В день памяти преподобного Пимена, имя которого стоит в одном ряду с именами прославленных отцов Церкви — преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого, Паисия Великого — портал Патриархия.ru публикует проповедь протоиерея Владимира Еремина 1972 года, ранее не публиковавшуюся в Интернете.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, братие и сестры, Святая Церковь чтит память Преподобного и Богоносного отца нашего Пимена Великого.
Мы восхваляем преподобного Пимена, имя которого стоит в одном ряду с именами прославленных отцов Церкви: преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого, Паисия Великого. Они почти одновременно явились на тверди церковной. Четвертый век был свидетелем их многотрудной, подвижнической жизни, и Египетская пустыня была зрительницей их духовной славы.
Преподобный Пимен Великий родился в 340 году в Египте. В юном возрасте вместе с двумя младшими братьями он ушел в один из общежительных монастырей Египта и принял там иноческий постриг. Монастырь стал для него суровой школой духовного искуса. Строгая постническая жизнь, постоянная молитвенная настроенность, мужественная борьба с плотскими страстями и мирскими привязанностями сделали преподобного Пимена, подобного нам человека, ― Преподобным, Великим, исполненным Духа Святого, земным Ангелом.
Один сподвижник его, преподобный Сысой Великий, умилившись однажды мудростью наставлений Пимена Великого, воскликнул: «Как восхвалить тебя, авва Пимен! Поистине слова твои преисполнены благодати и славы, как некий камень драгоценный».
Житие преподобного Пимена говорит: «Он восшел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в добродетелях».
Припадем и мы, братие и сестры, к источнику Боговдохновенных поучений преподобного Пимена, чтобы сердца наши напитались благодатью и подвиглись на исправление нашей греховной жизни.
«Человеку необходимо, ― говорит преподобный Пимен, ― соблюдать три главные правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро ближнему». «Злом никогда не победить зла, если кто-либо причинит тебе зло, окажи тому добро, тогда твоя добродетель препобедит его злобу».
Вот пример из жизни преподобного Пимена.
В Египте, в одном месте, куда переселился преподобный Пимен с братией, жил некий старец, почитаемый всеми. Когда пришел авва Пимен, многие, оставив старца, стали приходить к нему. Старец разгневался на пришедшего, и зависть постепенно стала проникать в его сердце. Когда авва Пимен узнал об этом, он созвал свою братию и пошел примириться со старцем. Подойдя к его келлии, он постучал и через его ученика стал просить, чтобы старец благословил их и принял к себе. Но старец передал, что у него нет времени для них. Тогда преподобный Пимен сказал, что они будут стоять у дверей до тех пор, пока он их не примет, и долго со своей братией стоял на солнечном зное. Старец, наконец, был тронут их смирением, принял их с любовью и долго беседовал с ними. С того времени он стал благожелательно относиться к авве Пимену.
Преподобный Пимен с укоризной относился к тем из братии, которые хотя и проводили строгую жизнь, но часто гневались. Так, об одном преподобный Пимен сказал, что тот научился вкушать только один раз в неделю, но не может воздержаться и одного дня от гнева.
Игумен одного монастыря спросил преподобного Пимена: «Каким образом я могу стяжать умиление?» Старец ответил: «Разве может быть умиление в том сердце, которое помышляет о сырах, сосудах с маслом и иных житейских делах?»
Другой спросил старца: «Что лучше: говорить или молчать?» Преподобный ответил: «Кто говорит, Бога ради, тот хорошо делает, также и тот, кто молчит, Бога ради, ― хорошо поступает... Иной человек представляется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды такового тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно, полезное для души».
Вот почему «к человеку, с усердием подвизающемуся в делах добродетели, враг не смеет приступить и увлечь его в свои сети; к человеку же, проводящему жизнь в беспечности и лености, враг приступает с легкостью и увлекает ко греху, как хочет».
«Полезно удаляться от причин ко греху, ― говорит преподобный Пимен. ― Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в нее, когда только захочет. Удаленный же от поводов ко греху подобен стоящему вдали от ямы: когда враг повлечет его к яме, то он будет иметь и возможность воспротивиться, воззвать к Богу, и Бог поможет ему».
Преподобный Пимен Великий часто указывал, что без смирения нельзя достичь успеха в духовном делании, что нужно познать свое греховное состояние и считать себя грешнейшим человеком. По этому поводу один из братии сказал: «Как мне признать себя худшим убийц?» Старец ответил: «Если человек, достигший смирения, увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами)».
И еще: «Земля, на которой Господь заповедал исключительно приносить Ему жертвы, есть смиренномудрие».
Вот, братие и сестры, немногие из тех изречений, которыми преподобный Пимен врачевал души приходивших к нему.
Да сохранит и нас Господь наставлениями и молитвами преподобного Пимена и не лишит Царствия Небесного!
Аминь.
Протоиерей Владимир Еремин
1972 год