23 мая в Белом зале здания Правительства Москвы состоялось открытие IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня ― 2016».
Уважаемые участники и гости форума!
Христос Воскресе!
От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рад приветствовать организаторов, участников и гостей форума, посвященного трагическим событиям в России первой четверти ХХ века и тем представителям Царственного дома Романовых, которые были прославлены в лике святых и память о ком сохраняется в народе, в том числе благодаря деятельности «Елиcаветинско-Сергиевского просветительского общества».
Символично, что форум проходит в особняке, являвшемся до 1917 года резиденцией московских генерал-губернаторов, с которым был более десяти лет связан великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна. На примере этой великокняжеской четы можно проследить трагическую историю нашего Отечества в начале двадцатого столетия.
Великий князь был убежденным сторонником незыблемости тысячелетнего государственного строя России, что не мешало ему иметь широкие взгляды и трезво оценивать ситуацию в стране и в мире. Сергей Александрович покровительствовал рабочим организациям, публично защищал интересы простых людей. Он хотел, чтобы граждане страны научились самостоятельно отстаивать свои права и добиваться изменений к лучшему законными средствами.
В начале ХХ века в России все более усиливались революционные настроения, в том числе по вине сил, заинтересованных в дестабилизации страны. На их пути и встал великий князь Сергей Александрович. Революционеры, желавшие потрясений, видели в московском градоначальнике своего противника. Либерально настроенные представители интеллигенции считали его тормозом преобразований в стране.
17 февраля 1905 года Господь судил великому князю Сергею Александровичу принять мученический венец: он стал жертвой бомбы революционера-террориста. Великая княгиня Елизавета Федоровна писала Государю императору Николаю Александровичу 7 апреля 1910 года: «Дорогой мой… Сергей с радостью умер за тебя и за свою Родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь».
Сама Елизавета Федоровна в отведенный Богом жизненный срок успела сделать необычайно много. После смерти супруга она отдала большую часть своих драгоценностей в казну, а на оставшиеся средства создала в Москве Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. При обители работали воскресная школа, библиотека, бесплатная столовая для бедных, приют для девочек сирот. Великая княгиня спала в келье на деревянных досках, выполняла самую черную работу. Больные говорили, что от нее исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.
Сердце Елизаветы Федоровны было открыто к чужому страданию, наполнено великодушием и прощением. Известно, что Великая княгиня обещала испросить помилование убийце ее мужа ― террористу Каляеву, к которому она пришла в тюрьму. Но убийца остался непреклонен в своем злодеянии и отказался от прощения.
Однако добродетель одного человека не могла остановить революционный вал, обрушившийся на нашу страну. В 1917 году в России рухнула монархия, а русская земля была залита реками невинной крови. Жертвой революции стала и сама великая княгиня Елизавета Федоровна, разделившая участь императорской семьи и многих тысяч наших сограждан. У нее была возможность покинуть Россию, однако она не сделала этого, но добровольно сначала отправилась в ссылку, а затем приняла мученическую смерть под Алапаевском. Ярость убийц простиралась не только на представителей Императорского дома, но и на окружавших и помогавших им людей, в частности, инокиню Варвару (Яковлеву). Поучителен пример христианского переживания близкой смерти Елизаветой Федоровной. Когда чекисты толкали ее к шахте заброшенного рудника, она повторяла молитву, произнесенную распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, впоследствии сообщил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской песни, которую пели великая княгиня и пострадавшие с ней перед переходом в вечность. Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело князя Иоанна Константиновича с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего.
Церковь прославила великую княгиню и инокиню Варвару в лике святых. Вспоминая подвиг бескорыстного служения преподобномученицы Елисаветы, ее верность Христу, мы обращаемся к ней в молитвах как к одной из небесных покровительниц нашего стольного града, служения милосердия и благотворительности.
Сегодня мы можем совершать такое служение свободно и открыто, но многие из нас хорошо помнят те времена, когда Церковь в нашей стране была притесняема. Несмотря на препоны, угрозы наказаний со стороны властей, все же находились люди, имевшие мужество чтить память святых Царственных страстотерпцев. Я помню, как пятнадцатилетним мальчиком в те времена, когда еще было невозможно себе представить, что Царственные страстотерпцы будут всенародно почитаемы и прославляемы, я присутствовал на молебне Царской семье. Его совершал на частной квартире один из московских священников по книгам, изданным Русской Православной Церковью Заграницей. Тогда Зарубежная Церковь была далека от нас, поскольку существовало печальное разделение. Сегодня она пребывает в единстве с полнотой Русской Православной Церкви, и мы сообща почитаем святых Царственных страстотерпцев ― наших молитвенников и заступников у Престола Божия.
Не только восстановление канонического общения между Церковью в Отечестве и Зарубежной Церковью стало знамением начала новой эпохи в нашей стране. На Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году был прославлен Собор новомучеников и исповедников земли Русской. На месте дома Ипатьева в Екатеринбурге, в подвале которого была расстреляна Царская семья, возведен благолепный храм. На последнем по времени Архиерейском Соборе нашей Церкви в лике святых прославлен врач Евгений Боткин, принявший насильственную смерть от рук палачей вместе с императором Николаем Александровичем и его семьей. В честь Царственных страстотерпцев освящаются престолы новопостроенных храмов. Все это свидетельствует о восстановлении исторической памяти нашего народа, его духовном преображении.
В то же время, к сожалению, в России до сих пор сохраняется память об идейных вдохновителях убийств, палачах, чьими именами названы улицы и проспекты, населенные пункты и города, и даже целые области. Немало таких названий и в Москве. Сегодня большой общественный резонанс вызывают дискуссии, связанные с именем Войкова, в честь которого назван район и станция метро. Надеюсь, что, несмотря на экономические аргументы, московские власти прислушаются к мнению верующих и уберут из московской топонимики имя одного из цареубийц.
Но чтобы такие переименования объединяли, а не разъединяли людей, востребованы мероприятия диалогового характера ― конференции, форумы, круглые столы, которые помогают разъяснить смысл духовного подвига верных сыновей и дочерей страны, отдавших свои жизни за Христа и Отечество. Не в меньшей степени необходимо соприкосновение людей с местами такого подвига. В этой связи приветствую организацию просветительско-паломнической поездки «Елисаветинский маршрут», в ходе которой ее участники посетят места, ставшие святыми для многих тысяч верующих нашей Церкви.
В заключение хотел бы поблагодарить председателя Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анну Витальевну Громову и всех устроителей форума за труды по сохранению памяти о членах Российской императорской фамилии, оставивших значительный след в жизни нашего Отечества.
Призываю на вас Божие благословение!
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru