Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля
Версия для печати
27 сентября 2017 г. 23:39

27 сентября 2017 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в день Воздвижения Креста Господня, мы не только вспоминаем историческое событие, связанное с обретением Креста святой царицей Еленой, матерью императора Константина, освободившего христиан от тягот римский гонений, но и сосредоточиваем свое внимание на смысле креста.

Пронзительные слова мы слышали сегодня, когда читали Апостол — Первое послание к Коринфянам, в котором святой Павел, «апостол языков», раскрывает глубинный смысл и значение креста (1 Кор. 1:18-24). Святоотеческая традиция развивает новозаветное откровение Божие о кресте и исполнена смыслов непреходящих. Приведу несколько святоотеческих изречений, и мы с вами поразмышляем над этими словами.

«Крест — свобода рабов», учит Ефрем Сирин, родившийся и умерший в IV веке на востоке Римской империи, в период расцвета рабовладельчества. Можно ли представить себе более радикальное изречение? Кругом торжествовал строй, основанный на использовании рабского труда. Рабовладельчество было столь же естественным, как сегодня кажется естественным любой закон в нормальном современном обществе. Ведь законы, за редчайшим исключением, не вызывают у нас отторжения, мы их принимаем как нечто разумное, содействующее экономическому и социальному процветанию. Вот так же лучшие мыслители античности не выступали против рабовладельческого строя, он казался основой всего. Конечно, слова святого преподобного Ефрема ни в коем случае нельзя воспринимать как некую политическую программу, связанную с освобождением рабов. Под рабами преподобный Ефрем подразумевал не только тех, кто был лишен свободы политической или экономической, но тех, кто был в рабстве неправильных идей, мыслей, человеческих поступков, ставших для них примером.

Слова святого преподобного Ефрема заставляют задуматься о том, что же несут каждому человеку воля и мысли других людей, особенно если эти воля и мысли навязываются силой, вне рамок традиционных культурных представлений и аргументов. Люди очень часто попадают в рабство опасных идей, которые проистекают от злой человеческой воли. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст сказал: «Крест положил конец диавольской тирании».

А что такое диавольская тирания? Разве диавол ходит по городам и весям, размахивая огненным мечом? Совсем нет! Диавол как абсолютное зло способен внушать лукавые, злые мысли, которые обретают совершенно конкретные способы выражения, и мы знаем, какие страшные мысли распространялись в совсем недавние времена, да и на протяжении всей человеческой истории, как эти мысли полностью лишали людей свободы. Мы знаем, как некоторые из этих мыслей приводили к деградации человеческих обществ, к страшным разрушительным войнам. Не потому ли тот же преподобный Ефрем Сирин сказал: «Крест — это безопасность вселенной»? Сегодня человечество может лучше понять эти пронзительные слова, обращенные к миру из IV века, потому что сознание, зараженное грехом, распространяет свое влияние на множество людей, порабощая их волю, закабаляя их предрассудками, стереотипами, создавая некую моду, когда кажется, что альтернативный взгляд на вещи невозможен: «Ну, как же так? Ну, все же так думают, все же так говорят».

Христианство — это великая сила освобождения рода человеческого от силы диавольской, которая осуществляется через крест, в первую очередь в духовном и интеллектуальном поле. Вот где проходит принципиальная борьба между светом и тьмой, Богом и диаволом — в человеческом сердце, как сказал Достоевский. Это область чувств, область мыслей, область переживаний, область убеждений, и как же легко подпасть под навязываемые нам убеждения и взгляды! Мы знаем: то, что еще вчера казалось немыслимым, что отвергалось всем человеческим нутром, сегодня во многих странах закрепляется силой закона и поставляется на один уровень с тем, что в точности соответствует Богом созданной нравственной природе человека. И такие примеры можно продолжить.

Что же делать, чтобы остаться свободными? Чтобы не поддаться внушению, которое сегодня умножается многократно силой техники — через Интернет, средства массовой информации, через телевидение, через кинематограф, — и бросить вызов мыслям, которые исходят из злого начала и пытаются формировать убеждения современного человека? Где найти опору? Как не заблудиться? Как не соблазниться? Ведь зло всегда рядится в светлые одежды и использует добрые аргументы, в том числе апеллируя к свободе человека, а на деле закабаляет человеческую свободу страшными и греховными предрассудками, превращая людей в легкую добычу сил зла, легко манипулируемую массу. И как трудно в одиночку встать и сказать: «Нет, я этого не принимаю, я вижу, что король голый, почему же вы восторгаетесь его "одеждами"?» Трудно так сказать ― засмеют, камнями закидают, — в переносном смысле слова, конечно. Где же найти силы, где найти мудрость, где обрести критерии?

Когда наши предки на Руси, приняв христианство, размышляли о кресте Господнем, их образу предстал наш восьмиконечный русский крест. И эта нижняя перекладина, которая символизирует разбойника праведного и разбойника грешного, представлялась нашим предкам как некие весы, некое мерило, некий критерий истины. Именно этот критерий нужно налагать на все, чему нас учит мир, и тогда мы никогда не ошибемся.

Как важно это понять современному поколению, в том числе нашей молодежи, которая находится в самом эпицентре бурлящего житейского моря! Как легко попасть в воронку и погибнуть в водах житейского моря! Но крест Господень дает нам этот критерий. Может, поэтому почти все политические выступления во имя свободы, прав, человеческого достоинства оборачивались гонениями на Церковь и на Востоке, и на Западе, — именно потому, что крест, принятый сознанием и сердцем человека, делает его свободным и способным различать духов, способным отвергать зло и устремляться к добру, даже если движение к добру связано с возложением на себя креста по образу и подобию креста Христова.

В этом мы году мы вспоминаем столетие переворота, круто изменившего жизнь нашей страны. Мы вспоминаем мучеников и исповедников, которые пошли против этого течения, страшного и разрушительного. Мы вспоминаем их подвиг, их крестоношение. Они ушли из этой жизни, сохранив свою свободу и не став рабами. Вот и нынешнее поколение не должно стать рабами идей, которые разрушают крест Христов и незыблемый, от Бога данный, критерий различения добра и зла.

Пусть сегодняшний день вразумит всех нас, поможет осознать важность того, что мы называем верой, важность того, что мы называем крестом Христовым. Верим, что силой крестною Господь сохранит Отечество наше, народ наш от повторения страшных ошибок прошлого. Господь сохранит всю вселенную, ибо крест ― хранитель всея вселенныя! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина