В издательском доме «Познание» при участии издательства Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия переизданы две монографии профессора ОЦАД доктора богословия игумена Арсения (Соколова).
Монография «Книга Иисуса Навина» (СПб.: Издательский дом «Познание», 2017. 272 стр.), представляющая собой историко-экзегетический анализ библейской книги Иисуса Навина, легла в основу защищенной отцом Арсением в 2003 году в Московской духовной академии кандидатской диссертации. Первое издание вышло в московском Издательстве Крутицкого подворья в 2005 году.
Переизданная «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» (СПб.: Издательский дом «Познание», 2017. 448 стр.) легла в основу докторской диссертации, защищенной в 2012 году в Общецерковном докторском диссертационном совете. (Первое издание: М.: Издательство Новоспасского монастыря, 2012; второе издание: Лиссабон: Издательство Porturusso, 2012). Предисловие к третьему изданию написал митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
***
Предисловие митрополита Волоколамского Илариона к книге игумена Арсения «Книга пророка Амоса: введение и комментарий»
Выпускаемая издательством Общецерковной аспирантуры и докторантуры монография профессора кафедры библеистики ОЦАД игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» легла в основу успешно защищенной в 2012 году в Общецерковном диссертационном совете диссертации — первой в истории Русской Православной Церкви докторской диссертации по Священному Писанию Ветхого Завета.
В VIII веке до Рождества Христова устное пророчество становится письменным — в Северном (Израильском) царстве появляются первые пророческие тексты — книги Амоса и Осии. К этому сложному периоду начала формирования пророческой письменности обращается в своем исследовании отец Арсений. В подробном комментарии, представляющем собой пример экзегетического синтеза, масоретский текст книги пророка Амоса, а также ее древние переводы — греческий и арамейский — прочитываются сквозь призму различных интерпретационных традиций, с привлечением последних достижений мировой библейской науки.
«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). В божественном происхождении библейских пророчеств — их безусловный авторитет и непреходящее для всех времен и народов значение. Библейские пророчества никогда не потеряют своей актуальности. Что значили эти древние тексты для их читателей на протяжении веков и тысячелетий? Что говорят они нам, современным читателям? На эти вопросы отвечает исследование о. Арсения.
Книга вносит вклад в развитие возрождающейся отечественной библеистики и задает планку для последующих работ подобного рода. Надеюсь, что она станет полезным пособием для преподавателей и студентов церковных учебных заведений, а также для всех, кто стремится исполнить призыв Христа Спасителя исследовать Писания (Ин 5:39).
Патриархия.ru