Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Христианское будущее Европы»

Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Христианское будущее Европы»
Версия для печати
23 сентября 2017 г. 11:24

22 сентября 2017 года в резиденции посла России в Великобритании прошел международный симпозиум, посвященный теме «Христианское будущее Европы». С основным докладом на конференции выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемый господин посол, организаторы и участники конференции!

Сердечно приветствую всех собравшихся сегодня в Посольстве Российской Федерации в Лондоне для участия в конференции, посвященной будущему христианства в Европе. Эта тема не только не теряет своей актуальности, но и приобретает с каждым годом новое звучание. По мнению экспертов, сегодня христианство в мире остается не только самой гонимой религиозной группой на планете, но и сталкивается с новыми вызовами, которые затрагивают нравственные основы жизни людей, их веру и ценности.

Последние десятилетия были отмечены изменением религиозно-этнического ландшафта Европы. В числе причин ― крупнейший на континенте со времен Второй мировой войны миграционный кризис, спровоцированный вооруженными конфликтами и экономическими проблемами в странах Ближнего Востока и Северной Африки. По данным агентства ЕС Frontex, в одном лишь 2015 году в Евросоюз прибыло более 1.8 миллиона мигрантов¹. Согласно Отчету ООН о мировой миграции, в странах Европы количество мигрантов увеличилось с 49.3 млн чел. в 2000 году до 76,1 млн чел. в 2015 году². Согласно исследованию Международной организации по миграции ООН, во всем мире около 1.3% взрослого населения, что составляет 66 млн чел., планируют в ближайшие 12 месяцев уехать в другую страну для постоянного проживания. Примерно 1/3 из этой группы ― 23 млн человек ― уже делают предварительные шаги по переезду. Для 16,5% потенциальных мигрантов, опрошенных в рамках исследования, целевыми странами являются Великобритания, Германия и Франция³.

Другой причиной изменений религиозной карты Европы является секуляризация европейского общества. Данные проведенного в Великобритании опроса показывают, что более половины жителей страны — впервые в истории — не причисляют себя к последователям какой бы то ни было религии. В опросе Национального центра социальных исследований Британии 2016 года приняли участие 2942 человека: из них 53% на вопрос о религиозной принадлежности ответили, что не принадлежат ни к какой религиозной конфессии. Среди людей в возрасте от 18 до 25 лет доля нерелигиозных еще выше ― 71%. Когда аналогичные исследования только начали проводиться, в 1983 году, лишь 31% респондентов заявляли, что не принадлежат ни к одной конфессии⁴.

Противоположный тренд мы наблюдаем в ряде стран Восточной Европы, в частности в России. Июльский опрос, проведенный в России аналитическим центром Юрия Левады, показал резкое сокращение числа атеистов и неверующих — с 26% в декабре 2015 года до 13% в июле 2017 года⁵. Это, конечно, не означают, что все оставшиеся 87% являются практикующими верующими. Многие обозначают себя как «в какой-то мере религиозные» или «не слишком религиозные», но тем не менее причисляют себя к одной из традиционных конфессий. Однако доля людей, определяющих себя как «очень религиозных», неуклонно растет.

Современное состояние религиозной жизни российского общества напрямую связано с трагическими событиями столетней давности. Историческая катастрофа 1917 года обернулась для России братоубийственной гражданской войной, террором, изгнанием за пределы Отечества лучших представителей нации, целенаправленным уничтожением целых сословий — дворянства, казачества, духовенства, зажиточных крестьян. Они объявлялись «врагами народа», а их родственники подвергались дискриминации и становились так называемым «лишенцами», что ставило их на грань выживания. Весь этот террор происходил под знаменами коммунистической идеологии, решительно боровшейся с религией. Миллионы верующих подверглись жесточайшим гонениям, притеснениям, дискриминации и репрессиям ― от издевательств и увольнений с работы до тюремного заключения и расстрелов. Церковь явила в те годы большое число мучеников и исповедников, которые, по слову апостола Павла, «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу» (Евр. 11. 35-36).

Разговор о будущем христианства на европейском континенте невозможен без осмысления перспектив сохранения религиозности его жителей. Исследования, проведенные Центром изучения глобального христианства при Теологической семинарии Гордон-Конвелл в США (Center for the Study of Global Christianity at Gordon-Conwell Theological Seminary, USA), говорят о том, что численность христиан в Европе будет последовательно сокращаться: с 560 млн чел. в 2015 году до 501 млн чел. к 2050 году⁶. Подсчеты Исследовательского центра Pew Research Center еще менее оптимистичны и предрекают сокращение христиан Европы с 553 млн. чел. в 2015 году до 454 млн чел. к 2050-м⁷.

Это тревожные прогнозы, но они отражают текущие тенденции в изменении религиозной картины Европы, и их нельзя игнорировать. Некоторые полагают, что Европа без специальных усилий просто не может перестать быть христианской на том основании, что уже много столетий была таковой. Хотел бы напомнить, что и в России перед 1917 годом никто не предполагал, что произойдет крах многовековой христианской империи и на смену ей придет атеистический тоталитарный режим. И даже когда это свершилось, немногие думали, что это произошло всерьез и надолго.

Современное ослабление христианства в западном мире можно сравнить с ситуацией в Российской империи перед 1917 годом. Революция и последовавшие за ней драматические события имеют помимо общественно-политических предпосылок также и глубокие духовные причины. На протяжении многих лет происходил отход от веры аристократии и интеллигенции, а вслед за ними и простого народа. Об этом сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в январе 2017 года: «Коренной слом традиционного уклада жизни ― и я сейчас говорю… о духовно-культурном самосознании народа ― стал возможен только потому, что из повседневной жизни людей и, в первую очередь, тех, кто принадлежал к элите, ушло нечто очень важное. Несмотря на внешнее благополучие и благолепие, научные и культурные достижения, в жизни людей все меньше места оставалось для живой и искренней веры в Бога, понимания исключительной важности ценностей, принадлежащих духовной и нравственной традиции»⁸.

С первых послевоенных лет христианство играло большую роль в процессе начавшейся евроинтеграции, которая рассматривалась в контексте «холодной войны» как один из способов ограничения экспансии атеистической пропаганды и коммунистической идеологии. Ватикан опирался в своей антикоммунистической борьбе на европейское единство, на христианско-демократические партии Западной Европы. Последние же были убеждены, что западная цивилизация тесно взаимосвязана с христианскими ценностями, нуждается в защите от коммунистической опасности. Папа Пий XII поддержал создание Европейского сообщества как «историческую миссию христианской Европы».

Первый президент ФРГ Теодор Хойс заявлял, что Европа покоится на трех холмах ― на Акрополе, который дал ей ценности свободы, философии и демократии, на Капитолии, давшем римское право и общественное устройство, и на Голгофе, то есть на христианстве⁹. Надо отметить, что и сами отцы-основатели Евросоюза были глубоко верующими людьми ― например, министр иностранных дел Франции Робер Шуман, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, министр иностранных дел Италии Альчиде де Гаспери.

И когда более полувека спустя после создания Евросоюза была предпринята попытка написать его конституцию, для христианских церквей Европы было естественным, не посягая на светский характер власти объединявшейся Европы, ожидать фиксации в данном документе роли христианства как одной из европейских ценностей. Но, как мы знаем, этого не произошло. Европейский Союз, пытаясь выработать свою конституцию, отказался от упоминания своего христианского наследия даже в преамбуле этого документа.

Глубоко убежден в том, что Европа, отрекшаяся от Христа, не сможет сохранить свою культурную и духовную идентичность. На протяжении веков Европа была домом, в котором уживались разные религиозные традиции, но при этом христианство играло доминирующую роль. Эта роль отражена, в частности, в архитектурном облике европейских городов, которые трудно себе представить без величественных соборов и многочисленных более скромных по размеру церквей.

В современной Европе утвердилась монополия секулярной идеи. Её проявлением стало вытеснение религиозного мировоззрения из общественного пространства. В Статье 4 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 году, говорится: «Все государства должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни»¹⁰.

Архитекторы секулярного общества позаботились о юридической стороне вопроса: формально вы можете исповедовать любую религию, но если вы попытаетесь мотивировать свои поступки религиозными убеждениями и свободой совести, побуждать других действовать в соответствии с верой, то будете подвергнуты в лучшем случае порицанию, а в худшем ― уголовному преследованию.

Например, если вы врач и отказываетесь делать аборт¹¹ или совершить эвтаназию¹², ссылаясь на свои религиозные принципы, то вы нарушаете закон. Если вы протестантский пастор и живете в стране, в которой узаконены однополые союзы, то у вас не так много шансов отказать такой паре в венчании и остаться при этом без наказания со стороны государства. Так, премьер-министр Швеции Стефан Лёвен недавно заявил, что всех пасторов Церкви Швеции надо заставить венчать однополые пары. При этом он сказал: «Я провожу параллель с медсестрой, которая отказывается делать аборт. Если ты работаешь медсестрой, то должна уметь делать аборт, иначе тебе надо заниматься чем-нибудь другим… То же самое и со священниками»¹³.

Такие политические деятели являют собой полную противоположность тем, которые стояли у истоков современного Европейского Союза, а подобного рода риторика, на мой взгляд, является для европейского континента самоубийственной. Легализация абортов, поощрение половой распущенности, систематическая работа по подрыву семейных ценностей уже привели к глубочайшему демографическому кризису во многих странах Европы. Этот кризис, сопровождаемый кризисом идентичности, со временем приведет к тому, что в Европе будут жить другие народы ― с другой верой, другой культурой, иными ценностными парадигмами

Зачастую язык ненависти в отношении христиан используется тогда, когда христиане пытаются реализовать свое право на участие в общественных процессах. Они обладают таким правом ровно в той же мере, в какой им обладают последователи любой другой религии или атеисты. Однако на практике это не так: ежегодно регистрируются десятки случаев дискриминации христиан на основании их убеждений. Эти случаи попадают в информационное поле и становятся предметом общественной дискуссии, но ситуация в целом от этого не меняется.

В современной Европе воинствующий секуляризм превращается в самодовлеющую силу, не терпящую инакомыслия. Он позволяет хорошо организованным миноритарным группам с успехом навязывать свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. По сути, сегодня права человека превратились в инструмент манипулирования большинством, а борьба за них ― в диктатуру меньшинства по отношению к большинству.

К сожалению, приходиться констатировать, что это уже не отдельные инциденты, а сложившаяся система ценностей, поддерживаемая государственными и наднациональными институтами ЕС.

В условиях агрессивного давления групп, продвигающих неприемлемые с точки зрения традиционной христианской нравственности идеи, необходимо объединить усилия церквей в противостоянии этим процессам, совместно действовать как в информационном поле, в области юридической поддержки, так и в продвижении общехристианских ценностей на всех возможных уровнях. Необходимо наладить обмен опытом между церквами в этой сфере, развивать сотрудничество церковных правозащитных организаций и мониторинговых центров.

Считаю важным, чтобы христиане Европы сплотились для защиты тех ценностей, на которых веками строилась жизнь континента, и чтобы воспринимали скорби и печали христиан в любой части света как свои собственные.

***

¹ Frontex Risk Analysis Network Quarterly Report. Q4 2015.

http://frontex.europa.eu/assets/Publications/Risk_Analysis/FRAN_Q4_2015.pdf

² International Migration Report 2015. United Nations Department of Economic and Social Affairs/PopulationDivision.

http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/migrationreport/docs/MigrationReport2015.pdf

³ Measuring Global Migration Potential, 2010–2015. Issue No. 9, July 2017.

http://publications.iom.int/system/files/pdf/gmdac_data_briefing_series_issue_9.pdf

⁴ Число неверующих в Великобритании впервые превысило 50%.

http://www.bbc.com/russian/news-41154931

https://www.levada.ru/2017/07/18/religioznost

http://www.gordonconwell.edu/ockenga/research/documents/StatusofGlobalChristianity2017.pdf

http://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050

⁸ Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4789256.html

⁹ Христианские церкви и европейская интеграция: параметры взаимодействия.

http://orthodoxru.eu/ru/index.php?content=article&category=publications&id=2012-09-17-1&lang=ru

¹ ⁰http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml

¹¹ http://www.intoleranceagainstchristians.eu/case/medical-directors-dismissal-reversed.html

¹² Catholic care home in Belgium fined for refusing euthanasia.

http://www.catholicherald.co.uk/news/2016/07/04/catholic-care-home-in-belgium-fined-for refusing-euthanasia/

¹³ http://www.intoleranceagainstchristians.eu/case/swedish-prime-minister-priests-should-perform-same-sex-marriages.html

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель ОВЦС встретился с учащимися католических школ Италии

По данным американских исследователей, Русская Православная Церковь объединяет более половины всех православных верующих в мире

В РИА «Новости» пройдет пресс-конференция «Атлас религий и национальностей: кто и как верит в России?»

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Состоялось расширенное заседание Общественного совета по нравственности — совместного органа, учрежденного Белорусской Православной Церковью и Союзом писателей Беларуси

В Церкви предлагают усовершенствовать систему медицинской помощи бездомным

Вышла в свет научная монография помощника ректора Российского православного университета Василия Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса»

Святейший Патриарх Кирилл: Даже будучи светским государством, Россия стремится жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Важно, чтобы наш народ сохранял свою внутреннюю свободу

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи принял участие в слете студенческого актива в рамках проекта «ГосСтарт.Диалог»

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Антония с послом России в Болгарии

Делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей прибыла в Болгарию

Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем Сената Республики Казахстан

Председатель ОВЦС встретился со Святейшим Патриархом Болгарским Даниилом

Митрополит Волоколамский Антоний совершил молебен в Патриаршем Александро-Невском соборе в Софии

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви