15 сентября 2016 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с представителями музейного сообщества России.
Во встрече участвовали:
от Русской Православной Церкви
- епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре;
- В.Р. Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ;
от Министерства культуры Российской Федерации
- министр культуры В.Р. Мединский;
от музейного сообщества
- Е.Ю. Гагарина, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»;
- В.А. Гусев, директор Государственного Русского музея (Санкт-Петербург);
- А.К. Левыкин, директор Государственного исторического музея (Москва);
- М.Д. Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва);
- С.Е. Мельникова, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь);
- М.Б. Пиотровский, президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург);
- З.И. Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва).
Приветствуя собравшихся, Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил руководителей ведущих музеев страны за инициативу провести встречу с Предстоятелем Русской Церкви.
Патриарх посетовал, что в общественном пространстве некоторые темы порой интерпретируются как непреодолимый конфликт между Церковью и музейным сообществом. «Я никогда этого конфликта на уровне сознания и даже на уровне сердца не чувствовал, а, общаясь с вами, всегда убеждался в том, что никакого глубинного конфликта нет», — подчеркнул Святейший Владыка.
Вместе с тем Предстоятель констатировал наличие определенных сложностей во взаимодействии Церкви с учреждениями культуры и призвал задуматься, почему эти проблемы «приобретают общественно-негативное звучание и почему вокруг них возникает напряжение, которого не желают ни Церковь, ни музейное сообщество».
Далее Святейший Патриарх Кирилл поделился своими мыслями о роли музеев, в том числе их воспитательной функции, прежде всего в эстетическом плане. «Музей открывает возможность для любого человека прикасаться к замечательным произведениям искусства и, конечно, учиться понимать эти произведения, — добавил Патриарх. — Учиться понимать произведение — значит обязательно задаваться вопросом об эпохе его создания. Вот почему история искусств — это наиважнейший предмет, который формирует целостное мировоззрение человека».
«Картина — как окно, через которое видишь реальность, отдаленную от тебя веками, — сказал Святейший Владыка. — Поэтому соприкосновение с произведениями искусства, а значит, и музеи, которые обеспечивают это соприкосновение, имеют очень большое значение не только для расширения интеллектуального горизонта человека, но и для формирования сильных эстетических переживаний и эстетического вкуса».
«В основе любого произведения, в основе труда художника лежит стремление отразить гармонию — гармонию личности, гармонию Богом зданного мира, — или обратить внимание на безобразие дисгармонии. Почему так? А потому что Богу было угодно, чтобы закон гармонии лежал в основе бытия. На что бы ни посмотреть — на звездное небо, как нас призывал Кант, на природу, на человеческие лица, на все, что нас окружает, — на всем печать гармонии, — продолжил Предстоятель. — Глубоко убежден: если гармония будет разрушена, то не будет жизни. Когда Достоевский сказал свои знаменитые слова о красоте, он, конечно, имел в виду именно этот потрясающий, основополагающий для бытия человеческого рода закон гармонии. И никто иной видимым образом не выражает этот закон так, как художник, живописец или скульптор».
«Но ведь существует и другой Богом вложенный в человеческую природу закон — нравственный, — напомнил Святейший Патриарх. — Отрицая схоластические доказательства бытия Божия, широко распространенные в средние века, тот же Кант говорил о благоговении, которое вызывают две вещи — звездное небо и нравственный закон в сердце. Почему так? Потому что законы гармонии, звездное небо и нравственный закон — это константы. И художник может называться художником лишь тогда, когда он передает людям красоту этой Божественной гармонии».
«Речь в данном случае идет не о способах передачи, — полагает Святейший Владыка. — Некоторые считают, что изображение должно быть реалистичным, другие — что оно может быть символическим, а некоторые убеждены, что и сочетание красок, как на полотнах абстракционистов, может вселять чувство гармонии. Меня иногда спрашивают: "Как Вы думаете, что художник изобразил на этой абстрактной картине?" Я отвечаю: "Для меня не имеет значения, что он изобразил, — важно настроение, которое создается этим полотном"».
«Художник творит по-настоящему великие произведения тогда, когда он отображает присутствие закона гармонии и нравственного закона. В этом случае он оказывает реальное воздействие на умы и сердца людей, и через приобщение к искусству человек может приближаться к пониманию величайших истин, которые лежат в основе всего нашего бытия, — подчеркнул Предстоятель. — Музей воспитывает, возвышая душу человека, и в этом Церковь и музеи близки друг другу. Мы сохраняем традицию, мы сохраняем нравственную парадигму человечества, но нравственность и эстетику оторвать практически невозможно, а если они отрываются друг от друга, то в оставшемся нет либо нравственности, либо эстетики».
«Поэтому на таком сущностном уровне принципиальные расхождения между Церковью и музейным сообществом, миром искусства и культуры невозможны. Расхождения могут быть, если одна из сторон идеологизируется. Если Церковь идеологизируется, она перестает быть Церковью. Если музеи подвергаются воздействию антирелигиозной, атеистической идеологии, как это было раньше, то эта идеологизация может создавать определенное напряжение в отношениях с Церковью. Но сегодня мы живем в государстве, где, по милости Божией, нет опасности того, что Церковь откажется от присущих ей обязанностей, и нет никакого принуждения к тому, чтобы музейное сообщество поддерживало ту или иную идеологию. Поэтому, будучи свободными от факторов, которые в прошлом негативно влияли на наши отношения, мы должны в уважении к друг другу делать наше общее дело», — подытожил Святейший Патриарх Кирилл.
От лица руководителей крупнейших музеев Предстоятеля Русской Церкви приветствовал М.Б. Пиотровский. «Огромное спасибо за эту встречу, потому что она очень нужна и на самом деле очень своевременна. Всем мыслящим людям понятно, что никаких оснований для конфликта между Церковью, музеями и культурой нет», — заявил президент Союза музеев России.
Вместе с тем, отметил он, порой возникают некоторые разногласия между представителями музейного сообщества и Церкви. М.Б. Пиотровский выступил с инициативой создания совместной комиссии Союза музеев России и Патриаршего совета по культуре для решения возникающих проблем, а также для координации усилий в вопросах сохранения культурного наследия.
Одним из важных направлений деятельности такой комиссии мог бы стать «откровенный разговор о том, что задевает» чувства разных социальных групп. «Понятно, что нельзя оскорблять чувства верующих, неверующих, эстетические чувства, — можно было бы совместно обсудить, как избегать в этих случаях общественных конфликтов», — добавил М.Б. Пиотровский.
Затем состоялся обмен мнениями по различным вопросам взаимодействия Русской Православной Церкви и музейного сообщества.
По окончании беседы Предстоятель Русской Православной Церкви пригласил гостей посетить Патриарший музей церковного искусства в Храме Христа Спасителя. Святейший Патриарх рассказал об истории формирования коллекции и ознакомил гостей с наиболее яркими произведениями церковного искусства, представленными в экспозиции музея.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
«Поэтому на таком сущностном уровне принципиальные расхождения между Церковью и музейным сообществом, миром искусства и культуры невозможны. Расхождения могут быть, если одна из сторон идеологизируется. Идеологизация, как это было во времена атеизма, может создавать определенные напряжения в отношениях, но сегодня мы живем в государстве, где, по милости Божией, нет опасности того, что Церковь откажется от присущих ей обязанностей, и нет никакого принуждения к тому, чтобы музейное сообщество поддерживало ту или иную идеологию. Поэтому, будучи свободными от факторов, которые в прошлом негативно влияли на наши отношения, мы должны в уважении к друг другу делать наше общее дело», — подытожил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.«Художник творит по-настоящему великие произведения тогда, когда он отображает присутствие закона гармонии и нравственного закона. В этом случае он оказывает реальное воздействие на умы и сердца людей, и через приобщение к искусству человек может приближаться к пониманию величайших истин, которые лежат в основе всего нашего бытия, — подчеркнул Предстоятель. — Музей воспитывает, возвышая душу человека, и в этом Церковь и музеи близки друг другу. Мы сохраняем традицию, мы сохраняем нравственную парадигму человечества, но нравственность и эстетику оторвать практически невозможно, а если они отрываются друг от друга, то в оставшемся нет либо нравственности, либо эстетики».«Речь в данном случае идет не о способах передачи, — полагает Святейший Владыка. — Некоторые считают, что изображение должно быть реалистичным, другие — что оно может быть символическим, а некоторые убеждены, что и сочетание красок, как на полотнах абстракционистов, может вселять чувство гармонии. Меня иногда спрашивают: «Как Вы думаете, что художник изобразил на этой абстрактной картине?» Я отвечаю: «Для меня не имеет значения, что он изобразил, — важно настроение, которое создается этим полотном».«Но ведь существует и другой Богом вложенный в человеческую природу закон — нравственный, — напомнил Святейший Патриарх. — Отрицая схоластические доказательства бытия Божия, широко распространенные в средние века, тот же Кант говорил о благоговении, которое вызывают две вещи — звездное небо и нравственный закон в сердце. Почему так? Потому что законы гармонии, звездное небо и нравственный закон — это константы. И художник может называться художником лишь тогда, когда он передает людям красоту этой Божественной гармонии».«В основе любого произведения, в основе труда художника лежит стремление отразить гармонию — гармонию личности, гармонию Богом зданного мира, — или обратить внимание на безобразие дисгармонии. Почему так? А потому что Богу было угодно, чтобы закон гармонии лежал в основе бытия. На что бы ни посмотреть — на звездное небо, как нас призывал Кант, на природу, на человеческие лица, на все, что нас окружает, — на всем печать гармонии, — продолжил Предстоятель. — Глубоко убежден: если гармония будет разрушена, то не будет жизни. Когда Достоевский сказал свои знаменитые слова о красоте, он, конечно, имел в виду именно этот потрясающий, основополагающий для бытия человеческого рода закон гармонии. И никто иной видимым образом не выражает этот закон так, как художник, живописец или скульптор».«Картина — как окно, через которое ты видишь реальность, отдаленную от тебя веками, — сказал Его Святейшество. — Поэтому соприкосновение с произведениями искусства, а значит, и музеи, которые обеспечивают это соприкосновение, имеют очень большое значение не только для расширения интеллектуального горизонта человека, но и для формирования очень сильных эстетических переживаний и эстетического вкуса».Далее Святейший Владыка поделился своими мыслями о роли музеев, в том числе их воспитательной функции, прежде всего в эстетическом плане. «Музей открывает возможность для любого человека прикасаться к замечательным произведениям искусства и, конечно, учиться понимать эти произведения, — добавил Патриарх. — Учиться понимать произведение значит обязательно задаваться вопросом об эпохе его создания. А понимание эпохи открывает ключ к подлинной историософии. Вот почему для меня история искусства — это наиважнейший предмет, который формирует целостное мировоззрение человека».Вместе с тем Предстоятель констатировал наличие определенных сложностей во взаимодействии Церкви с учреждениями культуры и призвал задуматься, почему эти проблемы «приобретают общественно-негативное звучание и почему вокруг них возникает напряжение, которого не желают ни Церковь, ни музейное сообщество».«Я никогда этого конфликта на уровне сознания и даже на уровне сердца не чувствовал, а, общаясь с вами, всегда убеждался в том, что никакого глубинного конфликта нет», — подчеркнул Святейший Патриарх.Его Святейшество посетовал, что в общественном пространстве некоторые темы «интерпретируются — именно интерпретируются! — как непреодолимый конфликт между Церковью и культурой, Церковью и музейным сообществом».