29 августа 2017 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, воспоминание перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь и день празднования Феодоровской иконе Божией Матери, по приглашению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и губернатора Костромской области С.К. Ситникова митрополит Астанайский и Казахстанский Александр прибыл в город Кострому, где возглавил торжества по случаю праздника Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан совершил Божественную литургию в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, где пребывает чудотворный Феодоровский образ Царицы Небесной.
Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Галичский и Макарьевский Алексий, секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев, наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря игумен Петр (Ерышалов), духовенство Костромской и Ярославской митрополий.
Богослужебные песнопения исполняли: архиерейский хор Костромской епархии под управлением заслуженного работника культуры России Н.В. Балуевой, хор Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря под управлением Н.С. Мальцева и сестринский хор Богоявленско-Анастасиина монастыря.
В храме молились: настоятельница Богоявленско-Анастасиина монастыря игумения Иннокентия (Травина), настоятельница Троице-Сыпановой Пахомиево-Нерехтской обители игумения Алексия (Ремизова), настоятельница Знаменской обители города Костромы игумения Людмила (Охотникова), насельники и насельницы обителей Костромской митрополии, многочисленные паломники из Костромской, Московской, Ярославской и Ивановской областей.
На богослужении присутствовали: губернатор Костромской области С.К. Ситников, председатель Костромской областной Думы А.А. Анохин, председатель комитета Костромской областной Думы по государственному устройству и местному самоуправлению А.И. Бычков, депутат Государственной Думы ФС РФ А.В. Ситников, представители администрации города Костромы и Костромской области, депутаты областной и городской Думы, руководители общественных объединений, известный российский меценат В.И. Тырышкин.
Проповедь по запричастном стихе произнес секретарь епархиального совета Костромской епархии иерей Сергий Вихарев.
По отпусте Литургии глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. В своем слове митрополит Александр рассказал об истории явления Феодоровского образа Божией Матери и заступничестве Царицы Небесной, явленной Отечеству Российскому по молитвам перед этой чудотворной иконой.
Со словами благодарности к митрополиту Александру обратился глава Костромской митрополии. Владыка Ферапонт отметил особую заслугу митрополита Александра в деле прославления Феодоровского образа Пресвятой Богородицы и возрождении общегородского крестного хода к месту его явления в XIII столетии.
После обмена приветствиями и поздравлениями начался крестный ход с явленной Феодоровской иконой Божией Матери в храм Спас на Запрудне, где в 1239 году костромской князь Василий Ярославович в лесу обрел древний образ Царицы Небесной, принадлежавший ранее его старшему брату — благоверному князю Александру Невскому.
На центральной площади Костромы состоялся общегородской молебен. Митрополит Александр передал в дар митрополиту Ферапонту и губернатору области частицу мощей преподобного Сергия Радонежского для новопостроенного Сергиевского храма в поселке Волжский. Ктитором нового храма в честь Игумена земли Русской является руководитель исполнительной власти края С.К. Ситников.
В крестном ходе приняли участие несколько тысяч человек — костромичей и паломников.
***
Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон Православной Церкви — по преданию ее написал апостол и евангелист Лука. На Русь святыня прибыла из Византии, и первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до середины XIII столетия — до того момента, когда иноземные захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.
По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына святого князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы.
Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года — великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата — по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы.
Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года.
В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спас на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в первой половине XX века, была возрождена в 1990 году.
Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.
14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царского Дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе — 27 марта (по новому стилю).
С этого момента Кострома стала «колыбелью Дома Романовых» и местом паломничества Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.
В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы — последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей.
В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви).
В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.
С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловецкие острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России. Осенью 2004 года Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек. С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 4 по 6 марта 2015 года Феодоровский чудотворный образ посетил Алма-Ату, где за два с половиной дня святыне поклонились 30 000 человек.
Митрополичий округ в Республике Казахстан/Патриархия.ru