Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Иверской иконы Божией Матери после Литургии в Новодевичьем монастыре г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Иверской иконы Божией Матери после Литургии в Новодевичьем монастыре г. Москвы
Версия для печати
26 октября 2016 г. 19:06

26 октября 2016 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! Ваши Преосвященства, многочтимые владыки! Матушка Маргарита! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником. Мы сегодня почитаем особым образом Иверскую икону Пресвятой Богородицы, с которой очень много связано в жизни Вселенского Православия, потому что образ был явлен на Святой Горе Афон как последствие страшного иконоборческого гонения. По преданию, этот образ сохранился в водах, когда иконы в храмах уничтожались силой государственной власти, и по прошествии двух столетий приплыл к берегу Афона. Это предание сохраняется на Святой Горе, оно окружено такими подробностями, такими деталями, что даже у самого критически настроенного ума возникает доверие к этому повествованию.

Святой образ Иверский почитался и у нас на Руси, как и другие чудотворные образы Пресвятой Богородицы. В связи с почитанием Богородицы и возник этот Новодевичий монастырь. Его история тесно связана с героическими страницами в истории нашего Отечества. Великий князь Василий III в начале XVI века совершил деяние огромного исторического значения. После долгого нахождения русского города Смоленска под иноземным владычеством он вернул его и княжество Смоленское стало частью Святой Руси. Василий III, направляясь к стенам Смоленска, сознавал, что бой за город будет кровопролитным и неизвестно, чем он закончится, потому что гарнизон иноземных войск был очень силен. И тогда, подступив к стенам города, князь Василий III Великий дал обет, что если он возьмет Смоленск, он построит в честь образа Пресвятой Богородицы обитель в Москве. Князь Василий с русской ратью берет Смоленск и возвращает его в державу Российскую. Вернувшись в Москву, он выполняет свое слово и на Девичьем поле строит Новодевичий монастырь, чтобы здесь возносилось имя Пресвятой Богородицы, возжелавшей, чтобы древний град Смоленск, отмеченный пребыванием Ее чудотворного образа, вернулся в Землю Русскую.

Следующее XVII столетие было омрачено тем, что мы называем Смутным временем, распадом страны, потерей национального самосознания, потерей авторитета центральной власти. Страна разрывалась на куски, не было никакой надежды на спасение. Но знаем, что по милости Божией Смутное время завершилось победой русского духа, победой ополчения, победой нашего народа. И Смута прекратилась, а вот последствия Смуты продолжались. И, наверное, самым тяжелым последствием было пребывание града Смоленска под властью польско-литовской рати. И тогда благочестивый царь Алексей Михайлович решил вернуть Смоленск, как сделал это и князь Василий III. И пошел на Смоленск, и овладел этим городом. И в благодарность Пресвятой Богородице он в этот Новодевичий монастырь принес Иверскую икону, которая несколько ранее была по его просьбе написана на Афоне и принесена в город Москву. И вот этот образ, дар царя Алексея Михайловича, освободителя Смоленска, великого государя, так много сделавшего для укрепления державы Российской, хранился в Новодевичьем монастыре до 1913 года. А когда страна праздновала 300-летие Дома Романовых, этот образ для поклонения был отправлен в Чудов монастырь в Московском Кремле. Оттуда он не вернулся, потому что произошла революция и образ оказался в руках безбожной власти.

Чудом образ сохранился как значительное произведение искусства и хранился в музее до самого недавнего времени, когда стараниями уже нашего Президента Владимира Владимировича Путина он был возвращен в Новодевичью обитель.

Чему учит нас эта история? Василий III, Алексей Михайлович, современный Президент Путин — носители высшей государственной власти державы Российской. Всякий раз, когда великие деяния свершались в граде Москве, то каким-то образом они отображались в действиях высших руководителей государства в отношении этой обители вплоть до XXI века. И в этом мы видим замечательную преемственность. Дай Бог, чтобы эта преемственность никогда не пресеклась. Дай Бог, чтобы высшая государственная власть России всегда сознавала силу Божиего присутствия в истории. Если так будет, то Россия будет непобедима и непобедимым будет наш народ.

И сегодня, вспоминая все эти события, связанные с ключевыми моментами нашей национальной истории, мы благодарим Господа за Его милость ко всем нам. Благодарим Царицу Небесную за то, что чрез Свой чудотворный Иверский образ, как и через иные великие чудотворные иконы, хранимые в земле нашей, Она простирает Покров над градом Москвой и над всей землей Русской.

Сегодня мы тоже как народ, как государство проходим через непростые обстоятельства. Но если посмотреть в историю, то как же много было таких обстоятельств, с которыми люди связывали ответ на вопрос «быть или не быть». И ответ всегда был — «быть», когда мы этот вопрос и этот ответ сопровождали искренней верой и обращенной к Богу молитвой о стране нашей, о народе нашем и о сохранении веры православной.

Пусть Покров Царицы Небесной и ныне пребывает над Отечеством нашим, над всей исторической Русью. Да примирит Царица Небесная Своей материнской любовью чад Своих в России, Украине, в иных местах пребывающих. Да дарует Она нам надежду на то, что по молитвам святых, в земле нашей просиявших, Ее милость, Ее материнское заступление пред Сыном Ее и Богом нашим всегда будут действенными в ответ на наши смиренные молитвы и на нашу искреннюю веру. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина