27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Казанова) во епископа Переславского и Угличского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феодора на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Феодор!
Не ради почестей и славы склонил ты ныне главу свою пред Престолом Вседержителя, не ради превозношения и самоутверждения облекся в святительские одежды, не ради корысти (1 Пет. 5:2) и обогащения сопричтен ныне к сонму епископов Церкви Христовой.
Ты призван к апостольскому деланию для того, чтобы с любовью, усердием и полной самоотдачей совершать жертвенное служение другим: тем, кто страдает от бед и скорбей, тем, кто нуждается в помощи и поддержке, тем, кто блуждает во тьме неведения и в поисках Истины, тем, кто идет по пути спасения, подчас спотыкаясь и падая, тем, кто утратил надежду, в ком иссякла любовь, кто не знает, как дальше жить. А ведь ради каждого из них Господь совершил подвиг искупления, и миссия Церкви заключается в том, чтобы приобщить к плодам этой Великой Жертвы всякого человека во всякое время. И ты возведен ныне в архиерейское достоинство именно с этой целью. Это важнейшая и окончательная цель твоего служения, а все другие цели, очень важные и необходимые, связаны лишь со средствами и способами приведения людей к этой окончательной цели. Помни о той огромной ответственности, которая на тебя возлагается, помни и не неради о пребывающем в тебе даровании (1 Тим. 4:14), ниспосланном тебе ныне во время рукоположения.
Сей дар благодати ты получил даром, даром и отдавай его (Мф. 10:8). И чем больше будешь отдавать, тем обильнее Господь будет его восполнять, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3:34). И сколько отдашь, столько Господь и вернет, а иногда и значительно больше. Говорю тебе это не от сторонней мудрости — знаю на опыте: чем ты больше отдаешь, тем тебе больше Господь дает духовных и даже материальных возможностей. Только очень важно все то, что вернет тебе Господь, вновь обращать на благо спасения тех, кто вверен твоему попечению. Помни также и о том, что дар Всещедрого Владыки не должен скрываться как некое сокровище под спудом — он дается для постоянного употребления его в дело. В противном случае ты подвергаешь себя опасности лишиться живительных токов благодати и уподобиться бесплодной смоковнице (Мф. 21:19).
Все происходящее с тобой в сей достопамятный день совершается по милости Пастыреначальника Христа, а не по твоим заслугам. Посему со смирением, терпением и упованием на помощь Божию шествуй по нелегкому, но спасительному пути, предначертанному тебе, и не посрами тех, кто несет пред Богом ответственность за твое избрание и рукоположение.
Как идти по нему и вести за собой врученное твоему попечению словесное стадо Христово? Что нужно делать, чтобы сберечь его и без потерь привести к желаемой цели — Царству Небесному? Какими принципами должен ты руководствоваться, чтобы надлежащим образом исполнять столь высокое и ответственное архипастырское служение?
Первое и важнейшее дело всей твоей жизни — это принесение Богу Бескровной Жертвы Благодарения, Святой Евхаристии, неустанное священнодействие, исполненное молитв о всех и за вся. С горячей верой, непоколебимой надеждой и искренней любовью совершай богослужения, и опытно познаешь, сколь щедр и милостив Господь (Пс. 102:8), обновляющий силы, просвещающий разум и ниспосылающий ведение для ревностного и плодотворного делания во вверенном тебе церковном уделе.
Возложенное на тебя послушание по управлению новообразованной Переславской епархией, входящей в состав Ярославской митрополии, сопряжено со многими обязанностями: иерархическими, административными, общественными. Никакими из них не пренебрегай, никогда не говори: это я делаю, а другого делать не могу и не хочу, потому что это имеет меньшее имеет значение. И все то, что делает архиерей — служит, проповедует, администрирует, управляет, общается со внешним миром — все это та ответственность и то служение, которое тебе сегодня вручил Господь. Однако непрерывная череда дел и принятых на себя обязательств не должна заслонять от тебя живых людей с их скорбями, печалями, трудностями, просьбами и проблемами. Именно на тебя они будут обращать свои взоры, ожидая встретить в тебе заботливого отца, чуткого духовного наставника, терпеливого учителя и отзывчивого руководителя, который сам являет пример достойного служения Алтарю Господню и других вдохновляет на христианский подвиг. Помни: никогда духовенство в твоей епархии не будет служить так, как ты хотел бы, если ты сам для них не будешь примером, если взирая на тебя, они не скажут: он трудится больше нас, он делает больше нас, и потому его требования делать лучше и служить ответственнее являются не лицемерным призывом, а исходят от самой его жизни. Стремись быть таковым и ты увидишь, какой радостью озарятся благодарные лица твоих пасомых и духовенства, которое будет поддерживать твои руки, какой ответной любовью возгорятся их сердца.
По слову святителя Василия Великого, епископ должен быть «опорой отечества, украшением Церкви, столпом и утверждением истины, твердыней веры во Христа, надежной защитой для своих, непреоборимым для сопротивных, стражем отеческих постановлений» (святитель Василий Великий. Письмо 28. К Неокесарийской Церкви). Сказанное сим богомудрым архипастырем в IV веке актуально и поныне. Но вместе с тем есть нечто, что отличает наш лукавый век от времени святителя Василия. Это огромное информационное давление, которому подвергаются наши современники. Разумеется, никто не призывает людей полностью отказаться от средств массовой информации, это невозможно для современного человека, и не требуется. Однако как важно оградить свое сердце от тлетворного воздействия лжи, от идей и образов неправедных и греховных, столь активно навязываемых ныне человеку, противостоять этим стихиям и не прельщаться красочно упакованными обманками, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27), как говорил Господь в одной из Своих последних проповедей перед Голгофскими страданиями, — вот одна из важных задач, которая сегодня стоит перед каждым христианином. Посему, вникая в обстоятельства времени, как о том пишет священномученик Игнатий Богоносец (см: св. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу), старайся ограждать клир и паству не только от злонамеренных волков в овечьих шкурах (Мф. 7:15), но и от сеющих смуту так называемых «правдолюбцев», высокомерно мнящих себя ревнителями Православия и лицемерно прикрывающих свои тщеславные устремления благовидными целями.
Нелегок и труден сей путь. Но разве было легко нашим предшественникам? Вспомним того же апостола Павла. Сколько бед и скорбей надлежало ему претерпеть ради проповеди Евангелия. Призывая христиан стойко переносить трудности земной жизни, он указывает, что необходимо терпение, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36), и далее ободряет верных такими замечательными словами: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12).
Посему, уповая на милость Спасителя и храня верность архиерейской присяге, неустанно заботься о развитии всех сторон епархиальной жизни. Служи благоговейно, проповедуй вдохновенно, никогда не говори общих и пустых слов, прикрываясь благовидными речениями, но наставляй по-отечески, учи с терпением, вразумляй без гнева, обличай со всякою властью (Тит. 2:15), всемерно поддерживай добрые инициативы и начинания духовенства, мирян, особенно молодежи, проявляй попечение о малоимущих, о больных, престарелых. Словом, старайся трудиться так, чтобы благодаря в том числе и твоим усилиям Господь «ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). И благо тебе будет, и радостью исполнится сердце твое от того, что умножается число духовных сынов и дочерей, познавших Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9).
Многое еще можно было бы сказать тебе сегодня. Но не буду стремиться предначертать будущее твоего служения, ибо грядущее — в руке Вседержителя (Иов. 27:11). Запомни главное: ходи пред Богом и будь непорочен (Быт. 17:1), в молитве и общении с труждающимися и обремененными (Мф. 11:28), как и во всяком добром деле, являй кроткий Лик Христа и тогда, глядя на подвиг твоей веры, действующей любовью (Гал. 5:6), за тобой охотно последуют многие.
«Благодать Святого Духа да будет с тобой, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоя» (Чинопоследование рукоположения во епископа), как было сказано тебе во время чина исповедания веры пред Божественной литургией, за которой ты получил свое епископское рукоположение.
Теперь же по древней традиции надлежит мне вручить тебе архипастырский жезл. Прими его как символ епископской власти и от полноты ниспосланных в Таинстве хиротонии даров преподай благословение народу Божию, во множестве собравшемуся ныне под сводами сего благолепного храма.
Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси