Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саранске

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саранске
Версия для печати
18 октября 2015 г. 23:49

18 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саранске. По окончании богослужения с восточного стилобата храма Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим.

Уважаемый Владимир Дмитриевич Волков, глава Республики Мордовия! Ваше Высокопреосвященство, владыка Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский! Ваше Высокопреосвященство, владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, бывший долгие годы предстоятелем Церкви здесь, на Мордовской земле! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня в Саранске большой праздник, который не только духовное, но и материальное значение. Ведь когда здесь закладывался храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, иначе выглядело все то, что окружает его территорию, иначе выглядел весь район. А сегодня благодаря строительству храма, завершенному всего за три года, до неузнаваемости изменилось это место. Мы видим красивые дома, мы видим светлые лица людей, и даже Господь благословил нас сегодня солнечной погодой, чтобы мы лучше видели ту красоту, которая была создана руками людей в ответ на внутренний призыв построить здесь Божий храм, а вместе с храмом благоустроить весь этот район.

Храм освящен в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, удивительных людей, живших в далеком IX веке. Во время своей миссии в Моравии святые братья, осознавая, что проповедь славянам должна вестись исключительно на их родном языке, создают славянскую азбуку и переводят на славянский язык слово Божие. Именно потому, что наши далекие предки услышали весть о Христе на своем родном языке, так глубоко в душу народа вошли Евангельские истины.

А что же это за истины? И почему слово Божие так радикально изменило жизнь славян и всех других народов, которые усвоили евангельскую проповедь? Сегодня во время Литургии мы читали небольшой отрывок из Евангелия (Лк. 6:31-36), где содержатся такие слова Господа и Спасителя: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». А завершается этот отрывок малопонятными словами: «Но вы любите врагов ваших». Эти евангельские слова были и остаются колоссальным вызовом для всех людей. В самом деле, человеческое общество строилось по тем же законам, что и весь живой мир, и главный закон гласит: «Выживает сильнейший». Мы знаем, как выживают более сильные деревья в лесу, мы знаем, как выживают более сильные животные, — вот по тому же закону строилось человеческое общежитие, и война людей друг с другом была некой частью всей этой жизненной философии — «выживает сильнейший». А Господь говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Не хочешь пасть жертвой более сильного — не поднимай сам руку на более слабого.

Принятие этой истины означало глубочайший переворот в мировоззрении. В мироустройстве появилась иная цивилизация — не цивилизация плоти, а цивилизация духа, с нравственными законами, которые затем стали отражаться и в государственном законодательстве. Эти нравственные законы проникли в культуру — они определили ценности в человеческом обществе, они изменили лицо человеческой цивилизации. А как же любовь к врагам? По словам святых отцов, это самая трудная заповедь. Святой Иоанн Златоуст, размышляя на тему любви к врагам, говорит: если человек исполняет эту заповедь, он уподобляется Богу. А почему? А потому что Бог любит всех — и добрых, и злых. Он как любящий отец над всеми простирает Свою любовь, и от злых ждет покаяния, а добрым оказывает милость.

Когда мы говорим о любви к врагам, мы не имеем в виду врагов Отечества, которые приходят к нам с мечом или пытаются ослабить Отечество настолько, чтобы оно погибло. Церковь всегда благословляла защиту Отечества и борьбу с такими врагами. Слово Божие направлено не на эту сферу человеческих отношений, иначе никогда не было бы святых воинов. Но многие воины прославлены как святые, потому что Бог благословляет справедливую защиту слабых, как и защиту своего Отечества. Кто же тот враг, которого нужно любить? Часто мы сами создаем таких врагов — по недомыслию, по наущению других, по внутреннему противлению другому человеку, из-за зависти. Мы создаем себе врагов в нашем общении и потом начинаем бороться с ними, стараемся сделать им некое зло, убрать с нашего жизненного пути, забывая слова: «как хотите, чтобы к вам относились люди, так вы относитесь к ним». Но Господь призывает нас не делать из ближних врагов, а находить в себе силы прощать, находить в себе силы созидать вокруг себя мир.

А кто выходит победителем, когда человек прощает своего врага? Враг или тот, кто простил врага? Конечно же, тот, кто простил врага, потому что борьба с ближними приносит человеку страдания. Жизнь превращается в ад, сны кошмарные снятся, человек просыпается с высоким давлением, с головной болью, все подчиняется этой борьбе с ближним. А это значит, что если ближний действительно сделал тебе зло, то, отвечая ему тем же, ты сдаешь свои позиции, ты проигрываешь борьбу. Ты был спокоен, но появился злой человек, и твое спокойствие исчезло, — значит, он тебя победил. Он свою злобу и свою неправду посеял в твое сердце. Но если ты не отвечаешь ему злом, если ты молишься за него как за человека погибающего, если ты изгоняешь из сердца своего злобу, не теряя при этом разумной оценки жизненной ситуации, то ты спокойно спишь, ты сохраняешь свое здоровье, и тебя этот злой человек не побеждает, — ты его побеждаешь своим добром.

Вот этот новый закон жизни, закон любви был проповедан святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием нашим предкам, проповедан на их родном языке. И предки усвоили этот закон, так что произошел коренной, радикальный переворот в жизни нашего народа. И если сегодня мы имеем что-то доброе в наших человеческих отношениях, если мы имеем что-то ценное в нашей культуре и наших традициях, то это все оттуда, из той глубины, из той евангельской истины, которая открылась нам через проповедь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В день, когда мы торжественно освятили храм в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, я всем нам хотел бы пожелать быть верными тем евангельским заветам и заповедям, которым мы научены. Быть верным этим заповедям непросто. Часто нужно плыть против течения, наступать на свое «я», но другого пути к человеческому счастью не существует. Наученные этой великой Божественной истиной, постараемся так жить, и результатом будет не только наш внутренний мир, не только наше человеческое счастье, но и процветание нашего народа, городов и сел, в которых мы живем, Отечества нашего. И если мы сумеем на основе христианской нравственности построить новое общество, живущее заповедями Божиими, мы станем примером для всего мира. Эти задачи решаются сами собой, когда человек восходит от малого к большому, от земного к небесному, и я всем нам желаю этого духовного восхождения, дабы благодать Божия отобразилась в нашей с вами повседневной жизни.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы