Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 ноября 2000 года

Версия для печати
11 апреля 2005 г. 15:30

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 ноября 2000 года.

Священный Синод Русской Православной Церкви с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране.

С 26 октября по 1 ноября с.г. Патриарх Варфоломей в сопровождении архиепископа Карельского и всей Финляндии Иоанна, иерархов, духовенства и мирян Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата находился в Эстонии с официальным визитом. О своем намерении нанести визит в Эстонию, в пределы канонической территории Московского Патриархата, Константинопольский Патриарх Варфоломей не известил Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Официальное сообщение о визите Константинопольского Патриарха в Эстонию Русской Православной Церковью было получено от главы Лютеранской Евангелической Церкви Эстонии.

Получив информацию о готовящемся визите, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата предпринял усилия к тому, чтобы пребывание Патриарха Варфоломея в Эстонии положило конец четырехлетнему противостоянию между юрисдикциями двух Церквей в этой стране. Были проведены переговоры с полномочными представителями Константинопольского Патриархата и Правительства Эстонской Республики по достижению полного умиротворения между всеми православными и скорейшему восстановлению одинаковых прав для всех православных приходов, включая права на историческое церковное имущество, что могло быть выражено в совместной декларации глав двух православных юрисдикций в Эстонии. Однако Константинопольская сторона отказалась обсуждать предложенные инициативы, предусматривающие возвращение юридических прав на историческое церковное имущество приходам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которым это имущество (18 храмов и помещения церковного управления) веками принадлежало и фактически используется в настоящее время.

Миротворческий путь Патриархом Варфоломеем и возглавляющим Константинопольскую структуру в Эстонии митрополитом Стефаносом был отвергнут. Поэтому Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, насчитывающая свыше 100.000 верующих, не приняла участия в каноническом общении с прибывшей в Эстонию делегацией во главе с Патриархом Варфоломеем, считая его ответственным за раскол православного сообщества в Эстонии. Православные члены Парламента Эстонской Республики засвидетельствовали: «ожидания верующих, что визит Патриарха Варфоломея в Эстонию принесет нормализацию на правовой основе религиозной деятельности православных приходов, не оправдались». Депутаты выразили озабоченность, что действия Константинопольского Патриарха приводят к «разделению православных по этническому признаку».

Большое смущение в среду православных внесла приуроченная к визиту Патриарха Варфоломея в Эстонию канонически недопустимая акция – издание Константинопольской Патриархией Акта о канонизации епископа Ревельского Платона, эстонского иерарха Русской Православной Церкви, прославление которого было ранее совершено по всем каноническим правилам Русской Православной Церковью. В августе с.г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим Деянием определил прославить епископа Ревельского Платона в лике святых новомучеников и исповедников. Чин канонизации был торжественно совершен в храме Христа Спасителя в Москве 20 августа 2000 года, за которым присутствовала и делегация Константинопольского Патриархата. Как известно, епископ Ревельский Платон принял мученическую смерть 14 января 1919 года, будучи викарием Рижской епархии Русской Православной Церкви и никогда не был клириком Константинопольского Патриархата.

В ходе своего визита в Эстонию на официальных встречах и в средствах массовой информации Патриарх Варфоломей заявил следующее:

1. заключенные в мае 1996 года договоренности между двумя Церквами относительно церковного положения в Эстонии Русская Церковь истолковывает неправильно: нельзя толковать это соглашение как «решение, позволяющее существовать в Эстонии двум параллельным юрисдикциям»;

2. приходы в юрисдикции Московского Патриархата в Эстонии должны подчиняться своей Поместной Церкви в форме «экзархии»(представительства) или подворий;

3. в Эстонии может быть только один митрополит или архиепископ с титулом «всея Эстонии», а при нем может быть «экзарх»(представитель) с приходами, подчиняющимися Русской Православной Церкви;

4. у Московского Патриархата нет оснований добиваться права преемственности в Эстонии;

5. Эстонская Апостольская Православная Церковь Константинопольского Патриархата обладает правопреемством в Эстонии, и осуществляет руководство православием на всей территории страны;

6. Московский Патриархат должен сместить со своего поста архиепископа Корнилия …

Расценивать эти высказывания как противоречащие духу совместного решения Священных Синодов двух Церквей от 16 мая 1996 года, принятого на основе Цюрихских договоренностей апреля 1996 года, было бы чрезмерно мягкой и поверхностной реакцией на последние действия Константинопольского Патриарха.

Священный Синод Русской Православной Церкви, с глубочайшей тревогой наблюдая за происходящим, опасается возможного возвращения к трагическому положению февраля-мая 1996 года, когда из-за раскольнических действий Константинопольского Патриархата в Эстонии православные христиане Константинопольской и Русской Церквей, живущие по всему миру в тесной духовной связи, оказались лишенными совместного евхаристического общения у единой Чаши Христовой. Позиция Константинопольского Патриарха, заявленная в Эстонии, дезавуирует самые основные компромиссные договоренности, на которые Русская Православная Церковь пошла «по крайней икономии», глубокому снисхождению, добровольно ущемляя свои принципиальные канонические позиции ради восстановления канонического единства между православными верующими двух юрисдикций не только в Эстонии, но и во всем мире.

Как известно, православные общины на территории современной Эстонии на протяжении семи столетий находились в составе Русской Православной Церкви. Ее заботами и усердием были построены на этой земле все православные храмы. Двойственность же в каноническом статусе Православной Церкви в Эстонии возникла в связи с политическими изменениями в начале ХХ-го века. После обретения независимости Эстонской Республики Русская Православная Церковь, постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 года за № 183, предоставила Эстонской Церкви автономию.

В 1923 году Патриарх Константинопольский Мелетий, воспользовавшись тяжелым положением Православной Церкви в России, незаконно провозгласил юрисдикцию Константинопольского Патриархата на территории независимой Эстонии, преобразовав Эстонскую Автономную Православную Церковь в Эстонскую Митрополию Константинопольского Патриархата.

В 1935 году Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием «Эстонская Апостольская Православная Церковь»(ЭАПЦ), в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 года даже не посещали Эстонию.

В декабре 1940 года расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 года и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 года были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться «Эстонская Православная Церковь».

Собор Эстонской Православной Церкви 29 апреля 1993 года принял решение руководствоваться в церковной жизни приходов в Эстонии Уставом ЭАПЦ от 1935 года. Это решение единодушно было принято всеми участниками Собора. Однако группа нескольких клириков вскоре заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме.

11 августа 1993 года был зарегистрирован «Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви»(от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского «Синода ЭАПЦ», и этой структуре были переданы права на всю церковную собственность. Так был спровоцирован церковный раскол в Эстонии.

25 мая 1995 года Константинопольский Патриарх Варфоломей, находясь в Финляндии, обратился по радио с воззванием к православным верующим Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с Вселенским Патриархатом». Это обращение еще более обострило противостояние в церковной жизни страны.

Несмотря на неоднократные призывы со стороны Московского Патриархата к Константинопольской Патриархии проявить благоразумие, а также предостережения, что ее односторонние деяния могут стать причиной прекращения церковного общения Русской и Константинопольской Православных Церквей, 20 февраля 1996 года Патриарх Варфоломей издал «Деяние»о восстановлении Томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 года и об учреждении на территории Эстонии «Автономной Православной Эстонской Митрополии». Временное управление ею было поручено Архиепископу Карельскому и всей Финляндии Иоанну. В церковное общение была принята раскольничья группировка, возглавляемая запрещенными в священнослужении клириками. Таким образом, стал реальностью раскол в Эстонском православии.

23 февраля 1996 года, в ответ на односторонние и неправомерные действия Патриарха Варфоломея Священный Синод Русской Православной Церкви признал «данную акцию раскольнической, вынуждающей нашу Церковь приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, а также прекратить поминовение Патриарха Константинопольского по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей». 1 марта 1996 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял Заявление по церковному положению в Эстонии с подробным изложением исторических и канонических оснований, предпринятых им 23 февраля решений по отношению к Константинопольскому Патриархату.

Тягостное состояние разрыва канонических отношений, многочисленные просьбы верующих подвигли обе Церкви к диалогу. 3 и 22 апреля 1996 года в Цюрихе состоялись переговоры Совместной Комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов, в результате которых был согласован текст меморандума, включенный в совместное решение Синодов Константинопольской и Русской Православный Церквей от 16 мая 1996 года. Согласно этому документу восстанавливалось прерванное общение между двумя Патриархатами. Было решено «предоставить православным в Эстонии свободу выбора — какой церковной юрисдикции они желают принадлежать», при этом Константинопольская Патриархия согласилась приостановить на 4 месяца применение своего решения от 20 февраля 1996 года об учреждении Автономной Церкви Константинопольской юрисдикции на территории Эстонии и обязалась вместе с Московским Патриархатом «сотрудничать в вопросе представления их позиции перед эстонским правительством с целью, чтобы все православные получили одинаковые права, включая право на имущество».

23 августа 1996 года на встрече в Таллине совместная комиссия двух Патриархатов приняла списки определившихся в своей юрисдикции приходов. По двум приходам (Успенский собор в Тарту и Св.-Исидоровский храм в Валге), стороны не достигли согласия и поручили подкомиссии организовать в них общие приходские собрания для выяснения юрисдикционной принадлежности, а также подготовить проект решения о юридическом статусе приходов Московского Патриархата, не имеющих гражданской регистрации.

В сентябре 1996 года оба Патриархата решением своих Священных Синодов утвердили списки определившихся в своей юрисдикции приходов. Поскольку не было достигнуто согласие по решению юридической стороны вопроса, а канонический статус приходов в Тарту и Валга не получил обоюдного признания, было определено продлить срок моратория на решение от 20 февраля 1996 года еще на 3 месяца.

Между тем, переговоры на уровне подкомиссии зашли в тупик из-за полной обструкции Константинопольской стороной решений совместной комиссии. Приходские собрания в Тарту и Валге, запланированные двумя сторонами на 8 и 9 сентября 1996 года и заранее объявленные верующему народу, были сорваны, поскольку представитель Константинопольского Патриархата не прибыл в Эстонию. По этой же причине не состоялись и переговоры с представителем Московского Патриархата. Позиция Константинопольского Патриархата по правовым проблемам православных приходов Московского Патриархата в Эстонии практически сводилась к непризнанию прав их исторического преемства и выражалась в готовности передать лишь в аренду юридически принадлежащие юрисдикции Константинопольского Патриархата храмы Московского Патриархата.

18 октября 1996 года Архиепископ Карельский и всей Финляндии Иоанн совершил литургию и рукоположение в Успенском соборе в Тарту. Эти односторонние действия Архиепископа Иоанна нарушили временный мораторий на решение Константинопольской Патриархии от 20 февраля 1996 года.

12 декабря 1996 года в Афинах состоялась очередная встреча совместной комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов по церковной ситуации в Эстонии. Стороны договорились о попеременном служении в спорных в юрисдикционном отношении храмах в Тарту и Валга. При обсуждении вопроса о юридическом статусе приходов Московского Патриархата в Эстонии, делегация Русской Православной Церкви выразила претензии по поводу того, что Константинопольским Патриархатом не предпринимается никаких действий по взаимоприемлемому решению этого вопроса. Представители Константинопольского Патриархата согласились, что совместная работа в этом направлении продвигается неудовлетворительно.

27 ноября 1998 года состоялась еще одна двусторонняя встреча в Женеве, однако она также не принесла каких-либо результатов.

13 марта 1999 года Синод Константинопольского Патриархата назначил на пост «Митрополита Таллинского и всея Эстонии»епископа Стефаноса, викария греческой митрополии во Франции. Сообщая об этом решении, Патриарх Варфоломей призвал Русскую Церковь признать митрополита Стефаноса как «канонического и законного первоиерарха Эстонской Православной Церкви». Русская Православная Церковь, «убежденно считая регион Эстонии автономной частью исторической канонической территории Московского Патриархата», отказалась признать статус митрополита Стефаноса, присвоенный ему Константинополем.

28 марта 2000 года в Женеве вновь состоялись переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, на которых обсуждался эстонский вопрос. Делегацией Русской Православной Церкви было предложено решить проблему, заключив юридическое соглашение между двумя параллельными церковными структурами в Эстонии, предусматривающее, полное право собственности на используемое каждой из них де-факто историческое имущество. Однако митрополит Стефанос, приглашенный на данную встречу делегацией Константинопольского Патриархата, выдвинул в качестве категорического условия для принятия какого-либо юридического соглашения признание Московским Патриархатом возглавляемой им церковной структуры единственной в Эстонии Автономной Православной Церковью. Эта позиция не могла быть принятой, поскольку цюрихские договоренности 1996 года о разделении юрисдикционной принадлежности эстонских приходов являются для Московского Патриархата предельным церковным компромиссом. Таким образом, пути мирного разрешения юридических вопросов в отношении церковной собственности в Эстонии не были приняты Константинопольской стороной.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года среди важнейших тем, рассмотрел и положение Православной Церкви в Эстонии. В соответствующем Определении Собора подчеркнуто, что Русская Церковь не считает возможным положительно ответить на предложение Константинопольской Патриархии о признании канонического статуса автономии за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, присутствующей в Эстонии с 1996 года, «поскольку признание за ней такого статуса не соответствует в полной мере историческому развитию и современному состоянию всего Православия в Эстонии». Архиерейский Собор, настаивая на необходимости выполнения соглашения двух Церквей, достигнутых в мае 1996 года, постановил «считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от так называемой «Автономной Эстонской Православной Церкви»Константинопольского Патриархата».

Приведенная выше хронология событий являет объективную картину действий Константинопольского Патриархата в Эстонии, а также сдержанную позицию Русской Православной Церкви, проникнутую заботой о своей пастве, стремлением к канонической чистоте и исторической справедливости, достижению гражданского мира и межцерковного согласия.

С неизмеримой болью Священный Синод Русской Православной Церкви вынужден свидетельствовать, что односторонние и несогласованные действия Константинопольского Патриарха в Эстонии перечеркивают результаты совместной работы по достижению согласия в вопросах, касающихся положения Православной Церкви в этой стране. Учреждение Константинопольской юрисдикции в Эстонии в феврале 1996 года, назначение «митрополита всея Эстонии»в марте 1999 года и сопутствующие визиту Патриарха Варфоломея в Эстонию в октябре 2000 года заявления об отказе от компромиссных соглашений, предусматривающих параллельное присутствие двух юрисдикций в Эстонии говорит о последовательном намерении Константинополя узурпировать каноническую власть в Эстонии и лишить Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата не только юридического, но и канонического права наследия в стране, где православие взросло и укреплялось стараниями подвижников веры и благочестия, русских и эстонцев по языку, верных чад Русской Православной Церкви. Политика Константинопольского Патриарха, направленная на создание «национальной церкви»в Эстонии не только противоречит принципам, выработанным внутри самой Константинопольской Церкви, осудившей этнофилетизм, но также вносит мощный импульс в гражданское противостояние в Эстонской Республике по этническому признаку, о чем имеются свидетельства от гражданских представителей этого государства, декларирующего демократические принципы.

В ответ на упомянутые заявления Константинопольского Патриарха, высказанные в Эстонии, Священный Синод Русской Православной Церкви со всей ответственностью выражает свою позицию, гарантирующую незыблемое сохранение канонического преемства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и активную поддержку в признании прав этого преемства в гражданском мире.

Священный Синод подтверждает автономный статус Эстонской Православной Церкви в лоне Матери Церкви — Московского Патриархата, предоставленный святым исповедником Всероссийским Святейшим Патриархом Тихоном и утвержденный Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Возглавление этой Церкви иерархом с титулом «Таллинского и всея Эстонии» не может быть подвергнуто никаким сомнениям или изменениям. Выражая свою Первосвятительскую поддержку Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее предстоятелю, Патриарх Московский и всея Руси Алексий своим Указом от 6 ноября 2000 года возвел Преосвященного архиепископа Таллинского и всея Эстонии Корнилия в сан митрополита.

Русская Православная Церковь будет и впредь проявлять заботу о всех своих верных чадах, пребывающих за пределами Российского Государства, а также духовно покровительствовать своей пастве, временно, по известным историческим и политическим причинам ушедшей из лона Матери Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и приветствовать добровольное ее возвращение к своим духовным истокам под Первосвятительский омофор Патриарха Московского и всея Руси.

Не утрачивая надежды на достижение взаимопонимания и установление истинно братских отношений с Константинопольским Патриархатом, ибо по слову Господа нашего Иисуса Христа «все возможно верующему»(Мк.9.23), Священный Синод Русской Православной Церкви считает, что в сложившихся условиях было бы лицемерием демонстрировать миру наше единство, когда разрушено доверие и попраны основы братского соработничества на пути к подлинному уврачеванию тягостного разделения Православия в Эстонии.

Священный Синод заявляет, что до времени восстановления согласия в вопросах канонического бытия Православной Церкви в Эстонии и достижения мира и справедливости по отношению ко всем православным в этой стране, Московский Патриархат решительно отстраняется от любых собраний с участием Патриарха Константинопольского Варфоломея, Преосвященного Иоанна, главы Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата, и Преосвященного Стефаноса, главы юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии.

В связи с этим представители Русской Православной Церкви будут вынуждены воздержаться от участия в устраиваемых Константинопольской Патриархией мероприятиях 30 ноября с.г. в Стамбуле, приуроченных к престольному празднику храма ап. Андрея Первозванного, в рождественских юбилейных празднованиях 25 декабря с.г. в Стамбуле, а также в экологическом симпозиуме во время круиза Патриарха Варфоломея по Балтийскому морю, намеченного на период с 25 мая по 5 июня 2001 года, считая нежелательным посещение им, в рамках этого круиза, епархий Русской Православной Церкви.

Как бывает всегда, во времена тяжелых испытаний, мы повергаем всю нашу надежду в руки Божии, полагаясь на Его Всеблагой Промысл, Покров Его Пречистой Матери и Приснодевы Марии, заступничество всех святых и сугубые молитвы новопрославленных новомучеников российских, паки и паки возносим наши смиренные моления Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу да вразумит всех нас и соберет во едино (Ин. 17:21).

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Нынешнее положение в регионе, где идут бои и каждый день гибнут люди, диктует необходимость перемен

В Москве завершилось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Священный Синод рассмотрел вопрос об отпевании детей и подростков, совершивших самоубийство в результате воздействия суицидальных групп или иного деструктивного влияния

Утвержден итоговый документ Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с трагедией на вокзале в сербском городе Нови-Сад [Патриарх : Послания]

Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) приняла участие в Святопрохоровском монашеском соборе в Сербии

Настоятель подворья Русской Церкви в Софии принял участие в праздновании памяти святого короля Стефана Милутина

В Королевстве Бахрейн совершено богослужение в честь праздника Иверской иконы Божией Матери

Иерарх Антиохийского Патриархата принял участие в Божественной литургии в Троице-Сергиевой лавре

Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы выступаем против провокаций, организованных некоторыми западными чиновниками против Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»

Архиепископ Севастийский Феодосий: Мы выступаем против гонений, которым подвергается Эстонская Православная Церковь из-за ее духовного родства с Московским Патриархатом

Сестры Пюхтицкого монастыря обратились к Совету Церквей Эстонии с открытым письмом в связи с давлением на обитель

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]