Торжества в честь прославления в лике местночтимых святых преподобной Арсении (Себряковой) состоялись 12-13 ноября 2016 года в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Урюпинской епархии. За два дня в богослужениях приняли участие около 5 тысяч человек.
Решение о причислении к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игуменим Арсении было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 октября с.г. (журнал № 95). Память прп. Арсении Усть-Медведицкой установлено совершать 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу.
12 ноября всенощное бдение в Казанском соборе в сослужении епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия и духовенства Волгоградской и Калачевской епархий совершил епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей.
Богослужения в главном храме обители проходили почти непрерывно. Некоторые службы совершались одновременно в нижнем храме собора в честь преподобного Арсения Великого. График составлялся таким образом, чтобы помолиться и причаститься в дни торжеств смогло как можно больше верующих.
13 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, первая Литургия в Казанском соборе началась в 4 часа утра, в нижнем Арсениевском храме — в 7 часов, сообщает сайт Урюпинской епархии.
В 10.00 в Казанском соборе началась архиерейская Литургия с чином прославления преподобной Арсении Усть-Медведицкой. Богослужение возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Главе Волгоградской митрополии сослужили архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, епископ Калачевский и Палласовский Иоанн и епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий. В торжественном богослужении участвовало около 80 представителей духовенства Волгоградской митрополии, других епархий России, Украины, а также из Греции и Грузии.
На Литургии присутствовал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
Ранее в одной из иконописных мастерских Москвы был написан образ преподобной Арсении. К церемонии прославления были составлены тропарь, кондак и величание святой Арсении Усть-Медведицкой, прозвучавшие в исполнении мужского хора Киево-Печерской лавры и хора Сионского собора Тбилиси.
В связи с наплывом паломников на прилегающей к монастырю территории была организована полевая кухня, где верующим было предложено бесплатное горячее питание. Участники торжеств, которым не хватило места в Казанском и Арсеньевском храмах, наблюдали за ходом богослужения на больших экранах, установленных на территории и за оградой монастыря.
Подготовка к приему гостей в обители началась сразу после принятия решения Священным Синодом о причислении к лику святых пятой и самой известной в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумении Арсении (Себряковой).
***
Анна Михайловна Серебрякова родилась 3 июля 1833 года в богатой и знатной семье помещика Донской области. В возрасте трех лет с ней произошло необычное событие. Родители взяли Анну на богомолье в Воронеж, где в то время правящим архиереем был архиепископ Антоний (Смирницкий), многими почитаемый за свою строгую святую жизнь и прозорливость. Родители были с ним знакомы и посетили владыку. Анна, увидев его, быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к святителю и поклонилась в ноги. Архиепископ благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Это будет великая жена».
С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве дивное, высокое учение Спасителя, — рассказывала она потом, — а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.
Анна Михайловна не могла равнодушно видеть горе или нужду и всегда спешила прийти на помощь. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных, причем, не желая быть узнанной, нередко надевала простое платье и покрывалась темным платком. Она также посещала тюрьмы, где часто выкупала заключенных за долги.
В возрасте семнадцати лет Анна поступила в Усть-Медведицкий монастырь на территории нынешней Волгоградской области и трудилась на общих послушаниях, также занималась иконописанием. Через четыре года пребывания в монастыре она была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через пять лет, в 1859 году — в мантию с тем же именем. В 1862 году монахиня Арсения была назначена казначеей монастыря, а после кончины игумении — настоятельницей. В 1864 году она была возведена в сан игумении.
Ее попечением в монастыре была открыта четырехклассная школа для девочек, где Арсения преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье монастыря в станице Урюпинской, основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской.
10 июля 1874 года, в день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, игумения Арсения подъяла на себя подвиг — рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть около 164 метров. В них она намеревалась создать пещерный храм.
Скончалась игумения Арсения от болезни в Саровской пустыни 3 августа 1905 года. Погребена в Арсеньевской церкви Усть-Медведицкого монастыря.
Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины. Уже через несколько лет стали издаваться ее письма, которые выпускаются и сегодня. Множество паломников посещают Усть-Медведицкую обитель, многие педагоги обращаются к жизни и поучениям игумении Арсении в поисках примеров для воспитания детей и юношества.
Сестры обители свидетельствуют о помощи игумении Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о благодатной помощи игумении Арсении. Епархиальная комиссия исследовала случаи исцеления от болезней, которые произошли после молитвенных обращений к ней. Наиболее часто встречаются свидетельства об исцелении женщин от бесплодия: описаны 65 случаев исцелений, ряд из которых признаны врачами невозможными при помощи современных средств медицины.
***
Священный Синод Русской Праославной Церкв ив заседании от 15 июля 2016 года (журнал № 66) определил, что «Правом ходатайствовать о прославлении подвижника благочестия к местному почитанию обладают <…> в митрополиях — архиерейские советы митрополий» и что «после решения Священного Синода канонизация подвижника благочестия совершается в установленном богослужебном порядке <…> в митрополиях — архиереями митрополии». При этом «имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, а посвященные им богослужебные тексты одобряются в установленном порядке, но не печатаются в общецерковных изданиях».
Патриархия.ru