Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан
Версия для печати
12 мая 2017 г. 13:48

10-13 мая 2017 года в Вашингтоне проходит Всемирный саммит в защиту гонимых христиан, собравший 800 участников из более чем 135 стран. C докладом перед собравшимися выступил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. 

Ваши Святейшества, Блаженства, Высокопреосвященства и Преосвященства! 

Досточтимые отцы, братья и сестры! 

От лица Русской Православной Церкви приветствую всех вас на заседании Всемирного саммита в защиту гонимых христиан. 

Прежде всего хотелось бы поблагодарить Евангелистскую ассоциацию Билли Грэма и ее президента Франклина Грэма за организацию столь масштабного форума, призванного привлечь внимание мирового сообщества к страшной трагедии гонений на христиан в современном мире. 

Двухтысячелетняя история гонений на христиан 

Гонения на христиан не являются для нас чем-то новым. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня», сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 5:10). Тема гонений проходит лейтмотивом через всю Его проповедь, через все Его наставления Своим апостолам. Вспомним, что Он сказал двенадцати апостолам сразу после того, как избрал их и послал на проповедь: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками… Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:16-22). 

Адресуя эти слова ученикам, Спаситель подчеркивает изначально конфликтный характер христианской миссии, которая будет совершаться вопреки устоявшимся и в еврейском, и в языческом мире законам, будет вызывать раздражение, неприятие, злобу, будет причиной семейных раздоров. Иисус поступает совсем не так, как поступил бы обычный иудейский раввин Его времени, который наверняка наобещал бы своим ученикам различные блага, предсказал успех и научил, как его добиться. Ничего подобного Иисус не говорит. Он не обещает ученикам ни успеха, ни счастья в личной жизни, ни материального благосостояния, ни душевного комфорта. Он не обещает им признания ни со стороны евреев, ни со стороны язычников, ни даже со стороны близких родственников. 

Тема гонений проходит красной нитью через апостольские послания. Апостол Петр говорит: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:12-16). 

Важно отметить, что Петр, говоря о гонениях, употребляет слово «христианин», которое во всем корпусе Нового Завета встречается еще лишь два раза (Деян. 11:26; Деян. 26:28). Не всякое гонение спасительно, подчеркивает апостол, а только то, которое «за имя Христово», и не всякий осужденный блажен, а тот, кто осужден как христианин. Будучи «пришельцами и странниками» (1 Пет. 2:11), христиане находятся во внутренней оппозиции к миру сему с его пороками, несмотря на то, что они лояльны гражданской власти всех уровней ― от императора до местных чиновников (1 Пет. 2:14-17). 

Нельзя не вспомнить и апостола Павла. Его слова из Послания к Римлянам и сегодня звучат как назидание и поддержка всем страдающим христианам: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39). 

Великий апостол, сам прошедший суровую школу гонений и преследований, в этих словах призывает римских христиан к любви и бескомпромиссной преданности Христу, объясняя, ради чего они должны терпеть скорбь, тесноту, гонение, голод, наготу, опасность, меч: не ради будущей награды на небесах, а из любви ко Христу. Именно любовь должна стать той движущей силой, которая поможет им преодолеть все испытания. 

Церковь была повсеместно гонима в течение первых трех веков своего существования. В IV веке для христиан Римской империи наступила эпоха благоденствия, но в Персидской империи гонения на христиан продолжались вплоть до начала VI века. В течение последующих столетий христиане подвергались многообразным гонениям от арабов, турок, монголов, представителей иных народов, исповедовавших ислам. Практически не было в истории христианства такого столетия, когда они не были бы гонимы — если не в одном регионе, то в другом. 

ХХ век с особой остротой поставил вопрос о цене, которую христиане должны платить за свою веру. Серия революций потрясла многие государства Европы, Азии и Латинской Америки, спровоцировав мощную волну насилия против христиан. 

В Турции начало ХХ века ознаменовалось массовым истреблением армян, ассирийцев, представителей других христианских народов. Пришедшее к власти правительство младотурок развязало геноцид против христианского населения Османской империи, продолжившийся после крушения империи. Жестокие казни, резня, массовые депортации затронули более миллиона человек. 

В этом году в России и других странах «постсоветского пространства» мы вспоминаем столетие октябрьской революции 1917 года, которая положила начала эпохе жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Власть в лице Ленина и Сталина инициировала беспрецедентные по масштабам репрессии собственного народа, жертвами которых стали десятки миллионов людей. Церковь подверглась почти тотальному разгрому: архиереев и священников расстреливали без суда и следствия, храмы взрывали, монастыри и духовные школы закрывали. Десятки тысяч христиан стали мучениками и исповедниками, прославив Христа своей смертью. Церковь явила великое множество святых, которые, по слову апостола, «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу» (Евр. 11:35-36). 

«В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев, — писал святой Патриарх Тихон в 1918 году, — если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову». 

Подвиг мучеников является общим достоянием христиан разных конфессий. В годы гонений на Церковь в СССР преследованиям подвергались и православные, и католики, и протестанты. Нередко представители разных конфессий оказывались в одной тюремной камере. Межконфессиональные барьеры тогда исчезали, вероисповедные границы стирались. То, что объединяло православных, католиков и протестантов в те годы, было гораздо более значительным, чем то, что их разъединяло, ибо объединяла их любовь ко Христу. 

В ХХ веке новомучеников и исповедников Церкви Русской предавали на смерть не за те или иные качества или действия, не за те или иные поступки, проступки или преступления: их планомерно и систематически уничтожали только за то, что они верили в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Христианские храмы взрывали не по какой иной причине, как потому, что они были христианскими. И иконы сжигали на кострах потому, что на них был изображен лик Христа. 

В гитлеровской Германии и в республиканской Испании 30-х годов христиане разных конфессий подвергались гонениям различной силы. Жестокими и кровопролитными были гонения на Католическую Церковь в Мексике 1920-х годов: если бы не роман Грэма Грина «Сила и слава», мало кто узнал бы о них. В середине ХХ века «культурная революция» в Китае обернулась массовыми репрессиями против христианского духовенства. Скорбный список стран, где христиане подвергались гонениям в течение ХХ века, можно долго продолжать. 

Гонимые христиане вновь открыли для себя силу и актуальность слов, которые Иисус обратил к ученикам, а через них ― ко всем поколениям Своих последователей на все времена: о том, что они будут гонимы, преследуемы, убиваемы, мучимы за имя Его. В судьбе миллионов христиан ХХ века повторилась ситуация, в которой оказалась христианская община в первые три века своего существования. Вновь перед каждым христианином встал выбор между верностью Христу и отречением от веры, компромиссом с совестью, служением маммоне. 

Гонения на христиан в XXI веке 

Начало XXI века ознаменовано новой масштабной волной гонений на христиан в разных регионах мира. Особенно тяжелыми эти гонения являются в тех странах, где доминирующей религией является ислам. При этом в роли гонителей выступают не те умеренные мусульмане, которые готовы жить в мире и согласии со своими соседями, исповедующими другие религии, а экстремисты и террористы, прикрывающиеся исламскими лозунгами и исламской риторикой. «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня», — говорит Христос (Ин. 16:2-3). Совершая свои преступления, убивая христиан, террористы утверждают, что делают это во имя Аллаха. Однако мусульманские лидеры всего мира с омерзением открещиваются от их преступных деяний. 

Больше всего христиане сегодня страдают в странах Ближнего Востока и Африки. Христиане вот уже почти две тысячи лет живут в этих регионах. И сегодня они оказались на пути политических или экономических интересов тех сил, которые не гнушаются использовать для достижения своих целей террористов, выдавая их за борцов за свободу и демократию. Масштабы гонений на христиан при этом упорно замалчиваются в средствах массовой информации и в международном сообществе. 

Приведу лишь несколько примеров. 

В Ираке до 2003 года проживало около полутора миллионов христиан, принадлежавших к разным Церквам. В стране насчитывалось около 300 храмов. Крупные христианские общины были сосредоточены в больших городах — Багдаде, Мосуле, Басре и Киркуке. Местом компактного проживания христиан до начала военных действий был Курдистан. Однако после начала так называемой арабской весны большинство христиан вынужденно покинули страну, и в настоящее время их число, по разным оценкам, колеблется от 150 до 250 тысяч. Массовый исход христиан из Ирака продолжается. 

В Ливии та же самая «арабская весна» привела к почти полному исчезновению христиан. Нынешнее руководство страны открыто заявляет о своей незаинтересованности в том, чтобы христиане оставались в ней. 

В Египте после прихода к власти так называемых братьев-мусульман убийства христиан и поджоги храмов приобрели систематический характер. Христиане начали покидать страну. После прихода к власти правительства Ас-Сиси ситуация изменилась к лучшему, но и сегодня в христианских храмах Египта гремят взрывы, жертвами бомб террористов становятся десятки людей. 

В каждой из перечисленных стран события развивались по одному и тому же сценарию. Сначала существовавшие там режимы обвинялись в нарушениях прав человека, лидеров этих государств объявляли диктаторами, а затем при помощи внешней силы режимы свергались — якобы во имя демократии и прав человека. Но можем ли мы сказать, что в Ираке после свержения Саддама Хусейна или в Ливии после убийства Каддафи воцарились мир и демократия? Нет. Напротив, ситуация политического хаоса позволила самым гнусным террористическим силам поднять голову в этих странах. Для христиан же свержение существовавших там режимов обернулось страшными гонениями, в результате которых для них не осталось места в собственных странах. 

Та же самая ситуация сложилась бы в Сирии, если бы и там был свергнут существующий ныне политический режим. В тех местах Сирии, которые в ходе войны оказывались в руках террористов, христиан безжалостно уничтожали. И мир вряд ли узнал бы об этой трагедии, если б сами террористы не выкладывали в интернет ужасающие сцены расправ над христианами, которым публично отрубают головы, которых распинают на крестах, вырезают целыми семьями и селениями. А те, которые остаются в живых, подвергаются пыткам и разнообразным унижениям. 

Мы разделяем позицию Святейших Патриархов Иоанна X (Антиохийская Православная Церковь) и Ефрема II (Сиро-Православная Церковь), сформулированную ими недавно в совместном послании по случаю годовщины похищения двух иерархов ― митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима. В нем засвидетельствовано, что христиане Востока желают оставаться жить на земле своих предков, что разговоры «цивилизованного мира» о демократии не должны отвлекать от насущных проблем населения Сирии и от необходимости прекращения там войны, что следует немедленно остановить финансирование террористических группировок, а вместо этого дать хлеба голодным людям. Братья и сестры, мы должны услышать этот голос и донести его до сильных мира сего, ибо он выражает истинное мнение христиан Сирии. 

На глазах всего цивилизованного сообщества происходит геноцид христиан. До недавнего времени в западном мире об этом единодушно молчали и политики, и средства массовой информации. Сегодня этот «заговор молчания» удалось прорвать, о гонениях на христиан начали говорить на высоких международных площадках. Но до сих пор многих, кто выступает на эту тему, пытаются одернуть: «Не надо говорить о христианах, давайте будем говорить о меньшинствах». И призывают к фактическому замалчиванию проблемы, переводу разговора в плоскость политкорректных рассуждений о толерантности к разного рода меньшинствам, включая сексуальные и иные. 

Мы мало знаем о том геноциде христиан, который развернулся в Африке. А между тем в Нигерии и окрестных странах террористы группировки «Боко харам» и кочевые племена убивают христиан целыми деревнями. Только в Нигерии экстремисты уничтожили за последнее время 900 храмов. Власти Северного Судана сбрасывают на христиан бомбы и подвергают их постоянной дискриминации. Нападения на христиан происходят в Сомали и Танзании. 

Многообразным страданиям и гонениям подвергаются наши братья и сестры в странах Азии, таких как Афганистан, Пакистан, Индонезия, Индия, Мьянма. В Пакистане любой мусульманин все еще может безнаказанно оклеветать христианина и добиться для него смертной казни. До сих пор идет судебная тяжба по делу христианки Асии Биби, многодетной матери, приговоренной к смерти за то, что она якобы оскорбила религиозные чувства мусульман. В Индонезии избрание христианина столичным мэром сопровождается протестами. В отдельных провинциях Индии не прекращаются атаки язычников на христиан. В Мьянме правительственные войска уничтожили более 60 христианских храмов за несколько лет. 

Вклад Русской Православной Церкви 

Русская Православная Церковь была одной из первых, которая во всеуслышание заговорила о гонениях на христиан, когда все об этом молчали. Московский Патриархат с самого начала событий «арабской весны» выражал серьезную озабоченность положением христианского населения Ближнего Востока и Африки. 

Священный Синод Русской Православной Церкви 30 мая 2011 года выпустил специальное заявление, часть которого я процитирую: «К сожалению, проявления христианофобии невозможно более трактовать как отдельные инциденты: они приобретают характер устойчивой тенденции в некоторых регионах мира… Преодоление дискриминации по религиозному признаку возможно только на путях широкого диалога с участием правительств, международных организаций, религиозных сообществ и представителей гражданского общества. Мы призываем мировое сообщество, религиозных лидеров и все ответственные общественные силы к разработке всеобъемлющего и действенного механизма защиты христиан и христианских общин, подвергающихся преследованиям или ограничениям в своей религиозной жизни и деятельности… Мы выражаем солидарность с нашими братьями и сестрами ― христианами, подвергающимися дискриминации, преследованиям и насилию, сопереживая их страданиям и лишениям, где бы они ни совершали свое земное странствие. Мы молимся и призываем верных чад Церкви усилить молитвы о страждущих и гонимых братьях и сестрах, об укреплении их веры и духовного мужества». 

С 12 по 15 ноября 2011 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сирию и Ливан, который помимо прочего имел целью поддержку братских христианских Церквей в условиях надвигающегося конфликта. 

30 ноября 2011 года Московский Патриархат провел в российской столице международный форум «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». На эту конференцию собрались религиозные лидеры и эксперты из многих стран мира. 

В течение всех последующих лет Русская Православная Церковь прилагала и продолжает прилагать разносторонние усилия для защиты прав христиан, подвергающихся гонениям. Я не буду перечислять их подробно, расскажу лишь вкратце об основных направлениях нашей работы. 

Мы поставили своей целью везде и всегда возвышать голос в защиту последователей Христа. Тема преследований и дискриминации христиан регулярно поднимается нами на площадках международных организаций. Представители Московского Патриархата неоднократно выступали в защиту прав христиан в Организации Объединенных Наций и в Совете ООН по правам человека. Мы говорим о бедственном положении христиан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Европейском парламенте и других институтах. В 2015 году в Совете ООН по правам человека многими странами мира было принято заявление в поддержку преследуемых христиан Ближнего Востока. Приблизительно в это же время в поддержку гонимых высказался и глава Европарламента. 

Темы борьбы с терроризмом и защиты христиан мы постоянно поднимаем в диалоге с политическими лидерами и дипломатическим корпусом зарубежных государств. Мы призываем к созданию единой всемирной антитеррористической коалиции, которая объединила бы политических и религиозных лидеров всего цивилизованного мира. Только такая коалиция способна нанести решительный и окончательный удар терроризму, раз и навсегда положить конец этой чуме XXI века. Ради создания этой коалиции необходимо отложить в сторону политические разногласия, отойти от сиюминутной политической конъюнктуры. Терроризм — это общий вызов для всего мира, и ответить на него надо единодушно. До тех пор, пока с терроризмом борются разные силы и коалиции, то и дело вступающие в противостояние одна с другой, мы не сможем победить его. Об этом мы неустанно напоминаем политическим лидерам разных государств. 

Не проходит практически ни одной встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с зарубежными политиками, где не обсуждалась бы ситуация вокруг христианских общин Ближнего Востока и Африки. 

Руководство и представители Русской Православной Церкви активно участвуют в международных и межрелигиозных форумах, посвященных ситуации на Ближнем Востоке. Такие мероприятия проходили в разные годы в Иордании, Марокко, Ливане, Италии, Греции и других странах. 

Важную роль в деле оказания помощи гонимым христианам играет межхристианский диалог. 12 февраля 2016 года в Гаване состоялась историческая встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Предстоятели двух крупнейших христианских Церквей засвидетельствовали существующее с обеих сторон понимание того, что ситуация в мире требует неотложных и, как сказано в подписанной в Гаване совместной декларации, скоординированных действий. Центральное место и на самой встрече, и в декларации было отведено трагедии геноцида христиан на Ближнем Востоке, в странах Северной и Центральной Африки. Из уст Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси прозвучал призыв к согласованным действиям сил, противостоящих экстремизму, чтобы политические лидеры смогли преодолеть свои разногласия и сплотиться в борьбе с общей угрозой. Этот мощный призыв, который шел из глубины верующих сердец, не мог не быть услышан: сразу после встречи представители России и США на переговорах в Мюнхене договорились о перемирии в Сирии, и к этой договоренности примкнули и сирийское правительство, и оппозиция. Совместные миротворческие усилия двух Церквей — Римско-Католической и Русской Православной — осуществляются на регулярной основе. 

Конкретным шагом по развитию межцерковного взаимодействия по поддержке христианского населения на Ближнем Востоке стал визит группы представителей Русской Православной и Римско-Католической Церквей в Ливан и Сирию 6-7 апреля 2016 года. Проведенные в ходе поездки консультации с местными конфессиями должны послужить основой для разработки дальнейших совместных проектов, направленных на поддержку терпящих бедствие братьев и сестер. Был обозначен ряд важнейших задач, которые потребуется решить для достижения поставленной цели — сохранения христианского присутствия в регионе. В их числе — необходимость восстановления храмов и монастырей, традиционно являющихся центрами консолидации христианских общин, обеспечение населения, в особенности молодежи, работой, воссоздание традиционной для Сирии хозяйственной инфраструктуры. В этих вопросах сирийцы ожидают полномасштабной помощи мирового сообщества по мере окончания войны в их стране.

Русская Православная Церковь приняла активное участие в подготовке и проведении V Европейского православно-католического форума, который прошел в Париже 9-12 января 2017 года. Главной темой форума стало противостояние террористической угрозе. Выступая на Форуме с докладом о нарушении религиозных прав и свобод, я особо подчеркнул, что «сегодня как никогда важно солидарное свидетельство Церквей перед окружающим миром о необходимости принятия безотлагательных мер, направленных на защиту ближневосточного христианского населения. Глобальная система политических и международных отношений ныне претерпевает серьезные изменения, а потому у нас есть шанс закрепить в ней место для защиты прав и интересов христиан Ближнего Востока и Африки». В своем заключительном послании Форум заявил о необходимости тесного взаимодействия православных и католиков перед лицом невиданных доселе вызовов, которые переживает современный мир, выразил солидарность со страждущими христианами Ближнего Востока, Африки и Азии и осудил любые формы дискриминации по религиозному признаку. 

Права гонимых христиан наша Церковь защищает и на поле межрелигиозного диалога. Мы выражали озабоченность сложившейся ситуацией в контактах с Организацией исламского сотрудничества, которая официально выступала против преследований христиан в 2014 году. Свою позицию мы доносили до собеседников в Организации по культуре и исламским связям Ирана и Управлении по делам религии Турции. Я имел возможность посетить ведущий исламский университет «Аль-Азхар» в Египте, встретиться с его руководством и выступить перед преподавателями и студентами. Мы поднимали вопрос преследований христиан перед исламскими лидерами Сирии, Ирака, Йемена и других регионов. Он обсуждается и в рамках диалога с политическими лидерами мусульманских стран. Проблематика гонений на христиан постоянно входит в повестку дня нашего диалога с иудейскими лидерами и организациями. 

Как показывает практика, межрелигиозный диалог может быть эффективным инструментом для защиты наших гонимых братьев и сестер. В 2014 году в поддержку ближневосточных христиан высказывался генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Ияд Мадани. Обнадеживающие слова мы слышали из уст Верховного имама «Аль-Азхара» Ахмада Ат-Тайеба и главы Управления по делам религии Турции Мехмета Гермеза. В защиту преследуемых христиан выступают Король и представители Королевского дома Иордании. В Марокко в 2016 году состоялась мусульманская конференция, посвященная путям поиска защиты статуса религиозных меньшинств в исламских странах. Не раз высказывался в поддержку гонимых и президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер. Лидеры традиционных религий России неоднократно в публичном пространстве осуждали гонения на христиан. 

В 2012 году на встрече Владимира Путина (на тот момент кандидата на пост Президента Российской Федерации) с руководителями традиционных религиозных общин нашей страны я выразил пожелание, чтобы одним из направлений российской внешней политики стала систематическая защита христиан, проживающих в тех землях, где они сейчас подвергаются гонениям. И сегодня мы можем говорить о том, что руководство России действительно осуществляет большую работу по привлечению внимания мирового сообщества к судьбе преследуемых христиан. Отдел внешних церковных связей поддерживает хорошее рабочее взаимодействие по этому вопросу с российским Министерством иностранных дел. 

И российское государство, и Русская Православная Церковь вовлечены в масштабные проекты по оказанию гуманитарной и материальной поддержки христианам Ближнего Востока. В 2013 году наша Церковь собрала и перечислила на нужды православной общины Сирии 1,3 млн. долларов. В 2016 году для нужд Патриаршего госпиталя «Аль-Хосн» в Сирии было отправлено пять тонн медикаментов и медицинское оборудование. Русская Православная Церковь участвует в сборе и распределении гуманитарной помощи совместно с российским Министерством по чрезвычайным ситуациям и целым рядом общественных организаций. С 2013 года в Сирию было отправлено 14 самолетов гуманитарной помощи. 

В марте 2017 года мы создали рабочую группу с участием представителей всех традиционных религий России для координации работы по оказанию помощи страдающему населению Сирии и организации совместных проектов на данном направлении. Следует сказать, что российские мусульмане принимают в этой работе самое активное участие. 

Ущемление прав христиан в странах христианской традиции 

Проявления агрессии в отношении христиан в современном мире приобретают формы не только физического насилия, но и ущемления прав людей на публичное выражение своей веры, следование ее ценностям, открытое ношение религиозных символов. Мы с прискорбием и беспокойством констатируем нарастающий процесс дехристианизации общественного пространства Старого и Нового Света, которые исторически были важнейшими оплотами христианской цивилизации. Церквам и общинам отводят место реликта, пережитка прошлого, но не полноправного участника общественных процессов. 

В обществе все чаще признаются нормой и, более того, поощряются явления, которые противоречат евангельским заповедям. Вызывает серьезную озабоченность стремление ряда стран допустить практику эвтаназии. В некоторых государствах (Нидерландах, Бельгии, Канаде, Люксембурге) добровольный уход из жизни пациента разрешен законодательно. Недавно в Италии с новой силой вспыхнула дискуссия о возможности эвтаназии. Во многих странах Европы и Америки активно — в том числе при помощи средств массовой информации и системы образования — насаждается идеология, направленная на поддержку секс-меньшинств и пропаганду гомосексуального образа жизни. 

Русская Православная Церковь отстаивает святость человеческой жизни с момента зачатия и до естественной смерти, исповедует евангельские идеалы брака и семьи. Принципиальная позиция нашей Церкви состоит в том, что обществу необходимо сохранять традиционные ценности, научиться соблюдать баланс между правами и свободами человека с одной стороны и ответственностью за нравственное благополучие личности ― с другой. Печально, что в наши дни реализация прав человека все чаще становится синонимом вседозволенности и нравственной распущенности. Такая тенденция — тупиковый путь общественного развития.

Что мы можем сделать вместе? 

О чем нам, христианам, говорит сегодняшняя ситуация? Прежде всего, о том, что мы не должны оставаться безучастными к страданиям наших гонимых братьев и сестер, поскольку, по слову апостола Павла, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:26-27). Сегодня как никогда от христиан требуется солидарность, проявляемая в заступничестве за страждущих и гонимых, которые своим подвигом прославляют Христа. Сопереживая страданиям, помогая гонимым, мы должны явить миру наше единство. 

Мы призваны объединиться на путях практического взаимодействия, помогая страждущим братьям и сестрам, отстаивать их право жить в согласии со своей религией и совестью. Эта межхристианская солидарность должна быть в практической плоскости важнее для нас, чем те разногласия между христианскими конфессиями, которые накопились в течение веков. Эти разногласия и далее будут разделять нас, но они не должны становиться препятствием для совместных действий в защиту гонимых христиан вне зависимости от того, к какой конфессии они принадлежат. 

Экстремисты и террористы сегодня выступают под исламскими лозунгами, но они являются не служителями Аллаха, а слугами сатаны. Давайте скажем об этом прямо и обратимся к исламским лидерам всего мира с призывом осудить терроризм как явление, противоречащее учению Корана, во всеуслышание предать проклятию тех, кто совершает террористические акты якобы во имя Аллаха. Пусть такое ясное и четкое слово прозвучит из уст религиозных и политических лидеров Саудовской Аравии, Египта, Ирака, Ирана, Турции и других стран, в которых ислам является де-юре или де-факто государственной религией. Террористы должны стать изгоями в исламском мире. 

Особое значение сегодня приобретает межрелигиозное взаимодействие. Терроризм является общим вызовом и для христиан, и для мусульман, и для представителей иных религиозных традиций. Нужно, чтобы все это ясно понимали. Бомба террориста не выбирает, кого поражать своими осколками: ее жертвами становятся люди вне зависимости от своей религиозной принадлежности. И если сегодня террористы избирают своей мишенью преимущественно христиан, то это не значит, что завтра не начнутся разборки уже в самой мусульманской среде и террористы не начнут истреблять всех мусульман, которые не разделяют их сатанинскую идеологию. Примеры таких разборок уже имеются.

В то же время можно привести немало примеров построения мирного и гармоничного межрелигиозного социума. Христиане и мусульмане добрососедствуют в Ливане и Иордании. Египет встал на путь межрелигиозного диалога и искоренения экстремизма. Многовековой опыт межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия накоплен в России, где христиане, мусульмане, иудеи и буддисты не только не конфликтуют между собой, но и собираются вместе на площадке Межрелигиозного совета России для решения актуальных проблем, выработки общей позиции, защиты духовно-нравственных ценностей. 

Сегодня существенно возрастает роль качественного религиозного образования. Успех террористов не в последнюю очередь объясняется тем обстоятельствам, что во многих странах мира уровень грамотности в религиозных вопросах чрезвычайно низок. Люди присоединяются к террористам, потому что не знают правды ни об исламе, ни о христианстве. Идеологи террора внушают своим адептам, что христиане — пособники иностранных колонизаторов, врагов ислама, что нет иного способа защитить ислам, как только через уничтожение христиан. И неокрепшие души поддаются под влияние этой идеологии. 

Мы можем многое сделать вместе. К нашему саммиту сейчас обращено внимание всего мира. Единым голосом христианские конфессии должны засвидетельствовать солидарность с нашими гонимыми братьями и сестрами, призвать мировое сообщество интенсифицировать усилия в борьбе с экстремизмом, терроризмом и христианофобией. 

Будем молиться, чтобы Сам воскресший из мертвых Господь наш Иисус Христос укрепил верующих в Него, дабы и в наше время исполнялись слова святого апостола Павла: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4:8-11). 

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главами российских протестантов

Епископ Джакартский Питирим встретился с представителями Сообщества церквей Индонезии

Председатель ОВЦС встретился с руководством Всемирного баптистского альянса

Поздравления по случаю 75-летия Святейшего Патриарха Кирилла прислали главы и представители зарубежных протестантских церквей и организаций

В Уганде исламисты убили проповедника, обратившего в христианство 18 мусульман

В Нигерии христиане взывают к защите от постоянных зверских расправ и похищений

В Уганде исламисты сожгли заживо семью молодого пастора из мести за обращение мусульман в христианство

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем [Интервью]

В Волгоградской епархии прошли торжества, посвященные памяти митрополита Иоанна (Вендланда)

Епископ Сурожский Матфей встретился с канцлером Православной Церкви в Америке

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Православной Церкви в Америке с днем тезоименитства [Патриарх : Приветствия и обращения]

Иерарх Православной Церкви в Америке посетил с паломническим визитом пределы Русской Православной Церкви

В Кувейте совершено богослужение в честь праздника иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Антония с послом России в Болгарии

Председатель ОВЦС встретился со Святейшим Патриархом Болгарским Даниилом

Митрополит Волоколамский Антоний совершил молебен в Патриаршем Александро-Невском соборе в Софии

Епископ Сергиево-Посадский Кирилл выступил на международной конференции в Мумбаи

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Делегация монашествующих Московского Патриархата встретилась с Предстоятелем Коптской Церкви

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви