30 марта 2017 года председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов выступил в Совете Федерации Федерального Собрания РФ в ходе парламентских слушаний на тему «Концепция родительско-детских отношений в Семейном кодексе Российской Федерации».
Организатор слушаний — Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству при участии Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, а также научного сообщества.
В своем докладе «Духовные основы и правовые принципы совершенствования защиты прав родителей в российском законодательстве» протоиерей Димитрий Смирнов напомнил, что семья является Божественным установлением, и с сожалением отметил, что, «на протяжении довольно долгого времени в наше законодательство, касающееся семьи, вносились изменения с оглядкой не столько на интересы наших семей и нашего народа, сколько на различные международные стандарты и рекомендации, часто очень и очень сомнительные».
«Не будем слишком сильно винить тех, кто бездумно это делал. Ведь они еще не знали, что вполне последовательное воплощение в жизнь многих таких предложений и рекомендаций приведет в разных странах к одобрению однополых так называемых браков, признанию права на усыновление однополыми парами детей, попыткам уничтожить разницу между мужчинами и женщинами и массовому разрушению семьи. Многие, конечно, уже тогда предупреждали, что к этому все идет, но их, как водится, не слушали. Но теперь мы все видим на практике и хорошо все знаем. А значит, надо прекратить черпать из этих источников отравленную воду с закрытыми глазами».
При этом отец Димитрий подчеркнул, что «семья — это основа общества и народа. Поэтому надо признать, что все эти веяния, многие из которых, к сожалению, уже в том или ином виде отразились в наших законах, — это прямая угроза национальной и государственной безопасности. Надо прекратить внедрять подходы, которые с неизвестными целями были разработаны за рубежом и навязываются нам экспертами и НКО, фактически выполняющими чей-то внешний заказ (и на чьи-то внешние деньги). Вместо этого надо вернуться к таким нормам, которые будут защищать семью, права и авторитет родителей, воплощая в жизнь наши родные воспитательные идеалы и нашу традиционную культуру семейной жизни, стоящую на прочных духовных и нравственных основаниях. От всего того, что их разрушает, в законе или в общественной жизни, надо избавляться так же, как крестьянин избавляется от опасных сорняков и вредителей, потому что хочет, чтобы его семья, детишки и все люди вокруг были здоровы и счастливы».
Председатель Патриаршей комиссии предложил внести несколько важных изменений в законодательство, подготовленных специалистами Патриаршей комиссии по вопросам семьи в сотрудничестве с общественными организациями.
По мнению отца Димитрия, необходимо ввести еще одну норму в понятие презумпции добросовестности действий родителей: «В Концепции государственной семейной политике упоминается презумпция добросовестности действий родителей в отношении детей. Этот принцип, который наш Конституционный Суд назвал общепризнанным, надо в явном виде внести в Семейный кодекс. Но этого недостаточно: надо внести в него еще одну норму — презумпцию соответствия действий родителей подлинным интересам детей. Все законные действия родителей должны считаться направленными на пользу ребенку. И закон должен требовать прямо, чтобы из этих двух принципов исходили все действия и оценки чиновников и специалистов в отношении семьи, родителей и детей».
Председатель Патриаршей комиссии заявил, что «нужно в явном виде защитить законом все основные естественные права родителей, которые всегда традиционно признавались за ними в российской культуре. Это, в частности, их право свободно принимать решения в отношении воспитания детей, выбирать методы и способы воспитания по своему усмотрению, осуществлять религиозное и мировоззренческое воспитание детей. Родители вправе привлекать детей к посильному домашнему труду, учению, исполнению религиозных предписаний, соблюдению домашней дисциплины, использовать в воспитании домашние меры поощрения и наказания, при необходимости осуществлять права своих детей и руководить их осуществлением самими детьми. Родители должны быть вправе ограничивать в интересах детей свободу осуществления некоторых их прав — ради их безопасности, нравственного воспитания и развития».
Протоиерей Димитрий Смирнов считает, что должно быть запрещено преследование родителей в связи с использованием родительских прав: «Привлечение родителей к какой-либо правовой ответственности должно допускаться только когда доказано, что они виноваты в нарушении той или иной справедливой обязанности, закрепленной в законе. Четко установить в законе, что нельзя наказывать родителей за то, что они не выполнили какие-то обязанности, выходящие за рамки их существующих финансовых, экономических и иных возможностей».
Председатель Патриаршей комиссии также предложил «закрепить право родителей под свою ответственность свободно временно доверять исполнение части своих прав и обязанностей другим родственникам или иным лицам по их выбору, когда этого требуют жизненные обстоятельства семьи. Для этого должно быть достаточно простой доверенности, а не установления требующей серьезных хлопот временной опеки, как сейчас. Абсурдна ситуация, когда родитель может на время поместить ребенка в детский дом, а попросить временно позаботиться о нем родных или друзей семьи, фактически, не вправе — а сейчас это именно так».
В заключение доклада отец Димитрий предложил внести изменения в Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «исключив возможность принудительного вмешательства в семейную жизнь в рамках профилактической деятельности — за исключением случаев, когда родителями совершаются в отношении детей доказанные правонарушения или преступления».
Завершая свое выступление, протоиерей Димитрий Смирнов также подчеркнул: «В основе защиты прав родителей должно быть признание простого факта, на который, кстати, тоже указывал наш Конституционный Суд: эти права следуют из самой природы детско-родительских отношений, они неоспоримы и естественны, а не создаются по воле государства или законодателей. Иными словами, их нельзя отменить или произвольно ограничить просто потому, что государство или еще кто-то так хочет или считает полезным. Именно признание этого принципа, уважение и доверие к семье и родителям, защита приоритета их воли и решений в отношении детей, суверенности семьи, неприкосновенности семейной жизни — кроме отдельных исключительных и крайних случаев — должно стать основой обновленной, а правильнее сказать — возрожденной концепции отношений родителей и детей в семейном праве нашего Отечества».
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства/Патриархия.ru