наша неспособность сконцентрироваться на главном разрушает в нас способность отличать добро от зла, и вот тогда на помощь приходит Слово Божие.

185 лет назад Евангелие было принесено на эту землю, но не для того чтобы поработить людей Алтая, не для того чтобы они потеряли свою культуру и свою идентичность. Если бы было так, то Алтайская православная миссия не создавала бы литературного алтайского языка. Колонизаторы никогда не поддерживают местную культуру, они навязывают культуру метрополии. Но Алтайская православная миссия начала с того, что стала переводить Священное Писание, богослужение и другие тексты на алтайский язык. А чтобы это было возможно, именно православные священнослужители создают алтайскую грамоту, алтайский литературный язык, свидетельствуя об огромном уважении к культурным традициям Алтая, к народу этой земли и желая помочь этим людям прочитать Слово Божие, чтобы они имели жизнь вечную.

Сегодня я с радостью вглядывался в лица алтайцев и русских, которые причащались из одной Чаши Христовой, которые вместе со своим Патриархом молились на этой площади. В этом духовном родстве и есть основа всякого единомыслия, спокойствия и мира. И я хотел бы от всего сердца пожелать вам, мои дорогие, мира, сердечной радости, но более всего — способности различать добро и зло и никогда не отдавать свою жизнь во власть греха, потому что грех — это зло, а зло — это гибель.

Мы знаем об этом из истории войн, из истории чудовищных преступлений. Но ведь всякое чудовищное зло рождается из человеческого сердца, и если мы не ставим предел этому злу, если мы не привлекаем Бога в союзники через свою молитву и через свою веру, то мы становимся в ряды тех, кто совершает зло, и работаем на смерть, на уничтожение, на гибель. Если же мы встаем вместе со Христом и принимаем Божественный нравственный закон, то мы творим добро, отдаляя всякую власть зла, вытесняя зло из личной, семейной и общественной жизни. Пусть Господь всем нам помогает жить по Его закону, умножать добро, сопротивляться злу и хранить веру, через которую, по слову Евангелия, открывается нам жизнь вечная.

<…>

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина