С 15 по 19 мая 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) прошел семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по делам молодежи.
По итогам семинара ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион вручил слушателям удостоверения установленного образца. На вручении также присутствовали председатель Синодального отдела по делам молодежи архимандрит Серафим (Амельченков), руководитель Федерального агентства по делам молодежи А.В. Бугаев, проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), директор Центра непрерывного образования ОЦАД И.А. Парфенов, и.о. заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи В.Ю. Квятковский.
В своем обращении к слушателям семинара митрополит Иларион отметил необходимость и значимость молодежной работы:
«Уважаемые отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!
Я очень рад приветствовать участников семинара для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по делам молодежи.
Трудно переоценить значение молодежной работы в Русской Православной Церкви, это закладка нашего будущего. Мы сейчас осуществляем огромную работу по созиданию нашей Церкви. В течение последних 28 лет, начиная с 1988 года, возрождается наша Церковь, мы строим храмы, открываем духовные школы, монастыри. И сама статистика свидетельствует о том, с какой скоростью осуществляется строительство. Если в 1988 году у нас было 6000 приходов на всю Русскую Православную Церковь, то сейчас это 36 000, если сначала было 19 монастырей, то сейчас более 900 монастырей, если было три духовных школы, то сейчас более 50. Это очень впечатляющая статистика. Мы открываем тысячи храмов в год, ни в одной Церкви не наблюдается такой стремительный рост церковной инфраструктуры. За последнее время миллионы людей пришли в Церковь, не сосчитать, сколько было совершено крещений и венчаний.
Несмотря на все это, мы должны думать о нашем будущем, о храмах, которые мы сейчас строим, исходя из реальных нужд нашего народа. Необходимо позаботиться о том, чтобы эти храмы не пустовали, и не вышло так, что мы все силы вложили в церковное строительство, но при этом упустили из вида наше молодое поколение.
Опыт церковной жизни показывает, что молодежная работа — непростое дело, потому что в этой среде сильно влияние протеста. Подобные настроения связаны не только с политическими реалиями, но и вообще свойственны молодому человеку: желание все оспаривать, протестовать против текущего жизненного уклада. В связи с этим у пастырей Церкви, которые занимаются молодежной работой, должен быть соответствующий подход. Как правило, когда к нам приходят пожилые люди, большинство из них расположены к тому, чтобы нас услышать, с нами согласиться. В этом смысле работа с ними не такое испытание для пастыря, как взаимодействие с молодыми людьми, у которых всегда много вопросов и сомнений. Кроме того, мы должны понимать, что образ Церкви в публичном пространстве создается не так, как нам того хотелось бы, а под влиянием журналистского взгляда, работников СМИ. Часто случается, что мы посылаем один сигнал, а до широкой общественности доходит совершенно другое, нечто негативное и недоброжелательное. Я мог бы привести множество примеров из собственной практики. Как вы знаете, я являюсь ведущим еженедельной передачи на телевидении, в эфире которой мне задают вопросы, а я даю на них ответы. Потом из этих ответов СМИ выбирают то, что им интересно, при этом они не озвучивают мою позицию в целом, а используют несколько фраз, которые впоследствии превращаются в "громкие" заголовки. На выходе мы получаем совсем не тот продукт, который производили: то, что мы предоставляем на суд зрителя в своей передаче на телеканале "Россия 24", это — одно, а то, что потом выходит в СМИ, это — совсем другое.
В данный момент складывается "запретительный" образ Церкви, который постоянно появляется в СМИ. Приведу пример из своей практики. Меня спросили в телевизионной передаче: "Как вы относитесь к тому, чтобы воскресенье освободить от шоппинга?" Я ответил, что отношусь к этому положительно, потому что воскресенье — день, когда верующий человек должен иметь возможность пойти в храм, семейный человек — провести время с семьей. Затем постарался пояснить свою позицию. В итоге подзаголовки были следующие: "В Русской Православной Церкви предлагают запретить торговлю после 19.00" и так далее. Подобных примеров можно привести очень много, поэтому для нас важен прямой контакт с теми людьми, с которыми мы работаем. Они должны узнавать точку зрения Церкви не от журналистов, а от нас самих. Для этого нужна абсолютная публичность: мы не должны бояться телевидения, радио, интернета, блогов и самой молодежной среды, которая готова нас принять и услышать наше слово. Мы должны показывать молодым людям, что является самым главным в Церкви.
Как правило, о Церкви говорят в связи с определенными событиями. Например, осудили блогера Соколовского. Люди восклицают: "Его осудили за то, что он не верил в Бога!" В свою очередь, Владимир Познер говорит: "А может и меня осудят тогда? Я ведь неверующий человек". Вокруг этой истории много демагогии. Во-первых, удивителен сам факт, что, казалось бы, такое незначительное событие было раздуто до масштабов какой-то национальной трагедии. Во-вторых, никто ведь не знает реальной подоплеки. Этого молодого человека осудили не за то, что он не верил в Бога, а за то, что он допускал оскорбительные высказывания в адрес больных людей, инвалидов. Правда, об этом никто не задумывается.
Мы должны понимать, что между молодым человеком с улицы и миром Церкви, который раскрывается через богослужение, существует очень много барьеров. Это барьеры языковые, психологические и иного характера. Не говоря уже о том, что, впервые придя в Церковь, многие молодые люди столкнулись с непониманием, получили от кого-то отповедь, поэтому теперь они просто боятся идти в Церковь. К сожалению, молодые люди часто сталкиваются с подобной ситуацией.
Вне всякого сомнения, важно, чтобы мы, кроме нашей традиционной пастырской деятельности, создавали такие пространства вокруг каждого прихода, где молодой человек мало знакомый или совсем не знакомый с церковной жизнью, мог бы постепенно в нее входить. Помимо того, что мы совершаем богослужение с любовью, на славянском языке, должно быть пространство, где молодой человек, не знакомый пока с нашим богослужением, может постепенно начать осваивать основы Церковной жизни. Это могут быть кружки по изучению Священного Писания: например, приходит молодой человек, садится вместе со священником, и они читают Евангелие, кто-то задает вопросы, кто-то высказывает свою точку зрения. Потом священник говорит "давайте помолимся", и простыми словами объясняет, как это сделать. Таким образом молодой человек постепенно становится ближе к Церкви. В тот момент, когда он созреет, начнет принимать участие и в богослужениях. Не сразу, но постепенно.
Мы должны проводить серьезную работу с молодыми людьми для того, чтобы они сознательно ходили и понимали, что в Церкви главное, а что второстепенное. Они должны стать не номинальными, а реальными православными христианами.
Я хотел бы всем вам пожелать успехов в вашей работе и еще раз подчеркнуть важность этой работы не только для настоящего, но и для будущего нашей Церкви».
Далее митрополит Иларион предоставил слово архимандриту Серафиму, который поблагодарил владыку за поддержку православной молодежи и пожелал присутствовавшим успешного продолжения работы в сфере молодежного служения.
В свою очередь, А.В. Бугаев коснулся специфики работы с молодежью в рамках Федерального агенства и подчеркнул необходимость взаимодействия государственной власти и Церкви.
Пресс-служба ОЦАД/Патриархия.ru