10 марта 2017 года в Москве состоялось заседание комиссии по приемке этапов выполнения работ мозаичного оформления внутреннего убранства храма святого Саввы на Врачаре в Белграде. Сопредседателями комиссии являются председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Сербская Православная Церковь) и заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) А.В. Радьков.
Среди членов комиссии — представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации И.Н. Горбунов, представитель Министерства иностранных дел Республики Сербия Велько Одалович, представитель Министерства культуры РФ М.Ю. Спаржина, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, ректор Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова А.А. Любавин, ректор Московского архитектурного института (государственной академии) Д.О. Швыдковский, член-корреспондент Российской академии художеств И.Л. Бусева-Давыдова, академик Российской академии художеств А.Г. Мирианашвили, профессоры Института прикладного искусства в Белграде Джуро Радлович и Мирослав Лазович.
На заседании также присутствовали: Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, президент Российской академии художеств З.К. Церетели, вице-президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО М.В. Попова, руководитель авторского коллектива художников Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, академик Российской академии художеств и член президиума РАХ Н.А. Мухин, заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям компании ПАО «Газпромнефть» А.М. Дыбаль, руководитель проекта строительства храма святого Саввы в Белграде Ратко Сладоевич.
Участники встречи подвели итоги первого отчетного периода работ по созданию мозаик, предназначенных для размещения в куполе собора.
«Проект благоукрашения собора святого Саввы в Белграде имеет большое значение для развития традиционно братских отношений Российской Федерации и Республики Сербии, а также Русской и Сербской Православных Церквей и окормляемых ими народов, — подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. — Мозаичное убранство главного храма Сербской Православной Церкви, являющегося также одним из крупнейших православных храмов Европы, будет важным событием в мире искусства и нашим даром Церкви святителя Саввы, готовящейся отметить 800-летие своего автокефального бытия в 2019 году».
В своем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выразил удовлетворение тем обстоятельством, что реализация проекта благоукрашения собора святителя Саввы, в котором ОВЦС участвует с 2008 года, перешла в практическую плоскость. «На рассмотрение Комиссии сегодня вынесены готовые мозаичные полотна, которые уже в текущем году могут быть размещены в куполе храма», — отметил он.
«Мы имели возможность до начала заседания осмотреть мозаики, которые на сегодня изготовлены, и хотел бы засвидетельствовать, что они выполнены на высочайшем профессиональном уровне», — сказал митрополит Иларион, выразив благодарность коллективу, который трудился над этим проектом.
«Сегодня, беседуя с мастерами, которые здесь работают, я напомнил им о том, что мозаики сохраняются в течение очень долгого времени, — сказал также глава ОВЦС. — Мозаики Равенны, выполненные в V-VI веках, сохранились до сих пор и ничуть не потускнели. Если наш мир просуществует еще десять или двадцать веков, то эти мозаики все равно останутся такими же яркими, какими мы видим их сегодня, поэтому дело, в которое мы все вовлечены сегодня, в полном смысле слова может быть названо историческим. Мы вместе созидаем то, что сохранится на столетия и станет вечным памятником дружбы между русским и сербским народами, вечным памятником солидарности между Русской и Сербской Православными Церквами. Именно так видит этот проект Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который всем здесь присутствующим и всем, кто трудится здесь, просил передать свое Первосвятительское благословение и пожелание дальнейшего столь же успешного продолжения этого выдающегося проекта».
Работы осуществляются в соответствии с проектом внутреннего убранства собора святителя Саввы, который победил на конкурсе в Москве в 2014 году, отметил также митрополит Иларион. Председатель ОВЦС наряду с первым вице-премьером Республики Сербии Ивицей Дачичем выступал одним из сопредседателей этого конкурса. «Эскизы изображений, которые мы сегодня видим, были направлены Святейшему Патриарху Иринею и получили полное одобрение Предстоятеля Сербской Православной Церкви, — сказал владыка Иларион. — Как мы видим, на сегодня в значительной степени готовности находятся изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и часть изображений святых апостолов, которые будут размещены в куполе храма. Центральная часть композиции диаметром четырнадцать метров с изображением Спасителя готова к отправке в Белград в середине апреля, чтобы после монтажа лифтового и иного оборудования началось ее крепление в куполе собора».
В завершение своего выступления председатель ОВЦС выразил надежду на скорейшее начало работ второго отчетного периода, быстрое и качественное завершение оформления купола в этом году, а также на то, что финансовая поддержка этого грандиозного проекта будет продолжаться. Митрополит Иларион заверил присутствующих в том, что со стороны Русской Православной Церкви проекту и в дальнейшем будет уделяться повышенное внимание, а Российская академия художеств продолжит обеспечивать высочайшее качество его исполнения.
Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Иерарх Сербской Православной Церкви выразил надежду на то, что реализация проекта оформления храма святого Саввы в Белграде завершится к 2019 году и будет служить подтверждением многовековых связей между русским и сербским народами, между Русской и Сербской Православными Церквами. Владыка Амфилохий выразил глубокую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и всей Русской Православной Церкви, а также тем, кто принимает участие в проекте.
Член-корреспондент Российской академии художеств И.Л. Бусева-Давыдова в своем выступлении отметила, что белградский собор святителя Саввы построен по образцу Святой Софии Константинопольской. «В куполе храма святого Саввы помещена традиционная для XI-XIII веков композиция Вознесения Господня со Спасителем в Его небесной славе и предстоящими Ему Богоматерью, архангелами и апостолами, — сказала она. — Утонченная стилизация, использованная в этой композиции, — не самоцель, а способ передачи глубокого духовного содержания, которое присуще лучшим образцам византийского искусства. Кроме того, подобный прием роднит мозаику с современными художественными исканиями. Николаю Мухину удалось создать на основе изучения византийских, древнерусских и балканских средневековых традиций новое решение сюжета "Вознесение Господне", которое по оригинальности композиции не имеет аналогов в православном церковном искусстве».
«Надо отметить, что никогда и нигде перед современными художниками не стояла столь грандиозная задача декорирования сюжетной мозаикой огромного криволинейного пространства поверхности купола», — продолжила свою мысль И.Л. Бусева-Давыдова, выразив уверенность, что мозаики храма святого Саввы станут заметным и достойным явлением в ряду выдающихся произведений искусства православного мира.
В ходе заседания комиссии ее участниками единогласно было принято решение о приемке первого этапа работ по проекту внутреннего мозаичного убранства главного купола храма святого Саввы в Белграде.
***
Собор святителя Саввы в Белграде был задуман как кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его возведение началось в 30-е годы прошлого века в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей были сожжены мощи основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви святителя Саввы Сербского (1175-1236). Возобновление начатого строительства стало возможным только в 1985 году. В настоящее время предстоит мозаичное оформление внутренней поверхности собора, занимающей площадь свыше 17 тысяч квадратных метров.
16 марта 2012 года в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич подписали Протокол об участии России в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде.
В соответствии с Протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 году была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения по внутреннему оформлению собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии И. Дачич.
Летом 2014 года был объявлен Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде. 6 октября 2014 года конкурсное жюри под председательством митрополита Волоколамского Илариона и И. Дачича определило победителей конкурса. Первое место занял проект Международного фонда содействия ЮНЕСКО, подготовленный авторским коллективом под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина. Второе место занял проект белорусских художников-мозаичистов, подготовленный Стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. Мастера из двух упомянутых коллективов в настоящее время работают над реализацией победившего проекта.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru