Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невском соборе Кургана

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невском соборе Кургана
Версия для печати
26 августа 2017 г. 23:53

26 августа 2017 года, в день отдания праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Литургии вы слышали небольшой отрывок из Евангелия (Мф. 20:29-34), в котором повествуется об исцелении двух людей, живших в Иерихоне. Можно себе представить, с какой надеждой, с какой внутренней силой обратились они к Спасителю, зная о Его чудодейственных возможностях. Они всю жизнь были слепыми, они никогда не видели Божьего света. Рядом шумел, шептал, сотрясался звуками мир, но они не могли себе представить хотя бы образ того, что происходило вокруг. Они не представляли, что такое небо, что такое земля, что такое растения, что такое люди. Они жили в своем полностью изолированном мире, и только звуки внешнего, неведомого мира, достигая их, возбуждали чувство глубокой скорби. Но вот, прослышав, что в их город приходит великий чудотворец — проповедник Иисус из Назарета — они бросились к Нему как к последней надежде. Как повествует евангелист, Господь сжалился над ними, даже ни о чем не спросив. Ведь иногда Он спрашивал тех, кого желал исцелить, «веришь ли?», и в ответ на веру избавлял людей от недугов. Здесь же ничего подобного не было — Он только сжалился и исцелил.

Это повествование учит нас тому, что Бог иногда простирает Свою милость на людей, которые и молиться не умеют, ни о чем не просят и даже не отдают себе до конца отчет в том, верят ли они в Бога. В каких-то жизненных обстоятельствах как будто верят, а в иных — не верят и вообще о Боге забывают. Проходят мимо храма, даже не задумываясь, что ведь следовало бы как-нибудь в храм зайти, просто постоять в тишине, подумать и к Богу обратиться. И ведь как много у нас таких людей!

Возникает вопрос: что они, все в немилости Божией? Вовсе нет! Господь исцелил слепорожденных без всякой молитвы с их стороны, по Своей величайшей любви к людям. Очень часто Господь исцеляет души, просвещает разум, являет видимые знаки Своего присутствия на жизненном пути тех, кто, казалось бы, до конца и не верит в Его существование. История исцеления слепых свидетельствует не только о трагедии потери физического зрения и радости его обретения. Она свидетельствует еще и о том, что Господь может исцелить людей не только от физической слепоты, но и от слепоты духовной.

А что такое духовная слепота? Это неспособность людей прозревать суть того, что происходит вокруг них. Это неспособность видеть добро и зло, отличать правду от лжи. Духовно слепой человек — как судно в океане без всякой навигации. Если у капитана нет понятия о том, где находится судно, куда нужно идти, где рифы, а где тихая вода, где мель, а где достаточная глубина, то такое судно наверняка разобьется. Так и в жизни нашей — если у человека нет духовного зрения, он очень рискует. Он может избрать неправильный образ жизни, неправильный жизненный путь. Он может соединить свою судьбу с человеком, в котором не увидел, не отличил зло от добра или добро от зла. И ведь как часто это случается! Как много человеческих трагедий происходит только потому, что молодой человек и девушка, полюбив друг друга и пожелав соединить свои судьбы, не сумели распознать подлинное внутреннее состояние друг друга! За внешней приветливостью, ласковым обхождением может скрываться человек очень опасный, и мы знаем, что много браков распадается именно поэтому. Нередко приходится слышать: «Как же я не смог или не смогла разобраться! Почему же это произошло?» Да потому, что не было духовного зрения.

Но ведь так происходит не только в нашей личной жизни — так происходит в жизни общества, государства. В этом году мы вспоминаем 100-летие кровавой революции. Ведь тогда тоже не смогли разобраться, тогда тоже у очень многих не было духовного зрения. Люди называли себя верующими, но не могли красивые слова отличить от подлинной сути того, что предлагалось, а предлагалось насилие — через смерть, через страдания поменять жизнь в стране под предлогом, что жить станет лучше…

Да что говорить о прошлом! А разве в настоящем мы не делаем ошибок? Разве в настоящем нас не увлекают красивые слова, разного рода обещания? Это бывает и в политике, и в информационном пространстве, когда люди увлекаются некими ложными идеалами. Они создают себе кумиров, они готовы слушаться их и поступать так, как кумиры их учат. А в результате — человеческие трагедии, конфликты, разочарование; я уж не говорю о таких страшных последствиях, как полная жизненная катастрофа, когда у людей уже не хватает сил жить и, не имея веры в сердце, они на себя накладывают руки.

Отсутствие духовного зрения — это катастрофа, это опасность огромного масштаба для личности, для общества, для народа. Кто же нам может дать это зрение? Никто, кроме Бога. Очень часто, приходя к старцу, человеку святой жизни, на исповедь, не понимаешь, каким чутьем он все это чувствует, каким образом он понимает твою внутреннюю жизнь. Вроде ничего особенного ты ему не сказал, а человек, только взглянув на тебя, видит, понимает и чувствует. Это нельзя назвать просто интуицией, потому что видение такого человека строго привязано к его образу жизни, к его вере, к его близости к Богу. Когда мы с вами возрастаем в вере, когда у нас появляется навык молитвы, когда мы умеем с Богом разговаривать, когда мы Ему поверяем свои сокровенные мысли и чувства, когда мы раскаиваемся перед Ним, как не можем раскаяться даже перед духовником, когда мы не чувствуем средостение между собой и Богом, — тогда Господь открывает нам это внутреннее духовное зрение, каждому в меру его веры и его близости к Богу.

Трудно достичь тех духовных прозрений, которыми обладают святые люди. Но даже простой человек, никак не претендующий на святость, через свой личный духовный опыт способен приблизиться к Богу так, чтобы открылись его внутренние духовные очи. Чтобы он вдруг многое увидел с иной точки зрения, чтобы у него выработалось устойчивое критическое отношение к той информации, которая в огромном объеме обрушивается сегодня на человека, к тем словам, которые иногда увлекают, но ведут не к свету, не к правде, не к счастливой жизни, а к духовной погибели. Духовное зрение — это верный навигатор к тому, чтобы жить полной жизнью, не впадая в крайности и не ставя свою жизнь под угрозу.

Господь исцелил слепцов без их молитвы, но нам нужно молиться, чтобы Господь исцелил нашу духовную слепоту. Эта молитва должна быть глубокой, искренней, сердечной. Мы ни в коем случае не должны забывать Бога ни в радости, ни в скорби. Мы не должны Его забывать в течение дня. Это не значит, что мы должны все время молиться, но мы должны жить и сами себя сознавать предстоящими Богу.

В Ветхом Завете есть замечательный образ пророка, о котором Слово Божие говорит, что он ходил пред очами Божиими. Это означает, что пророк — это тот, кто постоянно сознает себя в общении с Богом и через молитву предстоит Богу. Какая-то часть такого образа жизни, такого образа мыслей должна быть и у нас, чтобы Господь вразумил нас и открыл нам внутренние духовные очи, то зрение, которое очень помогает в жизни — личной, семейной, общественной, государственной. Будем просить Господа, чтобы Он милостью Своею снизошел к нам, грешным, и просветил очи душевные, дабы видеть славу Его и Его Божественное присутствие в нашей жизни.

Сегодня мы вспоминаем 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), выдающегося сына Церкви и Отечества. Он был из простой семьи деревенского священника — мы имели вчера возможность посетить то место, где он родился и жил, храм, связанный с его жизнью. Это наша русская глубинка, но из этой глубинки просиял человек огромного таланта, который приобрел энциклопедические знания. Он был не только богословом, но и историком, архивистом, нумизматом. Он занимался археологическими раскопками, он изучал историю не по книгам, а по источникам, прекрасно владея древними и новыми языками. По воле Божией большую часть своей жизни отец Антонин, сын земли Курганской, провел в Святой земле. И что же произошло в Палестине за это время? Политическое положение там было очень непростым, контроль над территорией был в руках турецкого султана. Было достаточно сложно выстраивать отношения с местными властями, а тогдашние законы запрещали европейцам приобретать земли в Палестине. И отец Антонин (Капустин), сознавая необходимость для России, для русского народа иметь присутствие рядом с Гробом Господним, силой своего ума, дипломатического такта и доброго сердца так располагал к себе людей, что ему удалось приобрести участки для России в самых важных местах Святой земли — рядом с Гробом Господним, в Хевроне, где дуб Мамврийский, Эйн-Керем, где сегодня располагается наш Горненский монастырь, участки в Яффе, в Тиверии и в других местах. Сегодня всё это является нашей землей — не в политическом, но в духовном смысле. Русская духовная миссия в Иерусалиме является собственником этих земель, на них построены храмы, монастыри, там сегодня молятся тысячи и тысячи наших паломников, и трудно сказать, кто потрудился более, чем отец Антонин, для того чтобы Русский мир присутствовал за историческими границами России.

Мы с благоговением вспоминаем память вашего великого земляка отца Антонина (Капустина) и молимся, чтобы Господь за подвиг его жизни даровал ему Царство Небесное. Пусть его пример вдохновляет нынешнее поколение духовенства Русской Православной Церкви к тому, чтобы совершенствовать самих себя, возрастать в познаниях как богословских, так и светских, но главное, возрастать духовно, дабы нести достойно Слово Божие своему народу.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы