Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Современные условия и перспективы для духовного образования в Украине»

'Современные условия и перспективы для духовного образования в Украине'
Версия для печати
26 июня 2008 г. 11:23

Выступление епископа Бориспольского Антония, ректора Киевской духовной академии, на заседании рабочей группы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. «Духовное образование и просветительская деятельность Церкви».

***

Москва, Храм Христа Спасителя, 25 июня.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреоcвященства и Преосвященства!

Современные социально-исторические условия ставят Церковь перед необходимостью быстро и четко отвечать на самый широкий спектр проблем, касающихся различных сфер бытия общества. В этом контексте особой актуальности приобретает  вопрос духовного образования и его качества.

Институциональная структура Украинской Православной Церкви представлена достаточно широкой сетью духовных учебных заведений. Согласно Уставу об управлении УПЦ их деятельность находится под надзором Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины при непосредственном подчинении Учебному Комитету при Священном Синоде УПЦ.

Среди них 1 Духовная Академия, 7 Семинарий, 10 Духовных училищ и 2 богословских института. В настоящее время обучение на дневных отделениях проходят свыше 1560 студентов учебных заведений различных уровней и 2409 человек обучаются заочно. Важным обстоятельством, для преодоления всех негативных последствий  которого очевидно должно пройти достаточно времени, является утрата преемственности научно-богословской школы и академических традиций. Складываясь веками, академические традиции представляют собой самое ценное богатство для любого ВУЗа. Старейшей в Восточной Европе Киевской Духовной Академии за 16 лет после ее возрождения пришлось заново отстраивать богословскую науку на Украине.

При этом в стенах КДА высшее богословское образование за истекший период получило свыше 1600 человек из Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья. Закрепились прочные контакты со многими богословскими учебными заведениями поместных Православных Церквей и теологических факультетов мира, а также светскими университетами и академиями. Это говорит о уверенно возрастающем авторитете Киевской Духовной Академии в научно-богословской среде. Эффективность духовно-образовательной системы зависит от целого ряда  внешних факторов. В этой связи Украинская Православная Церковь находится во многом в ситуации отличной от российской, что сказывается и на учебном процессе.

Законодательная база украинского государства до сих пор страдает от многих рудиментов, унаследованных еще от атеистического прошлого. Так одной из главных проблем является отсутствие у Церкви статуса юридического лица. Такое положение создает целый ряд сложностей, препятствующих нормальному течению церковной жизни, в том числе и в образовательной сфере. Для открытия духовных школ не нужно не только аккредитации, но и просто лицензирования на ведение образовательного процесса. Следствием этой лакуны в законодательстве является отсутствие юридического механизма для интеграции духовных и светских образовательных систем.

В то же время, исторические реалии выдвигают перед богословской наукой новые задания и перспективы, достигнуть которые едва ли представляется возможным без заимствования опыта светских гуманитарных дисциплин и других областей научного знания. Вместе с этим необходимо четко определить интегральные векторы для богословской науки и системы богословского образования, которые бы способствовали их развитию и позволили сохранить свою уникальность.

В поисках путей реформирования духовных школ важно упредить тенденции секуляризации духовного образования. Для этого при любом нововведении, касающемся учебного процесса необходимо всегда брать за основу главный тезис: святая задача духовных семинарий — это подготовка кадров для будущего пастырского служения. Все остальные задачи могут иметь хоть и важное, но второстепенное значение. Именно поэтому, при поисках компромиссных путей аккредитации духовных школ нужно не забывать этого «единого на потребу». Так нам удастся избежать перекосов, свойственных практически всем солидным богословским учебным заведениям Поместных Церквей. Ведь не секрет, что в их стенах уже устойчиво сформировался комплекс ущербности богословских факультетов по отношению к философским, или закрепилась ситуация, при которой исключительно диакония подразумевается чуть ли не главной функцией Церкви.

В этом контексте необходимо отметить актуализацию функции теологических факультетов при светских вузах и богословских вузов, работающих по стандарту «теология». Именно им следует доверить те сферы в богословском образовании, которые напрямую не связаны с пастырством. Так можно преодолеть своеобразную социальную проблему в Церкви, связанную с реальной потребностью вовлечения во многие аспекты церковной жизни тех христиан, которые по объективным причинам не могут принять священный сан.

Третье тысячелетие ставит перед нашей Церковью новые и острые задачи, требующие адекватного и быстрого их разрешения. Священник физически не может и не должен самостоятельно исполнять все функции церковного служения. Его прямая задача состоит не в ежедневных чтениях лекций по вероучительным дисциплинам в школах или реализации всего объема различных направлений социального служения, а в принесении Бескровной Жертвы «о всех и за вся», в молитве за весь мир. Этот фактор необходимо брать во внимание как при осмыслении задач, стоящих перед теологическими факультетами, так и при реформировании учебных планов наших традиционных духовных школ.

Реалии нынешнего времени вынуждают наши академии и семинарии отыскивать пути аккредитации выдаваемых ими дипломов в системе государственного образования. Размышляя над этим, приходится констатировать тот факт, что в церковной среде как то спокойно и без сопротивления возобладал тезис – система православного академического духовного образования, сформированная в течении веков на основе лучших образовательных традиций, должна подстроиться под некий на сегодня еще весьма аморфный стандарт теологии.

Несмотря на то, что практически каждый престижный университет мира имеет в своей структуре теологический факультет, чиновники министерства образования в Украине, как думаю, и в России весьма абстрактно представляют то, чем содержательно должен наполняться так называемый «теологический стандарт». Учебным Комитетом при Священном Синоде РПЦ под руководством Владыки Евгения проделана огромная работа в отношении унификации учебных планов духовных семинарий и теологических факультетов.

К сожалению, говоря о духовном образовании в Украине, мы едва ли можем опираться на какие-то четкие требования государственных структур в отношении выработки программы по теологии. Перманентные политические изменения в государстве влекут за собой постоянный пересмотр концепции взаимоотношений Минобразования и церковных структур. Поэтому, Киевская Духовная Академия, как и украинские семинарии, весьма далека от той мысли, чтобы видеть единственную перспективу для своего развития исключительно в получении аккредитации по стандарту «теология». Иначе мы рискуем добровольно поставить себя в положение жесткой  зависимости по отношению к Министерству образования, многие взгляды которого (и не только идеологические) довольно резко контрастируют с традицией духовного образования.

Менее болезненным представляется путь заключения прямых договоров с конкретными ВУЗами для получения двойного образования в качестве вынужденного средства для защиты социального статуса наших выпускников. И такие наработки уже существуют. Эта форма сотрудничества имеет двустороннюю выгоду, т. к. светские вузы получают возможность реанимировать ряд своих гуманитарных кафедр, спрос на которые в силу хронической болезненности экономики безнадежно падает. Безусловно, и этот механизм требует скорейшего завершения учебной реформы в духовных учебных заведениях. Вместе с этим, он позволяет максимально сконцентрировать усилия семинарий на богословском компоненте духовного образования.

Есть у этого вопроса еще один аспект. В последние годы сеть теологических факультетов растет. Традиционные духовные школы становятся менее привлекательными для абитуриентов, желающих получить не просто высшее богословское образование, но и иметь гарантии для своей социальной интеграции. Однако каков же реальный статус этого образования сегодня и обладает ли он положительным для духовных школ потенциалом развития его дальнейшей иерархичности?

В Украине стандартизация теологии осуществлялась несколько лет. При этом конфессиональная проблематика также отложила след на этом процессе. За это время Министерство образования выработало только лишь стандарт бакалавра теологии. В этой ситуации представляется ошибочным называть такое образование высшим. Теологические ВУЗы и факультеты в Украине после пяти лет обучения выдают своим выпускникам дипломы государственного образца об окончании учебного заведения 3-го уровня аккредитации. В переводе на традиционную терминологию это диплом об окончании техникума или профессионального училища.

Кроме этого на данном этапе представляется до конца неопределенным положение теологических ВУЗов и факультетов в системе духовного образования Православной Церкви. Если они отождествляют себя в контексте этой системы, то обязаны включиться в субординацию по отношению к Учебному Комитету по примеру всех остальных духовных школ. На практике создается впечатление какого-то особого привилегированного статуса теологических ВУЗов. Создаваемые по благословению Священного Синода, многие из них совершенно автономно подходят к вопросу формирования образовательных концепций, учебно-методических планов и программ. Их диплом соответствует не только государственному стандарту, но и является церковным дипломом о высшем богословском образовании, формулировка о чем практически копирует содержание дипломов духовных академий.

Данная ситуация является не совсем оправданной с точки зрения расставляемых ею акцентов. Реально своеобразная универсальность стандарта по теологии (точнее — его размытость) порождает дуализм, суть которого состоит в следующем. Духовные школы, отстаивая свою уникальность, для аккредитации по теологии должны подтягивать, а местами и маскировать основной блок пастырско-богословских дисциплин под блок гуманитарных предметов. Светские ВУЗы, создавая на своей базе теологические факультеты, дополняют основной блок гуманитарных дисциплин необходимым богословским минимумом. А результат работы, как теологических факультетов, так и академий выражается практически идентичным дипломом.

В этом контексте при этимологической идентичности усматривается необходимость содержательного разграничения понятий образования теологического и классического богословского, осуществляемого традиционными высшими духовными школами Православной Церкви. Говоря о реализации учебной реформы, преобразовавшей духовные семинарии в высшие учебные заведения, как акцентировалось мною выше, важно не отступать от самой главной задачи семинарского образования — подготовки качественных кадров для пастырского служения.

Подготовка эта осуществляется не только методами обучения, но и воспитания будущих пастырей. Такой подход свойственен всей системе церковно-богословского образования вплоть до академий. Теологические факультеты по своему определению призваны ставить перед собой концептуально иные цели. Это обстоятельство показывает необходимость разграничения прерогатив теологической и церковно-богословской образовательных систем. Было бы неправильно при подготовке священнослужителей уравнивать дипломы этих двух систем, или придавать им статус взаимозаменяемых. Хотя реально эти тенденции начинают прослеживаться.

В условиях вынужденной необходимости для духовных академий и семинарий заново доказывать свое право презентовать высокий уровень образования в образовательной Концепции нужно четко обозначить все указанные моменты с помощью определения соответствующих квалификаций и специальностей. Это позволит при общем государственном стандарте на практике качественно отличать светского теолога, оперирующего теоретическими философско-богословскими категориями от богослова-практика, призванного инкорпорировать полученные им в стенах духовных школ не только знания, но и религиозный опыт в сферу пастырского служения.

В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость понимания исключительной важности духовного образования для будущего Церкви и Православия. Служение духовных учебных заведений не замыкается само в себе. Их деятельность направлена на развитие и поддержку абсолютно всех сфер церковной жизни. Соответственно, успешное завершение процесса реформирования духовно-образовательной системы возможно только лишь при общей скоординированности усилий церковными институциями всех уровней.

Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

ЖУРНАЛ № 56 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 июня 2008 года

Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24-29 июня 2008 года) «О единстве Церкви»

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского»

Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24-29 июня 2008 года) «О внесении поправок в Устав Русской Православной Церкви»

Послание Святейшего Патриарха Алексия от имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Республики Молдова В.Н. Воронину

Послание Святейшего Патриарха Алексия от имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко

Послание Святейшего Патриарха Алексия от имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским