Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Стефановском кафедральном соборе г. Сыктывкара

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Стефановском кафедральном соборе г. Сыктывкара
Версия для печати
26 июня 2016 г. 23:09

26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Стефановском кафедральном соборе г. Сыктывкара. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваши Высокопреосвященства! Владыка архиепископ Питирим! Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Анатольевич, исполняющий обязанности главы Республики Коми! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с этим воскресным днем и с особым праздником в честь всех святых. Этот праздник имеет отношение к каждому из нас, ибо каждый крещен с именем святого, который является его небесным покровителем. Сегодня первое воскресенье после праздника Троицы, завтра начинается Петров пост, и обычно в этот день торжественно совершаются богослужения, которые завершают празднование Пятидесятницы и открывают новый период духовной жизни каждого христианина в предстоящие недели молитвы и приуготовления себя к достойному празднованию памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Сегодня в чтении из Евангелия от Матфея мы слышали очень сильные слова, которые произнес Сам Господь. Его проповедь отличалась от всего, что говорили в Его время люди авторитетные, спокойствием, любовью, смирением, а в сегодняшних словах Спасителя слышатся сила и предупреждение. Эти слова звучат так: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).

Что означает исповедовать Христа? Это означает оставаться верными Ему не только в легких обстоятельствах, но и тогда, когда обстоятельства жизни становятся трудными. Если человек теряет верность, он перестает исповедовать Господа и Спасителя, а происходит это обычно под влиянием внешних неблагоприятных обстоятельств. Мы знаем, как в первые столетия христианской истории появилось множество мучеников и исповедников, которые жизнью своею запечатлели верность Спасителю. Им предлагалось отречься от Господа, и тогда они могли бы остаться в живых. Многие из них могли сохранить высокое положение в тогдашнем римском обществе, свои деньги, свое имущество; а если они не отрекались, то теряли всё — и имущество, и доброе имя, и саму жизнь. Очень многие, сотни и тысячи христиан, мы не знаем имена всех, исповедовали пред лицом людей свою веру в Господа и Спасителя и лишались жизни, но они помнили Его слова: «если вы исповедуете Меня пред людьми, и Я исповедую вас пред лицом Отца Моего Небесного», то есть если вы со Мной здесь, то вы со Мной и там, в вечной жизни.

Исповедание — это не что иное, как свидетельство о Спасителе, связанное с риском для жизни, благополучия, здоровья. Исповедание требует огромной внутренней силы. Именно поэтому подвиг мучеников и исповедников так почитается в нашей Церкви. И вот возникает вопрос: а что же является движущей силой для этих исповедников? Что было силой в прошлом, но, можно смело сказать, что остается силой для исповедания Христа и сегодня? Это, конечно, глубокая вера в Господа и Спасителя, но, более того, это личный опыт общения с Ним в молитве, в таинствах, когда человек чувствует Божие присутствие, когда он видит, слышит, осознает, что его молитва достигает Божественного Престола, и он получает просимое. Вот этот опыт реальной жизни с Богом и является той силой, которая дает возможность человеку исповедовать Христа Распятого, Сына Божиего и Сына Человеческого даже до смерти, не боясь ничего.

Верность — это огромная ценность. На верности основываются человеческие союзы — в первую очередь семейные. Если есть верность, то есть семья. Разрушается верность — разрушается семья. Но не только семейный союз основывается на верности. В каком-то смысле все человеческое общежитие, вся жизнь народа связаны с верностью — верностью общим идеалам, верностью родине. И мы знаем, как в страшные годы войны именно эта верность даже до смерти помогала народу нашему не только выстоять, но и победить во много крат превосходящего противника.

В основе верности нет никаких прагматических интересов, потому что верность до конца означает способность человека умереть во имя этой верности, а никакими материальными ценностями уравновесить человеческую жизнь невозможно. Значит, верность долгу, верность родине, верность близким — это нравственные категории, никак не связанные с материальными факторами. Никто никогда не оставался верным даже до смерти во имя материального вознаграждения. Такого по природе быть не может, потому что человеческая жизнь дороже всего на свете. И Господь требует от нас по отношению к Нему именно такой верности: «Если будете исповедовать Меня перед лицом людей, то и Я буду исповедовать вас пред лицом Отца Моего Небесного». Он прямо требует от нас этой верности, потому что без верности не может быть и веры. Какая же вера в Бога, если ты не остаешься Ему верным? Разрушается вера — разрушается молитва, разрушается духовная связь между Богом и человеком, все разлетается в мелкие кусочки, остается пустота. Молитва человека, потерявшего веру и верность, не достигает Бога. Но ведь точно так же и в наших человеческих отношениях: уничтожается верность — уничтожается связь с другими, уничтожается общность, сила, соединяющая людей.

Святой Ефрем Сирин произнес замечательные слова: «Тот, кто страдает за Христа, страдает за себя, за свою жизнь, за свое спасение». В каком же смысле, страдая за Христа, мы за себя страдаем? Дело в том, что через это исповедание веры Христовой мы сохраняем в себе огромную силу быть верными Ему, а значит, быть вообще верными, способными совершать поступки, не измеряемые материальным вознаграждением, совершать подвиги, совершать великие дела. Таким образом Евангелие показывает нам, как человеческий подвиг, а вместе с ним и успех, — ведь не может быть успеха без подвига, без напряжения сил, — как все это имеет духовную составляющую. И поэтому в большинстве случаев неуспешна в полном смысле этого слова жизнь человека, неспособного отдавать себя любимому делу, быть верным в отношении близких, в отношении своего Отечества. А в основе всего должна быть верность Богу.

Я рад возможности посетить замечательный край Коми. Эта земля удивительно богатая. Большинство ее сокровищ еще под спудом. Читая о материалы о Коми, я обратил внимание на некий пессимизм, связанный с освоением северных территорий. Кто-то говорит, что уголь скоро закончится, так что нечего вкладывать деньги в северные территории. Да разве одним только углем богата эта земля?! Насколько нужно быть близоруким, чтобы, ходя по этим сокровищам, думать, что в какой-то момент часть из них перестанет быть эффективно добываемой! Конечно, появятся другие возможности, во много крат превосходящие то, что мы имеем сейчас. Коми — это земля с огромным потенциалом, но для того чтобы этот потенциал был раскрыт, должен раскрываться человеческий потенциал. А для того чтобы человеческий потенциал был раскрыт, мы должны жить не по законам стихий мира сего, не по законам плоти, но по закону духа. Мы должны быть верными, мужественными, сильными, способными сопротивляться трудным внешним обстоятельствам, для того чтобы жизнь через нас становилась лучше. Вот почему мы открываем храмы здесь, на земле Коми, вот почему здесь создана еще одна епархия. Потому что я глубоко убежден, говорю это открыто и прошу с вниманием и доверием отнестись к моим словам: через возрождение духа возродится и все остальное. Тогда не будет никакого пессимизма, никакого критического отношения к месту своего проживания, никакой утраты перспектив.

Для этого нужно быть сильным духом, иметь крепкую веру и способность трудиться, а Господь всегда идет навстречу верным, навстречу тем, кто трудится, в том числе во имя Его трудится. Поэтому я хотел бы призвать благословение Божие на край Коми, на Сыктывкар, на Воркуту, куда я намереваюсь сегодня полететь, чтобы помолиться с жителями этого северного города. Я призываю благословение Божие на всех вас, мои дорогие. Храните веру православную в сердцах, живите по Божиему закону, и тогда все, что является вторичным по отношению к духовному измерению жизни, будет вам подвластно. Вы будете определять течение жизни, потому что, имея сильную веру и сильный дух, обретете способность преодолевать всякие житейские трудности.

Я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, помощи Божией в окормлении Сыктывкарской епархии. И хотел бы также пожелать успеха Сергею Анатольевичу в светском управлении Республикой Коми.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина