Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

О поправках в Закон о свободе совести

Версия для печати
24 июня 2016 г. 11:02

Сегодня принимается во втором и третьем чтении законопроект, предусматривающий внесение в «Закон о свободе совести» норм, определяющих порядок осуществления миссионерской деятельности. Первоначальная версия законопроекта содержала ряд сомнительных норм. В этой связи законопроект был доработан. Внесенные в него поправки комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

Поправки значительно улучшают текст законопроекта.

Во-первых, миссионерская деятельность трактуется не так широко, как в первоначальном варианте законопроекта, когда она отождествлялась с распространением веры как среди верующих лиц, так и среди тех, кто далек от веры либо придерживается иных религиозных убеждений. В результате стиралась грань между миссией и другими видами религиозной деятельности, например, богослужебной деятельностью и катехизацией. Согласно внесенным поправкам миссионерская деятельность рассматривается как осуществляемое публично (в том числе с использованием СМИ), с целью вовлечения граждан в религиозное объединение, «распространение информации о вероучении» среди лиц, не являющихся последователями этого вероучения. То есть поправки существенно сужают круг лиц, на которых направлена миссия.

Во-вторых, уточняется понятие миссионера. Поправки рассматривают в качестве миссионеров религиозное объединение либо уполномоченных им физических и юридических лиц. При чем документ о праве на миссию не требуется не только для «членов руководящего органа» религиозной организации (как это предусматривалось в первоначальной версии законопроекта). Согласно внесенным поправкам, такой документ не потребуется также руководителям религиозных организаций, священнослужителям и членам любого коллегиального органа религиозной организации ― даже если этот орган не является руководящим (например, для членов приходских собраний и приходских советов). Остальные лица, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной организации, должны иметь документ о полномочиях, выданный ее руководителем.

В-третьих, первоначальная редакция законопроекта, по существу, запрещала осуществлять миссионерскую деятельность в культовых зданиях и на их территориях, а также в местах, специально отведенных для совершения религиозных обрядов, а также в местах паломничества, на кладбищах. Однако, эти места и территории как раз наиболее удобны для миссии; многие миссионерские центры располагаются на прихрамовых территориях. Поправки предусматривают возможность беспрепятственной миссионерской деятельности в этих местах, что означает отмену требования о наличии у миссионера документа о полномочиях. Правда, информацию о чужом вероучении в таких местах можно распространять только с согласия руководящего органа религиозной организации-правообладателя.

В-четвертых, в законопроекте сохранены нормы, запрещающие религиозным организациям осуществлять в жилых помещениях любые виды религиозной деятельности, кроме религиозных обрядов.

И, наконец, привлечение религиозной организации к ответственности за действия лиц, осуществляющих от ее имени миссионерскую деятельность, возможно лишь в том случае, если такая деятельность угрожает общественной или национальной безопасности, например, миссионер склоняет граждан к самоубийству, призывает к насильственным действиям и т.д. В таком случае у правоохранительных органов появятся основания привлечь к ответственности религиозное объединение вплоть до запрета его деятельности или принудительной ликвидации.

«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с трагедией на горнолыжном курорте Карталкая в Турции [Патриарх : Послания]

Состоялась встреча Патриаршего экзарха Африки с членом Сената Кении и послом Кении в РФ

Подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Фондом пенсионного и социального страхования России

Подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Фондом пенсионного и социального страхования России

Синодальный миссионерский отдел проведет конференцию «Актуальные вопросы апологетической миссии»

Началась четвертая миссионерская экспедиция Синодального миссионерского отдела на Шри-Ланку

Начались курсы повышения квалификации епархиальных миссионеров «Теория и практика миссионерской работы с последователями сект и деструктивных культов»

Впервые к Русской Православной Церкви присоединилась община в Анголе

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления по вопросу сроков размещения устава религиозной организации на информационном ресурсе Министерства юстиции РФ после ее регистрации

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»