Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью главы Татарстанской митрополии по итогам Первосвятительского визита в Татарстан

Интервью главы Татарстанской митрополии по итогам Первосвятительского визита в Татарстан
Версия для печати
27 июля 2016 г. 19:25

20-21 июля 2016 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Татарстан. По итогам Первосвятительского посещения региона интервью электронному изданию «Бизнес Online» дал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

— Владыка, как бы Вы определили итоги визита Патриарха Кирилла в Казань? Святейший заложил Казанский собор в Богородицком монастыре, повстречался с руководством республики и мусульманскими лидерами, но складывается впечатление, что важен не только сам приезд главы Церкви, но и его последствия...

— Патриарший визит, конечно же, не сводится только к закладке Казанского собора. По большому счету, это новый этап в жизни Православия, во взаимоотношениях Церкви, общества и государства в Татарстане. Ведь Святейший Патриарх достаточно четко обозначил, что наша республика является своего рода форпостом — если здесь будет соблюдаться гармония в межрелигиозном отношении, то это очень хороший сигнал на всю Россию. Это модель того, как надо строить наше современное общество. В частности, на эту тему Первосвятитель говорил и во время своей встречи с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Поскольку в Татарстане количество православного и мусульманского населения равновелико, то, разумеется, очень важно сохранить эту стабильность. Как у птицы два крыла, а не одно, так и здесь: если ослабевает одна сторона, православная или мусульманская, то может образоваться перекос, и тогда птицу занесет не туда, куда надо — и в межрелигиозном отношении, и в межэтническом. Очень важно, чтобы этого не произошло.

Исходя из вышесказанного, в чем же смысл визита Святейшего Патриарха в Татарстан? С одной стороны, Святейший еще раз подтвердил важность сохранения этой паритетности и стабильности. С другой, он обозначил призыв к углублению и развитию этой модели.

— А был «перекос», владыка? Птица летела на двух крыльях, или ее начинало заносить «не туда, куда надо»?

— Не считаю, что был «перекос»! Не знаю, что до меня было... Но, когда я приехал в Казань, я многим, да и Вам лично говорил, что ровно, спокойно, в диалоге все проблемы можно разрешить. И не надо лукавить и далеко ходить — достаточно вспомнить ноябрьский указ Рустама Минниханова, предусматривающий одновременно строительство Болгарской исламской академии и возрождение Казанского собора на месте явления Казанской иконы Божией Матери. Разве это «перекос»? Нет, это равновесие!

— На следующий день после официального завершения Патриаршего визита в Казань Вы были в Москве и наверняка говорили со Святейшим о его впечатлениях от поездки. Каковы они?

— Святейший Патриарх очень доволен поездкой в Казань. Кстати, на сайте Татарстанской митрополии вы можете найти его благодарственное письмо, в котором он практически все изложил. Среди прочего он посчитал необходимым отметить и плодотворное сотрудничество епархии с государственной властью, направленное на те цели, о которых мы с вами сейчас говорим — на укрепление межрелигиозного и межнационального мира и гражданского согласия, на воссоздание варварски порушенных святынь. В этой связи он очень положительно и высоко оценивает свои встречи с президентом РТ Рустамом Миннихановым, его предшественником Минтимером Шаймиевым, республиканским муфтием Камилем Самигуллиным и др.

— За сколько лет с Божией помощью и при поддержке властей планируете поднять Казанский собор из руин?

— Я все-таки надеюсь, что справимся за три года. Это, конечно, ориентировочно. Хотя этого маловато по времени. Ведь что касается установки иконостаса, росписи... Роспись собора — это вообще дело долгое, и здесь не надо торопиться. Если действовать по традиции, то росписи храмов должны производиться не менее, чем по прошествии трех-пяти лет после того, как храм построен. То есть, когда произойдет естественная усадка постройки, чтобы старания иконописцев не пропали даром, и не оказалось на выходе, что это сизифов труд.

— Таким образом, через три года собор может быть готов «в черновую», без внутренней отделки, а остальное — дело наживное?

— Думаю, что да.

— Проект возрождения Казанской духовной академии, о котором Вы заговорили с первых часов появления в Татарстане, пока положен под сукно?

— Нет, не положен. Мы занимаемся этим проектом. Святейший Патриарх, находясь в Казани, говорил на эту тему с Рустамом Миннихановым (вернее, мы вместе говорили). В настоящее время курс на возрождение Казанской духовной академии поставлен Патриархом.

Вопрос в другом — как и когда осуществить проект в практической плоскости. Не все просто со зданием — там размещается больница, ее ведь не выкинешь никуда (на улице Ершова, 2, где некогда работала одна из самых известных в Российской империи духовных академий, находится городская клиническая больница № 6 — прим. ред.). А я ведь много раз говорил, что я не сторонник метода «шашками махать». Надо действовать разумно. Тем не менее, Патриарх озвучил курс на возрождение академии.

Почему? Во-первых, потому, что духовная академия здесь всегда была. Среди ее выпускников такие выдающиеся личности, как историк Русской Церкви Петр Знаменский и многие другие. Во-вторых (если уж говорить о возрождении традиций), именно эта академия начнет готовить православных священников, которые хорошо знают ислам. Для республики это очень выгодно. Потому что священнослужители, знакомые не понаслышке с традициями, обычаями и культурой народов, среди которых они живут — нам сегодня очень необходимы. Ведь у нас практически нет хороших специалистов, которые бы глубоко знали ислам. Пробовали это сделать по инициативе Святейшего Патриарха в Москве — воспитать и подготовить таких специалистов. Но это не дело. Потому что здесь мы живем бок о бок с мусульманами, здесь православный и мусульманский миры интегрированы друг в друга, мы видим все своими глазами, а в столице соседство не носит такого органического характера.

Это вообще может быть интересный взаимообмен нашей православной профессуры с другими светскими и религиозными учебными заведениями: чтение лекций, дискуссии. Только не надо путать это с неким навязыванием взглядов или, наоборот, со смешением вер! Вера не меняется, никакого синкретизма не будет. Но возникнет культорологический обмен. Знание друг друга — это нормальное явление. Кроме всего прочего, оно заранее сглаживает и нивелирует конфликты и дает возможность сотрудничества.

— Но в практической плоскости о Казанской духовной академии еще рано говорить? Хотя курс, взятый Патриархом на ее возрождение, тоже целиком укладывается в концепцию «двух крыльев»: создание Болгарской исламской академии должно быть уравновешено образованием не менее мощного православного просветительского центра.

— Говорить о практических шагах совсем не рано. Я готовлю в Казани по полной форме аспирантуру и докторантуру — вот вам и духовная академия. По этому пути мы уже идем.

— По бывшему храму Гермогена в Казани есть какие-то подвижки? Может ли это здание (занимаемое главным архивным управлением при кабинете министров РТ, недавно преобразованным в госкомитет — прим. ред.) быть возвращено Церкви? Какие еще шаги предпринимаются по реституции бывшего церковного имущества в РТ?

— Да, подвижки есть — самые настоящие. Президентом Татарстана уже дано поручение, чтобы подыскать новое помещение для архивного управления. Я своих слов на ветер не бросаю. Вопрос ведь не в реституции, а в правде, в восстановлении исторической справедливости.

— В июне этого года Вы были участником и очевидцем визита Патриарха Кирилла в Уфу. Чем, по Вашему мнению, отличается поездка Святейшего в Татарстан от поездки в Башкирию?

— Я думаю, что особых отличий нет, но в Казани все более масштабно прошло. Сам визит получился более масштабным. Достаточно посмотреть на видеоряд крестного хода, состоявшегося в татарстанской столице накануне закладки собора, и станет ясно, что здесь совсем другой уровень и другой подход.

— Численность крестного хода СМИ оценивают в десять тысяч, но при этом я слышал мнение, что цифра «взята с потолка», вернее, с опыта проведения в РТ последнего ифтара, который, если верить официальным источникам, тоже собрал 10 тысяч. Вот и тиражируют для соблюдения упомянутой Вами паритетности: мусульманам 10 тысяч и православным 10 тысяч. А на самом деле численность крестного хода могла быть другой, много больше.

— Дело не только в численности. Если визит в Уфу при всей его важности все-таки носил региональный характер, то в Казань — всероссийский, а то и общеправославный характер. А это все же большая разница. В центре Патриаршего приезда в РТ была закладка православного собора на месте общепочитаемой святыни. Не знаю, какая еще святыня так почитается в православном мире, как Казанская икона Божией Матери. Это первое, если говорить об отличиях уфимского и казанского визита. Хотя, повторяю, в Уфе все было очень достойно, но зато в Татарстане — более масштабно. И большее количество верующих участвовало в торжествах.

Второе — не будем забывать об открытии памятника поэту Гавриилу Державину на его малой родине в селе Каипы. Это очень важное культурное событие, особенно с учетом того, что Святейший Патриарх теперь является председателем Общества русской словесности. Вроде бы и это перекликается с уфимской Патриаршей программой: и в РБ, и в РТ Святейший начал с того, что называется «глубинкой», но масштабность опять-таки разная. Прежде всего — культурно-исторически.

— Возможно, это призыв к российской интеллигенции вернуться в лоно Церкви — через Державина, который из Православной Церкви никогда и не уходил?

— Не думаю, что это адресовано только интеллигенции. Но для отечественной интеллигенции это, безусловно, сигнал. Ведь кто такой Гавриил Державин? Это представитель высших кругов интеллигенции и аристократии своего времени и при этом человек глубоко верующий. С чего начинается Россия, с чего начинается Родина? Она начинается с Православия, с веры, и мы это хорошо видим на примере знаменитой державинской оды «Бог».

— На крестном ходе 21 июля икону Казанской Божией Матери несли начальник УФМС по РТ Артем Кузнецов, начальник управления минюста РФ по РТ Виктор Демидов, глава исполкома Казани Дени Калинкин и детский омбудсмен Павел Астахов. Кто-то специально отбирал их для этой роли?

— Никто специально не отбирал. Порывы души проявляются именно в такие исторические моменты. Это внутренний зов сердца.

— Но обращает на себя внимание, что на второй день визита Патриарха в Казани собралось очень много тех, кого СМИ причисляют к ордену «православных чекистов»: губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, полпред президента в ПФО Михаил Бабич, спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин, тот же выпускник Высшей школы КГБ Астахов...

— Вы знаете, меня меньше всего интересует, кто эти люди по специальности. Меня интересует их внутренний мир. Неужели мы будем кому-нибудь отказывать в праве свидетельствовать о своей вере?

— А какую роль в общей палитре Патриаршего визита Вы отводите приезду в Татарстан в эти дни духовных руководителей РПЦЗ?

— Появление в Казани Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона и архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка для нас очень важно. Кроме того, митрополит Иларион прибыл к нам не один, а с большой группой зарубежных православных паломников. Вот она — роль Казанской иконы Божией Матери! В чьем-то сознании сохраняются разные политические и идеологические барьеры, но они не могут препятствовать единству Церкви. Православие становится мостом для тех, кого в обыденной жизни разделяют огромные пространства и океаны.

Между прочим, архипастыри Зарубежной Церкви успели побывать практически во всех главных православных храмах Казани, им был оказан прием в Раифском Богородицком и Свияжском Богородице-Успенском мужских монастырях.

— Владыка, во время Патриаршего визита Вам пришлось много потрудиться. Наверняка устали. Откуда Вы находите в себе силы для новых поездок? Ведь уже в воскресенье, едва вернувшись из Москвы, Вы отправились в деревню Шумбут освящать здешнюю церковь…

— Моя усталость — это одно, но надежды людей не должны страдать из-за моей усталости, даже если она и накопилась. В том и служение высшего духовного лица, да и вообще руководителя, чтобы «свое» — оставить на потом. И даже — отдых свой. Ведь что мы делаем? Мы служим. А служба предполагает некие тяготы для того, чтобы принести другим радость. Но ведь и мне радостно от того, что я делаю. Моя усталость — это физика, а внутренний мой мир спокоен и удовлетворен.

— Сегодня Русская Православная Церковь строит и возрождает множество храмов, но люди, как мне кажется, остаются прежними — они «сделаны в СССР». Удастся ли, на Ваш взгляд, развернуть постсоветскую, изверившуюся Россию на 180 градусов?

— Надо развернуть не столько Россию, сколько ее народ. Если мы сейчас не повернем, то мы опять куда-то не туда забредем. И пойдем дальше по пути самоуничтожения. Поэтому мы обязаны работать со своей паствой. Ведь по подсчетам великого русского ученого Дмитрия Менделеева, к началу XXI века в России должны были проживать 600 млн человек! Если бы страна развивалась мирно и постепенно, храня свою веру и традиции, так бы и было. Если бы, по замечанию писателя Александра Солженицына (в романе-эпопее «Красное колесо» — прим. ред.), мы не начали «резать друг друга».

Если бы у меня не было надежды на успех, я бы давно должен был оставить служение и убежать в лес куда-нибудь. Но я активно действую, потому что верю, что мне Бог помогает, да и, самое главное, наш народ способен осознать значимость веры и нравственного возрождения.

— Вы работник церковно-дипломатического фронта. Но вы упомянули о лесе, о побеге от мира... Насколько, на Ваш взгляд, сейчас представлена старческая традиция в Русской Православной Церкви — традиция тех, кто уходил от мира в дальние скиты и землянки?

— Вопрос о старчестве в некоторой степени искусственно поднимается. Ведь если смотреть сугубо — что такое старчество? Это монашеский образ жизни. Но в православном христианстве старчество не является основой для общего окормления паствы. Вопрос по другому надо ставить: а есть ли святые люди сейчас, на которых держится мир?

— Хорошо, есть ли они?

— Так вот я скажу: есть. Если бы святых не было, давно бы пришел конец света. Но мы до времени этих людей не знаем. В том-то и сила святого — это не тот человек, за которым бегает большинство, ожидая от него исцеления или мудрого совета. Наоборот, те, за которыми бегают — чаще всего оказываются лжестарцами. А святость требует тишины и молитвенного сосредоточения, и о ней до времени ведает только Бог.

Беседовал Валерий Береснев

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Серафимо-Дивеевском монастыре положено начало строительству Иверского надвратного храма

В МАРХИ прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке

Патриаршее служение в Неделю о мытаре и фарисее. Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке г. Москвы

Синодальная богослужебная комиссия рассмотрела окончательный вариант службы по случаю принесения иконы Святой Троицы в Троице-Сергиеву лавру

Состоялось заседание Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь

В Зачатьевском монастыре Москвы состоялось празднование в честь 25-летия перенесения образа Богоматери «Милостивая» в обитель и 25-летия возведения в сан игумении настоятельницы монастыря

К чудотворному образу Божией Матери «Милостивая» люди идут отовсюду [Статья]

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Память императора Петра Первого молитвенно почтили в Санкт-Петербурге

В 81-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады делегация Санкт-Петербургской епархии приняла участие в памятной церемонии на Пискаревском кладбище

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 20-летия Бобруйской епархии

В Москве совершена заупокойная лития по павшим в сражении под Плевной

При участии ОВЦС состоялся православно-мусульманский вебинар на тему защиты семейных ценностей

Экспертный совет по взаимодействию с исламским миром переведен в ведение Отдела внешних церковных связей

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

Иерархи Русской Церкви приняли участие в прошедшем в Малайзии круглом столе на тему межцивилизационного диалога

Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим посетил Коломенскую духовную семинарию

Для представителей всех духовных школ проведен вебинар по особенностям проведения процедуры независимой оценки качества

В Казанской духовной семинарии обсудили вопросы проведения IV Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

Богослов.ru запускает онлайн-площадку для проведения научных мероприятий

Другие интервью

Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви

Прославленный Богом и людьми

Митрополит Зарайский Константин: Не стоит недооценивать Африку

Митрополит Волоколамский Антоний: Мы занялись большой и новой для нас в Африке работой

На одном меридиане со Святой Землей. К тридцатилетию возрождения Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Митрополит Зарайский Константин о Православии в Экваториальной Гвинее

Темы диссертаций раскрывают и исследуют актуальные вопросы, стоящие перед Церковью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы