Москва, Храм Христа Спасителя, 25 июня 2008 г.
Уважаемые архипастыри!
Вчера мы слушали доклад Святейшего Патриарха, в котором он дал высокую оценку информационной деятельности Церкви. Действительно, за межсоборный период информационное поле Русской Православной Церкви приобрело более или менее четкие очертания, за эти четыре года на нем практически не осталось белых пятен. Епархиальные издательства и периодическая печать постоянно увеличивали количество изданий и свои тиражи, намного чаще, чем раньше, священнослужители в епархиях становились участниками радио и телепередач, донося слушателям и зрителям истину христианского вероучения и православное понимание наболевших проблем современного общества.
Если посмотреть на показатели количества епархиальных периодических изданий (около 600 газет и журналов), то за этой скупой цифрой стоит труд тысяч церковных журналистов и редакторов, ведущих летопись духовной жизни нашей Церкви. Прежде всего, это епархиальная газета или журнал, официальный орган епархии, призванный рассказывать о деятельности архиерея, о текущих событиях епархии, печатающий проповеди на дни церковных праздников, интервью со священниками и прихожанами приходов. Здесь же можно прочитать о жизни воскресных школ, молодежных центров, благотворительной и миссионерской деятельности епархии.
Предполагаемый адресат этих изданий — люди воцерковленные, которым не надо давать элементарных знаний о Церкви и вере. Уходит в прошлое перепечатывание в этих изданиях выдержки из книг святых подвижников, краткое изложение из житий святых, заполнявших в прошлые годы основное печатное пространство издания. На их место приходят популярный жанр наших периодических изданий — вопросы о вере и спасении и ответы на них известных священнослужителей. Подобные епархиальные издания с каждым годом становятся более искусными, однако следует признать, что по-прежнему они не могут конкурировать со светскими изданиями.
На наш взгляд, главный недостаток этих изданий — отсутствие умения говорить о самых насущных проблемах современности с православной точки зрения. Много ли найдем церковных изданий, в которых есть материалы о политике, экономике, культуре, образовании, медицине, спорте и многих других вопросах, с которым православный человек сталкивается в повседневной жизни?
В последние годы Святейший Патриарх, когда говорит об успехах православной печати, постоянно упоминает издания, направленные на молодых читателей. Это популярные журналы «Фома», «Нескучный сад», «Ступени», «Встреча», «Виноград», «Отрок», «Православие и современность». Молодежная печать более открыта для откровенных разговоров, ее язык более свободен от церковных штампов, тематика материалов обширнее, в них наличествует более широкий спектр журналистских жанров, верстка, иллюстрации и фотографии в них более современны и профессиональны. В языке и подборе тем этих изданий явно проглядывается миссионерская направленность — доступным языком рассказать о глубине Православия, красоте веры, высоте жертвенного служения. Не пора ли епархиальным газетам и журналам использовать опыт молодежных изданий.
Однако наиболее бурно в этот период развивался православный Интернет.
Готовясь к этому докладу, я просмотрел все официальные сайты епархий и синодальных отделов Русской Православной Церкви и был поражен тем богатством, которое в них содержится. Пожалуй, нет ни одного аспекта деятельности Церкви, который бы не был освящен в них: проповедь Слова Божия, история Церкви, богословие, патристика, новости епархиальной жизни и многое другое. Здесь аккумулирован богатейший опыт катехизаторской и миссионерской деятельности нашей Церкви.
Больше половины ныне действующих официальных сайтов епархий были открыты именно в последние четыре года. Многие иерархи осознали духовную значимость распространения информации об истории их епархий, воспользовались возможностью давать заинтересованным людям сведения о событиях церковной жизни, о деятельности архиерея, епархиальных отделов, храмов и монастырей. Отсутствие Интернет-сайта как минимум лишает их епархии важного миссионерского инструмента. Ведь сегодня только на территории Российской Федерации более 25 миллионов пользователей сети, а в ближайшие годы эта численность возрастет до 40 миллионов, что составит половину взрослого населения России.
Если посмотреть на статистику посещений того или иного церковного сайта, можно убедиться, что более 30% пользователей находится за границей. Например, треть пользователей официального сайта Московской Патриархии «Патриархия.ру» находится за пределами Российской Федерации. То же самое можно сказать о самом посещаемом сайте нашего православного Рунета — «Православие.ру» и о сотнях других сайтах. То есть речь идет ни много ни мало о миллионах наших соотечественников, живущих вне Родины и практически не имеющих возможность получать российские печатные церковные издания. Для них Интернет оказывается единственной связью с Отечеством. Но и мы, живущие в России, узнаем о жизни Православия на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, США, западноевропейских странах также благодаря Интернету.
Тем не менее, еще остается около тридцати пяти епархий, которые не смогли по разным причинам организовать работу своих сайтов. Именно о них с горечью говорил вчера в своем докладе Святейший Патриарх. Если создание сайта под силу многим монастырям и даже храмам Русской Православной Церкви, то почему же трудно это сделать для целой епархии?
По-прежнему актуальной проблемой для церковных СМИ является просвещение. Наши соотечественники, оторванные в период богоборчества от церковных традиций прошлого, от религиозного образования, остаются до сих пор несведущими в том, что является нашим национальным богатством: они не имеют представления об основах православной культуры, о христианской этике, лишены элементарных знаний о Церкви и смысле православной веры. Не наша ли задача поделиться своими знаниями и опытом? В обратном случае место православного миссионера займут дилетанты, мракобесы и сектанты, как это мы иногда, к сожалению, наблюдаем в повседневной жизни.
Однако перед нами, работниками церковных СМИ, встает вопрос: каков адресат нашей проповеди — люди, находящиеся внутри церковной ограды, или те, кто только к ней приближаются? Если проанализировать церковные СМИ, то мы увидим, что наибольшей популярностью пользуются те, которые ориентируются на неофитов. Мы видим, что люди, принадлежащие к православной традиции, но не участвующие в церковных таинствах, жаждут просвещения. А ведь их число вдвое превышает тех, кого мы обычно называем воцерковленными. И хотя разрыв между этими группами с каждым годом уменьшается, мы не можем в своей проповеднической деятельности оставить миллионы наших соотечественников без духовной помощи и окормления.
Одной из задач настоящего Архиерейского собора является укрепление единства Церкви. Наша информационная деятельность должна стать действенным инструментом этого единства, способного победить изоляционизм на всех уровнях.
Вспомним, как на телевидении и в центральной прессе в 90-е годы кочевали штампы о закрытости Церкви, ее реакционности и тяготению к фундаментализму, невежественности ее священнослужителей, о ее стремлению к власти в государстве и т. д.
До поры до времени напору этих штампов никак не могли противостоять церковные СМИ, не имевшие достаточных средств для своего распространения. Однако с 2000 года церковный голос стали слышать, благодаря сравнительно дешевому Интернету. В таком контексте сделались затруднительными как обычная для антирелигиозной публицистики манипуляция фактами и намеренное сокрытие значимых для общества событий, так и диффамация. Сегодня ни одна из конфессий не может сравниться с Русской Православной Церковью по уровню открытости, демократического обсуждения острых церковных и общественных проблем.
Самыми активными пользователями Интернет-сети является молодежь; в ближайшие годы число пользователей возрастет многократно, поскольку заканчивается государственная программа по повсеместной компьютеризации в Российской Федерации средних и высших учебных заведений. Что найдет в сети молодой человек? Мы обязаны им предоставить альтернативу тому потоку распущенности, порока, насилия, культа денег, который разлит в Интернете. Кроме того, как показывает практика, работниками епархиальных и приходских сайтов является именно молодежь. В церковных программах, связанных с работой с молодежью, не учитывать это обстоятельство ни в коем случае нельзя.
Итак, подведем некоторые итоги.
1. Русская Православная Церковь в деле своего миссионерского служения, проповеди спасения не может не опираться на современные коммуникационные технологии, которые доносят до людей Благую Весть в самые отдаленные уголки планеты невзирая на любые идеологические, политические и иные препятствия.
2. К сегодняшнему дню завершается создание единого информационного поля Русской Православной Церкви, не только связывающего воедино наши епархии, синодальные отделы, приходы и монастыри, но и являющегося неотъемлемой частью общего русскоязычного информационного пространства. Информация, связанная с жизнью Церкви, востребована читателем, слушателем, зрителем. Теперь без нее не обходится ни ТВ, ни радио, ни информационные агентства, ни газеты, ни Интернет-сайты. В этом большая заслуга церковных СМИ и епархиальных пресс-служб, ведущих огромную работу со светскими СМИ.
3. Было бы большой ошибкой недооценивать роль Интернета в просветительской и катехизаторской деятельности. Распространение информации о православной вере и жизни Церкви должны быть ориентированы и на тех людей, которые только приближаются к церковной ограде, умело и доступно показывая им красоту духовных традиций Православия, пробуждая к ним интерес.
4. Приоритетом для церковных СМИ остается забота о воцерковлении молодежи. Церковные Интернет-сайты, учитывающие интересы молодых людей, можно перечислить по пальцам. Этот дефицит можно преодолеть, привлекая молодую интеллигенцию к созданию и работе епархиальных и приходских Интернет-страниц.
И последнее, о чем мне хотелось бы сказать. Вернее — дать совет участникам Архиерейского собора. Посмотрите критически не только на свои епархиальные сайты, но и взгляните с творческим интересом на сайты других епархий. Кто знает, может быть, вам приглянутся оригинальные способы подачи материалов, неожиданные разделы и рубрики, обсуждение актуальных тем церковной жизни: например, веб-конференции украинских архиереев на официальном сайте Украинской Православной Церкви, на которых преосвященные открыто обсуждают самые острые проблемы церковной жизни, или публикации всех указов архиерея на сайтах Московской, Нижегородской, Белгородской и др. епархий, или публикация фотоальбомов и видеосюжетов на «Патриархия.ру», или публикация уникальных церковных и исторических документов на сайте Православной энциклопедии «Седмица.ру», или современный дизайн сайта Рязанской епархии или сайта Валаамского монастыря, или неожиданный и очень нужный раздел на сайте Вятской епархии, где даны образцы прошений на имя архиерея (формы отчетов, прошения на постриг, получения мира, поступления в семинарию и т. д.).
Обмен опытом между епархиями в области информационной политики крайне необходим для миссионерского служения Церкви.
Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.