Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Новоспасском монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Новоспасском монастыре
Версия для печати
11 апреля 2017 г. 22:34

11 апреля 2017 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В понедельник и вторник Страстной седмицы мы вспоминаем события, предшествовавшие страданиям Господа. Мы вспоминаем о Его пребывании в Иерусалиме, когда Он, обращаясь к людям, слышавшим Его, к ученикам Своим, говорил о самом важном, ведь слова Спасителя в эти дни подводили итог всей Его миссии, всей Его проповеди.

О чем же говорил Господь в эти два дня, в преддверии Своих страданий? Понедельник был посвящен обличению лицемерия (см. Мф. 21:18-43). Он привел пример смоковницы, которая, имея красивые листья, не имела плодов, и проклял ее. А затем Он грозно обличил фарисеев, претендовавших на духовное лидерство в своем народе. Главным аргументом фарисеев было их личное благочестие, хотя на деле никакого благочестия не было. Внешний образ фарисеев был настолько убедительным, что многие люди почитали их как наставников, мужей ученых, тем самым впадая в глубокое искушение, в соблазн, в пагубу. Господь сознавал, сколь опасно духовное лидерство фарисеев для иудейского народа. Он сознавал, что лицемер не может говорить правды, а если и говорит, то сам в нее не верит, потому что живет не по правде. Слова Спасителя были чрезвычайно образными, сильными, убедительными, — Он сравнил фарисеев с гробами, которые внешне покрашены и выглядят красиво, а внутри полны тления и всякой нечистоты (Мф. 22:15-23:39).

А затем Господь переходит к теме суда (Мф. 24:3-35). И возникает вопрос: а случайно ли оказались связаны две темы — обличение лицемерия и проповедь о грядущем Божием суде? Совершенно очевидно, что неслучайно, потому что лицемерие есть опаснейший грех. Есть заблуждения, следуя которым, человек не только сам погибает, но и вовлекает в погибель других. Что же происходит с лицемерным человеком? Он говорит слова, в которые не верит. Он изображает себя таким, каким в действительности не является.

Именно так поступали фарисеи. Следуя, казалось бы, до мелочей предписаниям закона, по внутреннему своему состоянию они были далеки от подлинного его исполнения. Они увеличивали воскрилия одежд своих, как говорит Господь, чтобы председательствовать в собраниях, чтобы быть первыми, чтобы быть во власти.

Почему же лицемерие так опасно для духовной жизни? А вот почему. Господь не призывает нас открываться каждому, с кем мы встречаемся, знакомому или незнакомому. Он не призывает нас открывать душу перед любым человеком, Он не призывает нас к публичному покаянию. У каждого есть некие сокровенные мысли, желания, поступки, нередко греховные, и открыть их — значит ослабить свои позиции в отношениях с другими людьми. Господь, сознавая наличие этой опасности, не призывает нас исповедовать свои грехи перед всеми. Не настаивает и Церковь, — за исключением эпохи гонений, когда люди, соблазнившиеся посулами язычников или убоявшиеся мучений и смерти, отпадали от Церкви, а потом возвращались. Тогда они, после длительной епитимьи, то есть отлучения от причастия, входили в собрание верных и приносили покаяние. А поскольку их грех был публичным, то публичным было и покаяние. Но это не распространяется на практику исповедания грехов, которые не являются публичными. У каждого человека есть нечто, что он не готов раскрыть, но это не лицемерие, если человек, сознавая свою греховность, не пытается убедить других в собственной святости.

Но если человек хочет представить себя благочестивым, или, говоря светским языком, порядочным, честным, на деле таковым не являясь, то такое поведение и есть лицемерие. Ибо основе лицемерия — ложь, а отец лжи есть диавол (см. Ин. 8:44). Всякая ложь опасна. Лживые слова могут соблазнить. Но более всего соблазняют ближнего не слова, а дела. И если внешне мы кажемся благочестивыми, добрыми, порядочными, если пытаемся убедить в этом других, таковыми не являясь, то совершаем великий грех, соблазняя другого. А в Евангелии сказано: лучше человеку, который соблазняет, повесить жернов мельничный на шею и потонуть в пучине морской (Мф. 18:6), — потому что у него почти не остается шансов на спасение.

Чтобы дать хоть какой-то шанс, Господь рассказывает о Страшном суде в двух притчах, которые вы сегодня слышали (Мф. 24:36-26:2), — это притча о десяти девах и притча о талантах. Наконец, Он прямо говорит о том, что будет востребовано на страшном и справедливом Божием суде, — о добродетелях, без которых не удастся получить оправдание.

Господь не просто обличил лицемеров, — Он бросил им вызов, Он сорвал маски. А мы знаем, что происходит, когда кто-то говорит правду, опасную для имеющих власть и деньги. Нередко прямое противостояние заканчивается трагически. Господь разоблачил тех, кто не просто хотел быть во власти, но стремился властвовать умами и душами людей. Последствия были незамедлительными. Никто не простил сравнения фарисеев с гробами покрашенными. Никто не забыл слов Спасителя, жгущих совесть и сводящих на нет весь пафос фарисейства, всю их аргументацию, весь их авторитет. А потому уже в среду, обращаясь к ученикам, Он говорит: через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет в руки грешников.

Господь все знал и потому неслучайно в эти дни говорил о самом главном. И мы, повторяя эти слова в канун Пасхи, должны проникнуться их смыслом. Лицемерие вкрадывается в нашу жизнь, в наши мысли, в наши чувства, в практику нашего общения, как тихо вползает змея, чтобы ужалить. Это опасное поведение, опасный образ жизни, особенно если он связан с духовной сферой человеческого бытия. Самое гадкое и отвратительное, что может быть, — это лицемерие в церковной ограде. А что греха таить, иногда мы сталкиваемся с примерами лицемерия даже среди пастырей, которые не силой своей веры, не подвигом своей жизни, не любовью и добродетелью, а внешним видом, сладкими речами и особым стилем поведения пытаются представить себя духовно сильными, проницательными, благочестивыми, достойными уважения.

Поэтому мы все сегодня должны подумать на тему притч Господних, на тему Его горячей проповеди о лицемерии, — и светские начальники, и их подчиненные, и духовные руководители, и паства. Грех лицемерия способен заразить душу любого человека. Но именно для того, чтобы у нас была надежда на спасение, мы услышали в эти два первые дня Страстной седмицы дивные слова Господа и Спасителя о грехе лицемерия и о правде последнего Божиего суда. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина