3 января 2016 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с особым воскресеньем, которое на языке церковного устава именуется Неделей отцев. По совпадению дат мы в этом году празднуем также память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Неделя святых отец — это последнее воскресенье перед Рождеством, когда мы вспоминаем, как и неделю назад, тех, кто предшествовал Христу Спасителю, близких Ему по плоти родных людей, начиная от Авраама.
Наверное, каждый, кто хоть немного знает историю, скажет: «Какие же это родные и близкие люди? Два тысячелетия отделяют Спасителя от Авраама, — как же можно называть их близкими?» Но давайте задумаемся о том, о чем мы редко, а, может быть, и никогда не думаем: а откуда мы, ведь каждый из нас несет в себе прошлое продолжительностью в тысячи лет? Мы — часть, мы малое звено в этой цепи, и если Господь благословит человеческую историю, то и после нас еще будут звенья. Так значит, в нас — прошлое всего человечества; в теле каждого человека — гены тех, кто существовал тысячелетия до нас. В лучшем случае мы знаем своих прадедов, пращуров, прапращуров, а далее — темнота. Но ведь это не значит, что мы пришли в этот мир откуда-то извне. Мы — из этих исторических недр, мы от тех людей, которых мы не знаем, но если б их не было, то не было бы нас. Это наши близкие люди, это те, через кого мы пришли в мир.
Вот так же и Господь Иисус Христос в Своей человеческой природе нес гены предшествовавших Ему многих и многих поколений. А ведь Господу предшествовали разные люди. Кто-то из них был великим праведником, как Авраам, кто-то грешником, как Соломон, — кающимся, но грешником. И Господь воплотился, приняв плоть не только праведников, но и грешников. В чем же величие и смысл Божественного воплощения? В том, что, войдя в человеческую природу, Господь Своим подвигом крестным искупает и обновляет весь человеческий род. Во Христе все спасаются.
Никому из нас не дано сказать, что от нашей жизни зависит судьба тех самых прошедших десяти, ста, тысячи поколений. Но, тем не менее, мы генетически связаны с нашими далекими предками, и в нашей жизни они либо посрамляются, либо прославляются. Сегодня мы слышали в Евангелии (Мф. 1:1-25) имена предков Спасителя от Авраама до Давида, от Давида до Иосифа, и во всех этих предках Господь прославился — Он спас их силой Своего Воскресения. Нам не дано так влиять на прошлое, но и в нашей жизни либо прославляются поколения неведомых нам многочисленных прародителей, либо посрамляются.
Вот почему человек несет ответственность не только за настоящее, не только за будущее. Он и за прошлое несет ответственность, чтобы не проклинали вместе с ним и предков его, чтобы никто не сказал: «Этот человек сделал столько зла, так, может быть, и предки его были такими же, иначе откуда бы взялся этот изверг, этот грешник, этот преступник?» Итак, каждый может либо прославить, либо опозорить не только ближайших своих родственников, но и далеких предков.
И в этом смысле нынешнее воскресенье, когда мы прославляем память предков по плоти Господа и Спасителя, которых Он прославил и спас, — это повод задуматься о том, что мы сами совершаем. Мы становимся лучше или хуже предшествовавших нам поколений? Что означает звено, отождествляемое со словом «я», в этой цепи — долгой цепи человеческой жизни? Будет ли это звено золотое или звено ржавое, распадающееся, пораженное грехом и, более того, несущее грех и в прошлое, и в настоящее? Ведь каждый человек несет пред Богом ответственность за прошлое, за настоящее и за будущее.
Иногда, слушая слова пожилых людей, тех, кто прожил тяжелую жизнь, нынешнее поколение, особенно молодежь, даже представить себе не может, что это была за жизнь. Действительно, люди жили бедно, в опасностях, в скорбях, и, наверное, каждому тогда мечталось, что в его детях, в его внуках реализуются его надежды. Собственно говоря, родители так и относятся к детям — они живут ради того, чтобы детям жилось лучше. Чаще всего с этим словом связывается материальная сторона жизни, но ведь самое главное, чтобы ребенок стал духовно лучше своих родителей, а, значит, на тех, кто живет сейчас, — невероятная ответственность перед своими ближайшими предшественниками, родителями, бабушками, дедушками и, как я уже сказал, перед тысячами своих предков, как и ответственность пред будущим. И никто из живущих ныне не должен быть слабым звеном в этой цепи.
И если мы чувствуем, что ослабеваем, что сил совсем не так много, как у наших родителей, что и вера в нас не такая, что уж больно мы ветром колеблемые и под искушения подпадаем с легкостью, — то как важно вспоминать нам о прошлом, о святых и героях, о тех, кто Родину защищал, веру защищал, кто создавал то, что повлияло на всю последующую историю Отечества! Никогда не нужно дистанцироваться от этих героев и святых и говорить: «Ну, куда мне…» Они же в той самой цепи, что и ты. Просто ты не знаешь, кто был в твоей исторической цепи — может быть, святые, праведники, угодники, герои, пусть и не мирового масштаба, но достаточного для того, чтобы стать героем.
Слушая сегодня удивительное Евангелие, повествующее о родословной Господа и Спасителя, невольно проникаешься мыслью о том, что же Господь сделал для всех нас: для тех, кто Ему предшествовал, и для тех, кто живет после Него. Мы с вами — после Него. Мы собираемся во имя Его, мы верим в Его спасительную миссию, мы причащаемся Его Тела и Крови. Он сделал для прошедших и будущих поколений то, что только Бог мог сделать. Но Он сделал это не как громовержец, не как некая великая сила, находившаяся вне человеческой жизни, — Он сделал это как человек, как Богочеловек, вошедший через воплощение в историческую ткань рода человеческого.
И потому в преддверии Рождества Христова наша особая молитва Родившемуся в Вифлееме Господу и Спасителю, чтобы Он, выведший из ада святых, Ему предшествовавших, возвысивший всех, кто был до Него и заложивший основу спасения для тех, кто после Него, не оставлял нас Своей великой милостью, но помог каждому, кто в меру сил соединяется с вечным Богом, воплотившимся в человеке, сделать так, чтобы прошлое, настоящее и будущее, при нашей, хоть и небольшой, но реальной помощи и при нашем участии, воссоединились в единое целое, во славу рожденного во плоти Господа и Спасителя нашего. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси