Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Трех святителей в пос. Воскресенское

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Трех святителей в пос. Воскресенское
Версия для печати
3 сентября 2017 г. 21:51

3 сентября 2017 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Трех святителей в пос. Воскресенское г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня 13-е воскресенье после Пятидесятницы, и в этот день за Божественной литургией читается замечательная притча Спасителя о злых виноградарях (Мф. 21:33-42), хорошо известная людям церковным, и не только им. Даже тот, кто лишь раз прочитает это очень яркое повествование, несомненно, его запомнит. Господь говорит о тех сынах дома Израилева, которые не принимали посланных к ним пророков и точно так же не приняли посланного к ним Сына Божиего. В образе виноградарей представлен народ, отвергавший своих пророков. Хозяин виноградника не раз посылал к виноградарям за урожаем, но они, желая оставить виноград себе, одних избивали, других калечили, третьих побивали камнями. Тогда хозяин послал сына своего, но те, завидев его, сказали: «Вот он, наследник! Убьем его, и всё станет наше!» А завершается притча замечательными словами: «Камень, который отвергли строители, стал во главе угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших».

Камень, который строители, то есть древний Израиль, отвергли, как отвергали они прежде пророков, — это Сам Спаситель, убитый, вознесенный на крест, но ставший краеугольным. Что же такое краеугольный камень? Замечательно об этом говорит Владимир Иванович Даль, составивший знаменитый толковый словарь: краеугольный камень — это главный камень, его полагают в основу фундамента, в угол, с которого фундамент начинает строиться. С краеугольного камня начинается строительство, и если он положен неправильно или для него выбрано неподходящее место, то весь фундамент не будет прочным. Современные люди, может быть, и не знают, что в течение большей части истории фундаменты не заливали бетоном, а слагали из камней, так что образ краеугольного камня был всем понятен. Он должен быть понятен и нам, людям XXI века.

А если раскрыть смысл этой притчи? Речь в ней идет о том, что Христос должен стать краеугольным камнем для каждого из нас и вообще для серьезного строительства — будь то строительство народной жизни, жизни государства, международных отношений. Даже те, кто не принимает Христа в полной мере, должны в качестве краеугольного камня своей жизни и деятельности положить великие идеи, которые Христос принес людям.

К сожалению, разного рода соблазны, которые существуют в человеческой жизни, — искушения властью, силой, могуществом, деньгами — создают иллюзию, будто в качестве краеугольного камня карьерного роста, политической платформы может быть положено нечто иное, например, наука, объективный анализ. По решению Священного Синода сегодняшнее воскресенье с 2015 года посвящено молитве за страждущее творение. Это, если хотите, церковный день защиты природы. Но, в отличие от многих иных защитников природы, мы говорим о самом главном. Вы слышали сегодня дивную молитву, в которой говорится, что первопричина разрушения природы — человеческий грех, а именно эгоизм, стремление взять для себя как можно больше, невзирая на последствия. Но ведь точно так же разрушается наша жизнь, если мы полагаем в ее основу какой-то иной камень. Нам может казаться, что всё устроено рационально, на основании наших знаний, — «ведь мы окончили университет, мы современные люди, мы всё хорошо понимаем. Да, существует и вера, где-то в области фольклора, но мы-то знаем, как строить жизнь!» Но если строить без Бога, то ничего не получится — ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной. Казалось бы, так просто собраться всем главам государств и правительств и принять некие четкие правила, что можно и что нельзя, для того чтобы спасти мир. Не получается, потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе — человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь.

Сегодняшнее евангельское чтение многому нас учит. И если человек действительно верит в Бога, — не на уровне фольклора, не по привычке, а разумно, — то он должен очень серьезно принять услышанное и положить в качестве краеугольного камня своей жизни Христа, Его заповеди, Его закон. Конечно, каждый согрешает, каждый от них отступает, но самое главное, чтобы этот камень лежал. Ведь стены здания могут быть несовершенными, но если фундамент положен правильно, то оно выдержит даже землетрясение. Вот так и в нашей жизни: полагая правильный фундамент, мы строим ее не всегда верно, уступая порой разного рода искушениям и соблазнам. Но если фундамент положен правильно, то в конце концов все станет на свои места, потому что Господь пребывает с теми, кто строит жизнь на основании Его Слова, Его заповедей. И да поможет Господь всем нам услышать замечательные слова этой евангельской притчи и никогда не забывать, что здание будет правильным и выдержит испытания временем только тогда, когда в основе — Сам Христос.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина