Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица» открылась в Московском Кремле

Выставка 'Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. 'Премудрая двоица' открылась в Московском Кремле
Версия для печати
29 сентября 2005 г. 11:32

В среду в музеях Московского Кремля открылась выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица». Выставка посвящена 400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона и 360-летию вступления на престол царя Алексея Михайловича. Экспозиция, в которой представлены более 150 уникальных произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства, создана стараниями ММК, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Историко-архитектурного музея «Новый Иерусалим», Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива древних актов.

На торжественной церемонии открытия выставки выступила генеральный директор ММК Елена Гагарина, которая сообщила, что экспозиция приурочена к 200-летнему юбилею ММК и открытию нового выставочного зала — Одностолпной палаты Патриаршего дворца. Это выставочное пространство само по себе можно считать в данном случае  частью экспозиции, т.к. Патриарший дворец был выстроен в Кремле через год после избрания Никона на патриарший престол. Строительство нового патриаршего дворца, не уступавшего обликом и убранством царскому, подчеркивало исключительное положение Никона и поражало размахом и великолепием убранства, говорится в пресс-релизе.

О концепции выставки рассказала ее автор, заведующая сектором русского художественного металла ММК Ирина Бобровницкая. Хронологические рамки выставки охватывают 30 лет взаимоотношений царя и Предстоятеля Русской Церкви (1630-1670 гг.), при этом главное внимание сосредоточено на 1640-1650 гг. – этот «период дружбы» является наиболее важным в истории их сложных и неоднозначных отношений. Это время стало своеобразным воплощением идеи «премудрой двоицы» – гармоничного равновесия власти царя и Патриарха в государстве.

Через экспонаты выставка рассказывает о важнейших событиях этого периода: венчании Алексея Михайловича на царство, принятии Соборного Уложения 1649 г., воссоединении Украины с Россией и других. Именно в эти годы, подчеркивается в пресс-релизе, у Алексея Михайловича формируется представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для вселенского православия. Экспонаты выставки — привезенные в Москву святыни с христианского Востока (иконы «Богоматерь Иверская» и «Богоматерь Влахернская»), поток посланий греческих идеологов с призывами о взятии русским царем Константинополя и победе над неверными — подтверждают стремление царя обрести особый статус как защитника и преемника веры византийских императоров.

Для Никона избранный период был исключительно благоприятным. Выставка рассказывает о его стремительной карьере: от Соловецкого монаха и игумена Кожеозерского монастыря до «собинного» друга царя, архимандрита московского Новоспасского монастыря, новгородского митрополита и в 1652 г. — торжественного поставления на патриарший престол, во время которого Никон был облачен в саккос св. митрополита Петра и получил из рук царя митрополичий посох этого святителя. Высокий статус Никона нашел зримое воплощение в патриарших облачениях и обиходе, не уступавших по роскоши царским; церковные службы при патриархе Никоне совершались с небывалым внешним блеском, а патриаршая ризница пополнялась новыми роскошными облачениями, которые можно видеть на выставке.

Избранный авторами выставки период не касается событий, связанных с церковным расколом, однако рассказывает о проведении Никоном церковной реформы: исправлении богослужебных книг по греческим образцам, унификации обрядов, изменении церковных облачений и предметов. Еще одним зримым воплощением грекофильских устремлений «премудрой двоицы» являются царские регалии – держава и бармы, заказанные в Константинополе по образцу барм императора Константина Великого не без участия Никона. Несколько экспонатов рассказывают о строительстве новых монастырей, которые Никон возвел при содействии царя.

В экспозиции представлена уникальная икона «Поклонение кресту»: семиконечному кресту предстоят св. равноапостольные Константин и Елена, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон. Это единственный сохранившийся памятник XVII в., изображающий вместе царя и Патриарха. Авторы выставки считают, что создание этой иконы было вызвано стремлением царской семьи поставить точку в драматических отношениях царя и патриарха, напомнив современникам о былой дружбе и плодотворном союзе «премудрой двоицы».

К открытию выставки выпущен богато иллюстрированный каталог. С выставкой можно ознакомиться с 29 сентября 2005 г. по 22 января 2006 г.

Благовест-Инфо/Патриархия.ru

Другие новости

Святейший Патриарх Кирилл посетил фестиваль «Пасхальный дар» в Москве

Издательский Совет доставил в Бердянскую епархию православную литературу и комплект музыкального оборудования для православной гимназии

В Русской духовной миссии в Иерусалиме состоялся Пасхальный прием

В Иерусалиме отметили престольный праздник первого русского храма Святой Земли

Патриарший экзарх всея Беларуси поздравил подопечных Смолевичского центра социального обслуживания населения с праздником Пасхи

В парке искусств «Музеон» в Москве открылась выставка «Потомки и наследники святых»

Симферопольская епархия передала медикам автомобильные комплексы широкого профиля

На 40-й день трагедии панихиду у здания «Крокус Сити Холла» по благословению Святейшего Патриарха Кирилла совершил архиепископ Одинцовский Фома

В XХIII Московском Пасхальном фестивале впервые примут участие артисты Большого театра

Председатель Синодального отдела по благотворительности встретился с московскими добровольцами и сестрами милосердия