19 августа 2017 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной пощади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором г. Выборга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Событие, которое мы вспоминаем, хорошо известно каждому, кто читал Евангелие, каждому, кто ходит в храмы Божии. На горе Фавор перед апостолами, которых избрал Спаситель, открылся иной Его лик. Не тот, к которому они привыкли, — лик человека, который ходил вместе с ними по пыльным дорогам Иудеи и Галилеи, который вместе с ними питался, отдыхал, трудился, молился. Не человека, которого многие могли с легкостью обидеть, кого силой власти хотели принудить замолчать, — совсем другой лик явился апостолам. На горе Фавор Иисус из Назарета преобразился, и апостолы увидели пред собой Сына Божиего, увидели божественную природу своего Учителя. Но они увидели не только блистающие ризы Спасителя, не только неизъяснимый свет, — они увидели пророков Моисея и Илию, которые задолго до того отошли ко Господу.
Чем же было это видение? Его можно сравнить с окном в иной мир, который существует, о котором мы знаем, но который мы не видели. Апостолы также не видели этого мира — до тех пор, пока Господь не открыл перед ними это окно, и они, оставаясь во плоти, непостижимым образом, разрывая физическое пространство и время, узрели то, что принадлежит вечности. В этом ином мире — свет неизреченный, а там, где свет, нет никакой тьмы ни в прямом, ни в переносном смысле; нет зла — там абсолютное торжество Божественной правды и любви. Там пребывают те, кто давно переступил границу физической жизни и смерти, кто сподобился быть рядом с Богом, — они там, вместе с Ним.
Возникает вопрос: а закрыто ли для нас, живущих на земле, это окно в вечность? Есть ли нечто в нашей земной жизни, что дает нам возможность прикоснуться к Божественному Царству? Ответ прост: есть, и существует много средств, которые открывают перед нами величие и красоту Божественного мира.
Мы знаем, какое потрясающее впечатление производит на вдумчивого наблюдателя бескрайнее звездное небо. Оно являет нам масштаб Божественного величия, красоту Божиего творения, силу и мудрость, несопоставимую с человеческой силой и мудростью. Однажды я спросил одного из наших выдающихся ученых, насколько наука способна понять и описать сегодня все то, что представляет собой мироздание. Его ответ меня поразил: «Может быть, на десять процентов». А что же все остальное? — «Оно пока недоступно науке и человеческому знанию». Но прав был Иммануил Кант: не только звездное небо свидетельствует о величии Божием. А если мы заглянем в самих себя, если мы ответим на вопросы: «Что такое наша совесть?», «Что такое нравственное чувство?», «Почему мы знаем, что такое добро и зло?», — и это несмотря на то, что информационное пространство оказывает на нас мощное давление, чтобы мы потеряли способность различать добро и зло? Как же мы их различаем? Потому что Бог заложил в нашу природу нравственный закон, который не проистекает из внешнего мира. Это закон, бросающий вызов всеобщей логике выживания в условиях физического мира.
Для того чтобы почувствовать парадоксальность и Божественную силу этого закона, давайте ответим на один вопрос: что такое человеческий подвиг? Подвиг — это способность человека пожертвовать своим здоровьем, своим материальным благополучием, своей жизнью ради более высоких целей. Если бы вся наша жизнь замыкалась в этом историческом пространстве, если бы мы были им сформированы, как нас убеждают люди неверующие, — то где бы нашлось место идее жертвенного подвига? Ведь в таком случае жизнь земная, физическая должна быть абсолютной, конечной ценностью. И почему кто-то должен отдавать свою жизнь за другого человека, за свой народ, за самые высокие ценности, которые он исповедует? Да никогда, если бы человек был сформирован этим миром.
Но Господь вложил в нас душу, и в ней мы находим отблеск вечности. Наша душа — это и есть маленькое окошко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира, красоту человеческого творения, прекрасные произведения музыки или живописи, чувствуя, что Богом вложенный в человеческое и космическое бытие закон гармонии приносит свои плоды, — всякий раз, когда мы встречаемся с этой гармоничной, Богом учрежденной красотою, — мы словно заглядываем через окно в вечность. Но есть и более прямые пути — когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в Божественном таинстве Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы касаются нашего естества, — в этот момент мы заглядываем в вечность.
Апостолы спустились с горы Фавор, несомненно, укрепленные в вере. Господь явил Себя в Божественной славе ученикам, чтобы тогда, когда Он будет распинаем, они бы уразумели, что страдания Христа вольные и миру проповедали, что Он есть Сын Божий. Так мы говорим об этом словами кондака сегодняшнего праздника. Но что же произошло, когда наступили страдания Спасителя? Ученики забыли обо всем: и о Фаворском свете, и о вечности. Петр просто отказался от Спасителя, другие разбежались... Что это означает? Неужели видение на Фаворе, это соприкосновение с вечностью, с иным миром не было достаточным, чтобы ученики пошли на смерть вместе со Спасителем до самой Голгофы? Оказалось, что нет. То же самое происходит и у нас с вами, когда мы прикасаемся к вечности через молитву, через участие в Таинствах, через созерцание красоты, когда мы и умом, и сердцем видим это Божественное присутствие, но очень часто, погружаясь в суету повседневной жизни, вскоре забываем об этом видении, о соприкосновении с вечностью и снова становимся рабами своей похоти, обстоятельств жизни и тяготения ко греху.
Но неслучайно мы сегодня празднуем день Преображения. Господь знал, что ученики после Фавора отвернутся от Него. Господь знает, что и мы часто от Него отворачиваемся. И что же? Он простил Петра и учеников Своих. И они, получив прощение и осознав всю безмерность Божественной любви, пошли проповедовать Его имя до пределов земли. Все они, кроме апостола Иоанна Богослова, мученически скончались, в том числе Петр, распятый вниз головой на кресте в Риме.
Вот так и мы с вами — люди слабые, ограниченные, обремененные жизненными обстоятельствами, — забывая об этом соприкосновении с вечностью, которая даруется нам в молитве, в таинстве Святой Евхаристии, в лицезрении красоты и величия сего мира, погружаясь в обыденность, часто обо всем этом забываем. Но даже при этом образе жизни мы никогда не должны забывать, что Господь простил апостолов и вернул их на великий путь свидетельства о Его Воскресении. Ни при каких обстоятельствах мы не должны терять уверенности, что Господь с нами, что Он ведет нас по жизни, что вместе с Ним мы способны преодолеть трудности повседневного бытия и обрести спасение в жизни вечной. Всему этому учит нас сегодняшний прекрасный день Преображения Христова. И дай Бог, чтобы опыт переживания Божественной литургии сегодня, как и каждый день, когда мы пребываем в храме, помогал нам возвращаться на путь истинный и жить во славу Божию. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси