Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Игумен Дамаскин (Орловский): Вопрос о популяризации подвига новомучеников — существенный и значимый

Версия для печати
17 июня 2016 г. 19:03

15 июня 2016 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась встреча с издателями. На встрече, тема которой «Роль издательских проектов в развитии почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской», выступил ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской игумен Дамаскин (Орловский).

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Высокопреподобия, представители издательств!

В 2011 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Для реализации этого решения был создан Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из чего следует, что вопрос о популяризации подвига новомучеников, об их почитании рассматривается Церковью в настоящее время, как вопрос существенный и значимый.

Следует, однако, отметить, что существуют объективные трудности, которые возникают при популяризации подвига новомучеников в современном обществе. В отличие от таких событий как Великая Отечественная война, когда общество имеет примерно одни и те же взгляды на это событие, и где само государство поддерживает интерес к нему, взгляды на репрессивную политику советского государства диаметрально противоположны. А молодое поколение зачастую ничего не знает об этом трагическом периоде нашей истории. Кроме того, имеет большое значение психологический фактор. Современное общество, стремящееся к материальному благополучию, инстинктивно отталкивается от всего, что напоминает о страданиях и смерти. Общество настолько ушло от христианских идеалов, волей-неволей связанных с добровольным принятием самого фактора страданий как объективности, что чуждается не только мученичества, но и христианства, предполагающего ограничения страстей.

Отдельные издания публикуют в том или ином формате книги о новомучениках. Зачастую этим книгам дается заглавие, предполагающее, что мы имеем дело с житиями канонизованных новомучеников, однако в этих книгах наравне с канонизованными новомучениками помещаются справки о репрессированных, о которых мы не знаем почти ничего, кроме факта репрессий. Канонизация новомучеников в Русской Православной Церкви существует только поименная. После Юбилейного Архиерейского Собора, постановившего включать в Собор новомучеников и исповедников Российских поименно, термин «новомученики и исповедники» может относиться только к мученикам, поименно включенным в календарь Русской Православной Церкви, издаваемый Издательством Московской Патриархии. В связи с этим очень важным является название книг.

В настоящее время в публикуемых книгах многие биографические данные основаны на справках, выданных архивами ФСБ. И если какие-то общие данные, становящиеся известными, вполне достоверны, то жизнь большинства из репрессированных с точки зрения исповеднического подвига по-прежнему остается неизвестной. И далеко не всех пострадавших в годы советской власти мы можем назвать новомучениками или пострадавшими за Христа. Массовые репрессии были не избирательными и зачастую не учитывали ни нравственных качеств человека, ни его отношения к Православной Церкви, ни его веры. Нередки случаи, когда пострадавшими от репрессий были и обновленцы, и григорьевцы. Установить из архивных материалов принадлежность репрессированных к тому или иному церковному течению иногда представляется невозможным. Бывало, что священнослужители публично отказывались от священного сана, от служения в церкви и даже от веры, делая при этом соответствующие заявления. А затем, в соответствии с интересами власти, снова возвращались к служению в храме. Во время массовых репрессий многие из них были арестованы и пострадали. Сам по себе факт ареста еще не означал исповедничества и верности Христу; в то время единовременно арестовывались тысячи людей, и подлинные обстоятельства их жизни могут быть выяснены только после детального исследования. Среди арестовывавшихся тогда были и те, кто выступал лжесвидетелями против других, достаточно было разного рода предателей, которые впоследствии также были репрессированы. Поэтому невозможно, чтобы в одну книгу под заглавием, в котором отражена верность Христу, были включаемы и те, кто прославлен Церковью, и те, о ком кроме факта, что они репрессированы, мы ничего не знаем. В противном случае издатели сами производят прославление репрессированных, которых они включают в одну книгу с канонизованными Церковью новомучениками.

В книгах, в которых собраны материалы о репрессированных священнослужителях или мирянах, претендующих на энциклопедическую точность и достоверность приводимых фактов, следует под каждой статьей делать соответствующую полную ссылку на все источники, в частности и на все архивные, с указанием места хранения архивного дела и архивного номера, разумеется, в том только случае, если автор-составитель сам работал с этими материалами, а не переписывал архивные номера из других книг. В этом случае следует ссылаться как на источник на книги, откуда взята информация. Часто в таких книгах публикуется только общий список источников, но он ничего не дает, так как невозможно соотнести его с конкретной статьей и даваемой в ней информацией. Бывает, что в публикуемых книгах приводятся сведения о якобы канонизованных Русской Православной Церковью Заграницей пострадавших священнослужителях и мирянах. Однако еще на Архиерейском Соборе 2008 года председателем Синодальной комиссии по канонизации святых по результату исследований этого вопроса было указано, что поименной канонизации новомучеников Русская Православная Церковь Заграницей не производила. Во многих случаях авторами-составителями книг о новомучениках не проводится аналитическая проверка даваемых ими сведений. Зачастую информация переносится из других книг без всякой проверки. Одним из типичных явлений в настоящее время стало использование текстов без согласования с авторами, хотя в большинстве случаев такое согласование не представляет сложностей или проблем.

Часто основу сведений в публикуемых книгах составляет интернет, который в данном случае является не лучшим источником для получения достоверной информации. Особенно это касается новомучеников и вообще сведений о новых подвижниках, где исследование первоисточников, являющееся долгим и трудоемким делом, еще далеко не закончено. Публикуя извлеченные из интернета сведения, особенно те, которые невозможно проверить, составитель сам становится источником недостоверных сведений для новых публикаций, используя которые, другие публикаторы будут их тиражировать со ссылкой на его книгу, и результатом станет все разрастающееся умножение ошибок. И таким образом печатная продукция, призванная служить просвещению, становится инструментом для тиражирования ошибок и разного рода заблуждений.

В настоящее время отдельным направлением издательской деятельности становятся публикации календарей. Судя по качеству подготовки этого рода продукции, издатели считают, что издаваемая в рамках популярной литературы она не требует высокой квалификации. Однако это не так. Для подготовки календарей требуются квалифицированные редакторы или консультанты. Проверить представляемые тексты календарей зачастую затруднительно из-за того, что неизвестен источник информации, и из-за большого числа ошибок. Если уже на первой странице допущена фактическая ошибка и на третьей, и на четвертой, и т.д., то возникает вопрос уже не о тех или иных ошибках, а о квалификации составителя. Во многих текстах встречается большое количество опечаток. Ошибки в написании фамилии, сана, неправильно указывается дата канонизации, не соответствует день памяти, неверно указывается имя новомученика, допускаются ошибки в именовании новомучеников, помещаются фотографии не того святого, о котором говорится в тексте, святой произвольно именуется автором-составителем по месту жительства, отлично от того, как принято именовать его в официальном календаре; по существу, авторы по своему произволу дают мученикам прозвища. Зачастую это происходит опять же потому, что составители календарей берут материалы из интернета без какой бы то ни было проверки. При подготовке календарей к публикации необходимо также сверяться с официальным календарем Русской Православной Церкви. Поскольку публикация без ссылок на источник может иметь безответственный и бесконтрольный характер, следует указывать, откуда взяты все тексты, как это, например, делалось в православных церковных календарях, издававшихся Соловецким Спасо-Преображенским монастырем, где в конце текста в скобках дается полная ссылка на издание, автора и страницы.

Из числа встречающихся в изданиях ошибок следует назвать публикуемые в приложении к житиям не утвержденные Священным Синодом богослужебные тексты.

В связи с тем, что при популяризации подвига новомучеников в тех или иных публикациях на первое место в настоящее время встает вопрос о достоверности печатающихся в них сведений, следует особенно уделить этому внимание. Зачастую бывает, что печатается в книгах одно, а в действительности было совершенно другое, иногда до противоположности. Разрешить эту проблему, т.е. проверить те или иные данные непросто, ввиду того, что ограничен допуск к некоторой категории архивных дел. Но мы сейчас имеем уже достаточно исследований, касающихся новомучеников, и значительное число жизнеописаний, о которых можно сказать, что они основаны на анализе первоисточников, и издателям надо активнее сотрудничать с теми, кто уже продвинулся в области такого рода исследований.

Издательский Совет/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами