24 января 2017 года в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре в Москве состоялось одно из первых мероприятий XXV Рождественских чтений — круглый стол «Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года».
Ученые, политики, педагоги и представители духовенства обсудили причины Февральской и Октябрьской революций — можно ли считать эти события государственным переворотом, какую роль в захвате власти большевиками сыграли армия и флот и когда закончилась русская революция?
Открывая конференцию, доктор исторических наук, советник министра культуры РФ Михаил Мягков отметил, что при изучении исторических документов событий периода Октябрьской революции и гражданской войны, приходит понимание, через какую трагедию прошла наша страна. Однако нельзя постоянно делить предков на правых и виноватых. «Каждая сторона по-своему понимала, как добиться процветания Родины и лучшей жизни на земле. Войну с памятью развязывать нельзя. Сегодня мы должны поставить точку в противостоянии "белых и красных" в сознании гражданского общества. И вместо идеологии раскола выдвинуть идею примирения и согласия ради процветания России», — подчеркнул Михаил Мягков. По его словам, символом консолидации российского общества может стать установка в Крыму в этом году памятника Примирения. «С такой идеей выступило Российское военно-историческое общество, идея одобрена на высшем уровне, прошел конкурс на проект памятника и мы будем прилагать все усилия для его установки», — сообщил он.
Поддерживая идею примирения, участники круглого попытались все же разобраться в причинах роковых событий, о которых говорил советник министра. По мнению архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила, в основе всех революций, и российской и европейских, лежат идеи, что справедливое общество люди могут построить без Бога. «Но если люди отрицают в себе присутствие греховной природы, то каждый из них может объявить себя богом и начать резать других», — сказал архипастырь. Протоиерей Олег Митров также выразил мнение, что причиной революций ХХ века, с одной стороны, стал отход правящей элиты от православной веры и ослабление веры у простого народа, а с другой, разрушение в эпоху Петра I связи между высшей государственной властью и народом в виде Земских Соборов, представлявших все слои общества.
По словам доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН Владимира Булдакова, русская революция началась со стихийного бунта работниц фабрик, которым было нечем кормить детей. «Когда царь отрекся от власти, сразу возник грандиозный миф о Великой народной революции, участники которой на протяжении столетий только и думали как свергнуть самодержавие. Но на первых лозунгах, которые появились в Петрограде в феврале 1917 года, было написано: "Хлеба и мира". Лозунг "Долой самодержавие" возник только через некоторое время», — напомнил ученый. А в феврале рабочие и работницы требовали улучшения жизни, но власть не смогла для них ничего сделать. Произошел стихийный взрыв негодования. И только потом этот бунт сомкнулся с политическими доктринами. Однако главным виновником обеих революций Владимир Булдаков считает самодержавную власть.
По мнению заведующего кафедрой Всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России, доктора исторических наук Виктории Уколовой, «одной из возможных причин революции было предательство высшей элиты общества», окружавшей царя. Профессор Московского государственного областного университета, доктор исторических наук Олег Волобуев ключевую роль в февральских и октябрьских событиях 1917 года отводит армии, в частности, Петроградскому гарнизону, а также матросам Балтийского и Финляндского флотов, среди которых большевиками велась активная пропаганда. «Везде советы брали в свои руки власть благодаря гарнизонам, которые были расположены в этих городах», — заключил он.
Одной из тем дискуссии стал также вопрос, когда завершилась Октябрьская революция. Здесь нет единого мнения. Олег Волобуев считает, что в 1922 году, с образованием СССР, а директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий полагает, что в 1929-1932 гг., когда И.В. Сталин завершил коллективизацию: «После этого начинается та советская власть, о которой мы знаем уже из дальнейшей истории».
Участники круглого стола обсудили также вопрос, считать ли октябрьские события 1917 года революцией или это государственный переворот, и если это революция, можно ли назвать ее великой. Для ученых Олега Волобуева и Михаила Мягкова это «великая революция» именно по масштабам последствий. «После нее произошел слом исторической формации: сменилась не только власть, но социальное устройство государства, форма собственности, экономические отношения, вплоть до того, как история преподается в школе», — пояснил О. Волобуев.
«Для меня февраль 1917 года — это не революция, а переворот, — отметил протоиерей Олег Митров. — Монархию устранила от власти своя же правящая элита вместе с генералитетом. Россия осталась без власти, и в этот момент произошла высадка профессиональных революционеров из Германии, которые и захватили власть в стране. А дальше обществу начали прививать марксизм».
На круглом столе с докладами также выступили доктор филологических наук, доцент РГГУ Александр Марков, научный руководитель интернет-журнала «Гефтер.ру», сотрудник Института российской истории РАН Виталий Тихонов, доцент НИУ ВШЭ Екатерина Болтунова и другие.
«Церковный вестник»/Патриархия.ru