30 ноября 2016 года в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных по инициативе уполномоченного по правам человека в городе Москве открылась Межрегиональная конференция «Одаренные дети: реализация права на всестороннее развитие личности».
В пленарном заседании приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.А. Москалькова, уполномоченный по правам человека в Москве Т.А. Потяева, уполномоченный по правам ребенка в Москве Е.А. Бунимович, омбудсмены по Центральному федеральному округу, представители Департамента образования города Москвы.
В разговоре с журналистами перед началом заседания митрополит Иларион подчеркнул: «У нас великая и богатая страна. Когда говорят о ее богатстве, часто указывают на природные ресурсы, но я все-таки думаю, что самое главное наше богатство ― это люди, то, что иногда называют человеческим капиталом. Сегодня нам нужно поговорить о том, что делать для того, чтобы этот человеческий капитал не оскудевал, а увеличивался, что следует предпринять для того, чтобы мы могли инвестировать в него свои усилия».
Модераторами пленарного заседания были уполномоченный по правам человека в Москве Т.А. Потяева и уполномоченный по правам ребенка в российской столице Е.А. Бунимович.
Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион сказал:
«Уважаемые участники конференции!
Мне очень приятно принимать участие в конференции, посвященной одаренным детям. И особенно приятно, что она проходит в стенах учебного заведения, с которым связано одиннадцать лет моей жизни. Я проучился здесь с 1 по 11 класс, и много добрых воспоминаний связано с этими стенами, с людьми, которые здесь преподавали и преподают, с теми, кто здесь учился.
Мы сегодня будем говорить об одаренных детях. Уверен: не бывает неодаренных детей, просто каждый одарен по-своему. Мы только что слышали четырех ребят, каждый из которых играл на каком-либо инструменте, и каждый из них развивает свой талант. У других детей есть другие таланты: у кого-то ― музыкальные, у кого-то ― художественные, у других ― математические, технические или иные. И задача взрослых заключается в том, чтобы вовремя распознать талант ребенка и дать ему возможность развиться. Это задача, которую все мы должны решать сообща ― родители, школа, весь окружающий взрослый мир.
Мы должны понимать одну очень простую вещь: одаренность нужно очень рано распознать. Если она распознается поздно, то не принесет тех плодов, которые могла бы. Я это знаю по системе музыкального воспитания: есть определенный возраст, когда можно начать играть на пианино. Если человек начинает позже, то, как правило, уже не сможет достичь особых успехов. Конечно, бывают исключения, таким исключением был, например, Святослав Рихтер. Но, как правило, начинать обучение по специальности нужно очень рано. Поэтому выявление одаренности ― это задача, которую, прежде всего, должны решать родители.
Есть еще один очень существенный вопрос: как воспитывать одаренного ребенка? Сейчас существует мнение (особенно оно распространено на Западе), что ребенка не следует ни к чему принуждать: уже в самом начале у него должна быть свобода, он должен заниматься только тем, что ему интересно, что он хочет. Это так и не так: если в системе воспитания нет элемента принуждения, ребенку очень трудно самоорганизоваться, организовать собственное расписание.
Помню, когда мы учились в этой музыкальной школе, у нас имелась сетка занятий, которые обычно продолжались до позднего вечера; с утра был общеобразовательный цикл, после обеда ― музыкальные предметы. Помимо этого мы должны были, как минимум, три часа заниматься дома по специальности. И это действительно был абсолютный минимум – как правило, занимались больше, и все знали, кто и сколько. Помню, как говорили: «А Катя Гусева занимается пять часов», а мы с восхищением смотрели на Катю Гусеву, потому что у нее хватает выдержки и самообладания, чтобы заниматься пять часов. Все мы понимали, что чем дольше занимаемся по специальности, тем лучше это скажется на нашей игре. И, конечно, элемент принуждения здесь необходим. В организации занятий ребенка велика роль родителей, школы и всех тех, кто принимает участие в его воспитании.
Наша страна, как известно, богата талантами. Часто, когда говорят о России, указывают на ее размеры, на природные ресурсы, упоминают о том, что у нас есть газ, нефть, лес. Но самое главное богатство страны ― это ее человеческий потенциал. Во всем мире нашу страну знают не потому, что мы газовые трубы прокладываем или нефтепроводы ― она ассоциируется с такими именами, как Чайковский, Рахманинов, Достоевский, Пушкин. Эти люди начинали с того, что были одаренными детьми. Неизвестно, как сложилась бы их судьба, если б взрослые вовремя не распознали эту одаренность, если бы они в свое время не получили возможность получить полноценное образование, будь то музыкальное, литературное или какое-то иное.
Думаю, нам следует поразмышлять о том, как выявить талант, как дать ему развиться, какая должна быть создана система для воспитания ребенка и молодого человека, как сочетать удовольствие, которое ребенок должен получать от своей специальности с самых первых лет овладения ею, с теми необходимыми мерами принуждения, которые неизбежны, если мы хотим воспитать большого человека, большого мастера и большого специалиста в своей области.
В завершение хотел бы сказать еще об одном. В те годы, когда я учился в этой школе, была одна запретная область, которой нельзя было касаться, ― это религия. За одиннадцать лет обучения здесь я не встретил ни одного ребенка, который признался бы в том, что он является верующим. Сейчас я знаю от моих одноклассников, что многие из них были верующими, но мы все друг от друга это скрывали. Мы жили в «королевстве кривых зеркал».
Более того, когда учителю было нужно что-то рассказать о религии, по-настоящему это было сделать невозможно. Вот мы изучали на уроках музыкальной литературы «Страсти по Матфею» Баха. Естественно, что преподаватель должен был рассказать нам сюжет этого произведения. А откуда было его взять, ведь Евангелие было запрещенной книгой. Преподавательница брала роман Булгакова «Мастер и Маргарита», оттуда брала этот сюжет и нам рассказывала. Разве это нормально?
Сейчас у нас есть возможность преподавать детям основы религиозных традиций. Я думаю, что это очень важный инструмент, который должен присутствовать в нашем образовании. Мы никому не должны ничего навязывать: ни детям, ни взрослым. Но мы не должны и скрывать от наших детей сокровище, которое существует и которым они вправе обладать. Как мы не нарушаем свободу ребенка, когда говорим ему, что он будет заниматься фортепиано, играть на скрипке или кларнете, но даем ему возможность развить свой талант, точно так же мы не нарушаем его свободу, когда рассказываем: вот есть такая религиозная традиция, вот есть Библия, вот есть Новый Завет, и вот о чем музыкальное произведение «Страсти по Матфею».
Когда вырастет, ребенок сам определится: быть ему верующим или не верить, принадлежать к той или иной религиозной традиции либо ни к какой. Но наша задача – создать условия для того, чтобы ребенок развился как полноценная всесторонняя личность.
Желаю участникам этой конференции плодотворных трудов, а всем детям – счастливого будущего».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru