Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Преследования и дискриминация христиан как вызов справедливому миропорядку в XXI веке

Преследования и дискриминация христиан как вызов справедливому миропорядку в XXI веке
Версия для печати
8 марта 2017 г. 16:53

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Взаимное уважение и мирное сосуществование как условие межрелигиозного мира и стабильности: защита христиан и представителей других религий» (7 марта 2017 года, Женева).

Уважаемые участники конференции!

В современном мире массовые гонения на христиан, свидетелями которых мы все являемся, поражают своими масштабами. На Ближнем Востоке и в Северной Африке христиане выселяются из родных мест и физически уничтожаются экстремистскими группировками. Происходит варварское разрушение объектов христианского культурного наследия, стремительно сокращается христианское присутствие в этих регионах.

До недавнего времени масштабы преследований и дискриминации христиан замалчивались, а международные организации предпочитали закрывать на это глаза. Четыре года назад я выступал на заседании III комитета Генеральной Ассамблеи ООН с докладом о преследованиях и дискриминации христиан. Как показало время, мои опасения за будущее ближневосточных христиан, высказанные тогда, к сожалению, подтвердились.

До сих пор достаточно широко распространено мнение, что христиане не подвергаются целенаправленным гонениям, а лишь страдают наряду с другими от последствий войны. Это суждение глубоко ошибочно. На территориях, контролируемых боевиками, христиане в лучшем случае вынуждены существовать на правах людей второго сорта, при условии уплаты специального налога. Нередко христиан просто физически истребляют, не проявляя никакого милосердия ни к женщинам, ни к детям. Достаточно упомянуть массовые захоронения тел десятков христиан, найденные после освобождения от боевиков городов Садад (в 2013 г.) и Карьятейн (в 2016 г.) в Сирии.

Не менее сложным остается положение христианской общины в Ираке, численность которой с 2003 года сократилась в десять раз. Аналитики прогнозируют в скором времени почти полное исчезновение христиан в этой стране. В Ливии в обстановке безвластия и хаоса ведется целенаправленное истребление немногих оставшихся там христиан, о чем нам напомнили публичные массовые казни последователей Христовых в 2015 году. Экстремисты выслеживают и убивают христиан целыми семьями: в Сирте в конце 2014 года расстреляли супружескую чету вместе с малолетней дочерью. В Сирии с 2011 года количество христиан составляет меньше половины от изначального числа. До сих пор ничего не известно о судьбе похищенных в 2013 году митрополитов Алеппо Павла (Язиджи) и Григория Иоанна (Ибрагима). В Нигерии и других странах Африки боевики убивают христиан целыми деревнями.

Экстремисты целенаправленно уничтожают христианские святыни и религиозную символику. Достаточно вспомнить ужасные кадры, на которых запечатлены надругательства над древними храмами в сирийской Маалюле: боевики уничтожили кресты на куполах, изрезали и сожгли иконы, осквернили церковные алтари и мощи святых. В Ираке в монастыре святого Георгия были уничтожены кресты на фасадах и вратах храмов, а также на надгробиях.

В 2015 году в Совете по правам человека ООН было принято заявление «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке». В защиту христиан Ближнего Востока высказался Европейский парламент и ряд лидеров стран Европы. В США после длительных дискуссий террор ИГИЛ в отношении христиан был, наконец, признан геноцидом. Однако сегодня, чтобы сохранить то немногое, что осталось от ближневосточного христианства, необходимы не только слова, но и действия.

Для адекватного ответа на вызов экстремизма нельзя не принимать во внимание существенное проявление религиозного фактора в современных конфликтах. По оценкам специалистов с 1960 по 1990 гг. количество гражданских войн под влиянием религиозного фактора возросло с 21% до 43%. На Ближнем Востоке и в Северной Африке за последние 35 лет число вооруженных конфликтов, в которых присутствует религиозных аспект, увеличилось на 75%. По данным американского исследовательского центра PEW, в 2011-2014 гг. уровень преследований по религиозному признаку неуклонно возрастал. В последние годы показатели несколько снизились, однако наряду с этим значительно выросли показатели терроризма под маской религии: количество стран, затронутых этим явлением, выросло за три года с 73 до 82¹. Снижение показателей произошло и потому, что террористы уже добились изгнания большей части христианского населения с контролируемых ими территорий.

Преследование по религиозному признаку — один из факторов,  заставляющих христиан покидать родные места. Опрос христиан-беженцев в иракском Эрбиле в 2015-2016 гг. выявил следующее: из 80 тыс. человек менее половины намерены вернуться на родину. Все больше людей думает об эмиграции, поскольку социальная и политическая обстановка в Ираке в будущем не оставляет места религиозным меньшинствам².

Приведу еще ряд конкретных примеров нынешнего положения христиан, о которых нам сообщают представители христианского духовенства этих регионов. Очень тяжелая гуманитарная обстановка складывается в так называемой Долине христиан (Вади Ан-Насара) в Сирии. Более 200 тысяч человек страдают от недостатка воды, пищи, электричества. Гуманитарные организации в этом месте практически не работают. Православные христиане чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. И при этом Долина христиан считается еще относительно благоприятной для христиан местностью, поскольку там нет боевиков.

В долине реки Кабур на северо-востоке Сирии боевики ИГИЛ в прошлом году захватили несколько десятков христианских поселений, уничтожили множество храмов, изгнали мирных жителей. Когда же регион был освобожден от боевиков, практически никто из жителей не вернулся в родные земли, поскольку экстремисты уничтожили все, что было дорого и свято для христиан.

В этом контексте следует особо отметить важную роль христианских храмов. Для религиозной общины храм является местом общения с Богом, центром духовной жизни. Зачастую церковная община составляет ядро целых поселений. Вокруг храма формируется инфраструктура. По сути, храм — единственное место, где собираются люди независимо от своего возраста, профессии или политических убеждений. Наличие христианского храма — это возможность для христиан вернуться в родные места. Хотел бы обратить особое внимание присутствующих на необходимость восстановления храмов на Ближнем Востоке. Без действующих церквей будет сложно говорить о возвращении христиан в регион.

По долгу церковного служения мне часто приходится общаться с ближневосточными духовными лидерами — с христианскими, мусульманскими, езидскими. Все они заявляют, что вторжение экстремистов в ряд стран Ближнего Востока поставило под угрозу многовековые традиции мирного сосуществования разных религий. Потеря христианского присутствия на Ближнем Востоке приведет к непоправимым последствиям. Существование христиан всегда было залогом межрелигиозного мира и согласия. Поэтому в тех странах, где религиозные меньшинства подвергаются гонениям, необходимо содействовать развитию и поддержке системы государственного контроля соблюдения их прав.

Экстремисты попирают ценности, основополагающие для всех традиционных религий. Террористы присваивают себе право распоряжаться человеческой жизнью и судьбами людей. Многие убеждены, что боевики, которые злодействуют сегодня на Ближнем Востоке и в некоторых других регионах мира, совершают свои бесчинства из религиозных убеждений. На самом деле это не так: не существует ни исламского, ни какого бы то ни было иного терроризма во имя религии. Ни одна религия не учит убивать людей, совершать злодейства и террористические акты.

Об этом в один голос свидетельствуют лидеры как христианства, так и ислама, а также иудаизма. В защиту христиан Ближнего Востока неоднократно высказывались главы и высокие представители исламского университета Аль-Азхар, Организации исламского сотрудничества, Управления по делам религии Турции. Форумы в защиту христиан Ближнего Востока прошли в Иордании, Марокко, Ливане.

Сегодня созидательный межрелигиозный диалог должен пропагандироваться как ответ на популяризацию экстремизма. Уже есть немало примеров эффективного противостояния экстремизму с использованием потенциала межрелигиозного сотрудничества, в частности, в Египте, где власти уделяют особое внимание формированию здорового межрелигиозного климата в обществе. Однако серьезную тревогу вызывает рост террористической активности на Синае, где сотни христиан после серии нападений и угроз со стороны экстремистов были вынуждены покинуть свои дома.

Хороший пример может подать и Россия. Благодаря бесценному опыту мирного сосуществования представителей религиозных традиций на территории нашего многонационального государства, российское общество твердо противостоит попыткам экстремистов внедрить свои идеи и расколоть население по религиозному признаку.

Не так давно на заседании Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России было принято решение сформировать рабочую группу по оказанию гуманитарной помощи народу Сирии. В эту группу вошли как христианские, так и мусульманские деятели.

Религиозные лидеры России регулярно обсуждают текущие общественные вопросы на площадке Межрелигиозного совета России, созданного в 1998 году. Межрелигиозный совет России, в котором я представляю Русскую Православную Церковь, готов делиться опытом с международными организациями.

21 февраля 2017 года в Москве состоялось заседание Президиума Межрелигиозного совета России, посвященное проблеме экстремизма и терроризма. Лидеры традиционных религий России единодушно заявили, что экстремизм и терроризм не могут быть религиозными. Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении подчеркнул, что проблему экстремизма нельзя рассматривать только с позиции осуждения этого явления. Определяя природу экстремизма, необходимо понять, почему экстремистская идеология столь привлекательна, особенно для молодежи. Усиление радикальных настроений стало закономерным ответом на агрессивное навязывание обществу секулярных стандартов. Население Ближнего Востока в большей степени религиозно и придерживается традиционных ценностей. В связи с попытками иностранных государств разделить Ближний Восток на сферы своего влияния, растет протестный потенциал населения региона. Сказывается и недальновидная экономическая политика, которая привела к обнищанию ближневосточного населения за счет обогащения других государств. Вкупе с невежеством в вопросах религии все это и стало причиной, по которой вербовщики легко вовлекают в ряды экстремистских и террористических организаций новых сторонников, чаще всего молодежь.

В этой связи особую актуальность приобретает религиозное просвещение, которое может стать эффективным инструментом профилактики экстремизма. Углубление и расширение знаний о своей религии, а также изучение основ других религиозных традиций убережет множество людей от сетей экстремистов. Наибольших результатов удастся добиться, если подключить к этому процессу сами религиозные общины.

Важным аспектом профилактики нетерпимости является и межкультурный диалог. Традиции добрососедства и сотрудничества между различными религиями и этнорелигиозными сообществами являются важным достоянием культуры многих стран. Европейское сообщество пошло иным путем, избрав модель культурной унификации, нивелирования различий. В такой модели для религии практически не осталось места. Ограничение религиозной свободы в странах Западной Европы стало причиной накопления протестного потенциала. Такой подход, конечно, не устроил консервативно настроенных верующих разных религий. В итоге все это вылилось в проблемы социокультурной адаптации мигрантов, участились случаи нападения на религиозных деятелей и так далее. Мы часто говорим об экстремизме, но редко анализируем глубинные причины его популярности. А они есть не что иное, как протест верующих против навязывания секулярных стандартов, против легализации порока и безнравственности.

Для установления прочного межрелигиозного мира необходима модель отношений, соответствующая представлениям верующих всех традиционных религий о справедливости. Но при этом важно дать людям возможность оставаться самими собой, сохранить свою культурную и религиозную идентичность.

Пренебрежение священным даром жизни, массовое притеснение и убийство невинных людей недопустимо с точки зрения как мировых религий, так и международного права. Жестокие преследования христиан являются примером грубого нарушения прав человека в современном мире. Поэтому положение гонимых христиан должно быть предметом заботы всего мирового сообщества, в том числе международных организаций. Сотрудничество в деле защиты христиан от преследований должно рассматриваться как вызов для цивилизованного мира. Пришло время религиозным и политическим лидерам объединиться и координировать борьбу с терроризмом, с акцентом на защиту христиан в странах Ближнего Востока и в Африке. Представители традиционных религий должны быть включены во все миротворческие и политические инициативы, которые будут затрагивать интересы религиозных общин. Не следует предавать забвению роль христиан в деле соблюдения баланса межрелигиозных отношений.

Успешное противостояние экстремизму невозможно без учета религиозного опыта людей. Но для этого необходимо находиться внутри религиозной традиции, иметь живую связь с духовной составляющей религии. Только человек с личным религиозным опытом может выявить и предотвратить радикальные настроения среди верующих.

Глубокую озабоченность вызывает ситуация, которая сегодня складывается на Украине. В стране существует несколько групп, называющих себя православными церквами. Но только одна — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — является канонической Церковью, которую признают все другие Поместные Православные Церкви, а также Римско-Католическая Церковь.

В настоящее время каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата подвергается на Украине систематическим и целенаправленным преследованиям. У нее отбираются храмы, причем для этого используется механизм так называемых референдумов, по сути дела, фиктивных: в том или ином селе появляются представители раскольнической общины и заявляют свои претензии на владение храмом; они силой выгоняют прихожан, которым на протяжении десятилетий этот храм принадлежал. Известны случаи, когда верующие, отказываясь отдать храм в руки раскольников, были вынуждены баррикадироваться в церковном здании, пребывая много дней без пищи и воды.

Подобными рейдерскими методами на Украине были захвачены несколько десятков храмов, а в Верховной Раде Украины предлагались различные законодательные инициативы, чтобы закрепить и легализовать эту практику. Конечно, мы категорически не можем согласиться с таким грубейшим нарушением прав верующих, происходящим на наших глазах, и призываем Организацию Объединенных Наций обратить на это особое внимание.

Хотел бы также кратко сказать о том, что и в современной Европе иной раз нарушаются права христиан и других религиозных меньшинств — когда, например, верующим той или иной христианской традиции запрещают носить крестик либо когда проявляются другие формы дискриминации христиан. Очень важно, чтобы Европа подавала пример межрелигиозной толерантности и взаимодействия. Этот пример мы видим не в том, чтобы замалчивать религиозную традицию или «выносить на поля» принадлежность человека к той или иной религиозной традиции, но в том, чтобы каждый человек мог свободно исповедовать свою веру.

Очень надеюсь на то, что международное сообщество и религиозные лидеры проявят волю к защите преследуемых христиан Ближнего востока и Африки, а также к искоренению случаев нарушения прав верующих, которые происходят в других регионах мира.

_______

¹ Trends in Global Restrictions on Religion. Режим доступа: http://www.pewforum.org/2016/06/23/trends-in-global-restrictions-on-religion/

² Доклад «No Way Home: Iraq’s Minorities on the Verge of Disappearance». Режим доступа: http://minorityrights.org/publications/no-way-home-iraqs-minorities-on-the-verge-of-disappearance/

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

МИД России выразил надежду, что Сирия и впредь останется родиной для всех своих граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности

В Нигерии за неделю исламисты-скотоводы убили и ранили нескольких христиан и пленили пастора

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам российской премьеры фильма «Люди Христовы. Наше время» [Приветствия и обращения]

В Уганде исламисты убили проповедника, обратившего в христианство 18 мусульман

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил подворье Антиохийского Патриархата в Москве

Председатель ОВЦС принял участие в заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

Вышел в свет новый номер журнала «Церковь и время»

Опыт разных конфессий в сфере социального служения представят на круглом столе в ОВЦС

Решением Верховного суда Украины Елецкий монастырь отобран у Церкви и отдан заповеднику

В Черновицкой области «ПЦУ» с помощью провокации захватила храм Украинской Православной Церкви

При захвате Успенского собора в Кременчуге рейдеры из «ПЦУ» выломали Царские врата

ООН: Украина не доказала законность действий по запрещению Украинской Православной Церкви

При поддержке Патриаршей гуманитарной миссии в Кураховский район Донбасса доставили 7 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 декабря 2024 года — 15 января 2025 года) [Статья]

Митрополит Бачский Ириней: Разделение на Украине обернулось разделением и во всем Православии

Представитель ОВЦС принял участие в ежегодном экспертном совещании в Министерстве иностранных дел России

Суд оставил наместника Святогорской лавры митрополита Арсения под стражей еще на два месяца

Международный правозащитный альянс назвал дискриминационным запрет на въезд Сербского Патриарха в Косово

Святейшему Патриарху Порфирию и группе архиереев Сербской Православной Церкви запретили въезд на территорию Косово и Метохии

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 31 декабря — 18 января

При поддержке Патриаршей гуманитарной миссии в Кураховский район Донбасса доставили 7 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 декабря 2024 года — 15 января 2025 года)

Контакты Московского Патриархата с региональными христианскими объединениями и международными молодежными христианскими организациями в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 18–30 декабря

Итоги социального служения Церкви в 2024 году

Более 4000 новогодних подарков направили в зону конфликта при поддержке Патриаршей гуманитарной миссии. Информационная сводка о помощи беженцам (за 24-27 декабря 2024 года)

Сочинская епархия направила 5 тонн мандаринов беженцам и пострадавшим мирным жителям зоны конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 9-23 декабря 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии