16 ноября 2015 года в Министерстве образования и науки РФ состоялось четвертое заседание рабочей группы Министерства образования и Синодального отдела религиозного образования и катехизации по выработке подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий.
Участники встречи обсудили промежуточные итоги реализации плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Также были рассмотрены вопросы реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий озвучил предложения Синодального отдела религиозного образования и катехизации по дальнейшей реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также по определению критериев его эффективности.
«Наша неизменная цель — обеспечение полноценных возможностей духовно-нравственного образования, преподавание православной культуры по всем годам в школе и с достаточной учебной нагрузкой», — сказал председатель Синодального ОРОиК.
Митрополит Меркурий предложил рассмотреть возможность включения в Примерную основную образовательную программу основного общего образования варианта недельного учебного плана «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с четырьмя учебными дисциплинами по религиозным культурам и светской этике.
«Включение подобного учебного плана с предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России», — пояснил председатель Синодального отдела, — позволит развивать преподавание религиозных культур и светской этики в 5-9 классах по выбору образовательных организаций, с учетом местных потребностей, образовательного запроса граждан. Таким образом, просто даем возможность развивать духовно-нравственное образование в школах там, где в этом есть потребность — ровно на таких же условиях, как развивать языковое образование. Это снимает любые вопросы и претензии в части перегрузки учащихся или недостатка учебных часов».
Отметив, что примерно 20-25% школ будут заинтересованы в выборе такого учебного плана, Его Высокопреосвященство предложил провести апробацию внесенных предложений в Ростовской области.
В свою очередь министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил, что у любой школы должны быть возможности для реализации собственной образовательной программы, и каждый регион должен иметь возможности учета своих культурных особенностей при формировании школьных программ.
«Нам нужно наполнить эту область конкретным содержанием, причем сделать это так, чтобы школы и регионы могли выбирать. С другой стороны надо сделать так, чтобы эта область стала естественным продолжением области ОРКСЭ, которые преподаются в начальной школе, — сказал министр, — Это работа, которую нам предстоит сделать вместе. В качестве основного нашего партнера мы видим Русскую Православную Церковь».
В ходе встречи также обсуждались вопросы выделения бюджетных мест на подготовку молодых педагогов по программе бакалавриата «Культура конфессий» и обязательной экспертизы учебников по религиозным культурам, включаемых в Федеральный перечень.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий как председатель Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений пригласил министра образования и науки Дмитрия Ливанова выступить в рамках пленарного заседания Международных Рождественских образовательных чтений и Рождественских парламентских встреч 25 и 26 января соответственно.
В совещании приняли участие первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, руководитель аппарата Синодального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Александр Прытков, руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко), начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Светлана Ермакова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Саргылана Брызгалова, помощник ректора МДА по инновационной деятельности, методист Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Ларион (Родионов), заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов, ректор ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Евгений Малеванов, главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Елена Зайчикова, заведующий методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования и катехизации Игорь Метлик.
«Православное образование»/Патриархия.ru