Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение на новолетие

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение на новолетие
Версия для печати
31 декабря 2017 г. 22:32

Вечером 31 декабря 2017 года, в канун Нового года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Перед началом новогоднего молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По установившемуся обычаю в преддверии гражданского Нового года мы собираемся в храмах Божиих для того, чтобы совершить молебен перед началом нового лета Божией благости. Конечно, вступление в новый год — это пересечение некоей очень условной черты, но условности необходимы, потому что они создают определенную систему, в которой живет человек. Вот и время, которое отсчитывается днями нашего календаря, реализуется в человеческой жизни через эти условности, и поэтому каждый человек относится к ним с большим вниманием. Этим и обусловлено то, что в канун гражданского Нового года в церкви совершается молебен, в котором испрашивается благословение Божие на предстоящий год.

Минувший год не был легким, как и вообще редко в истории нашего Отечества бывали легкие годы. Но вместе с тем, оценивая минувшее лето, мы можем сказать, что оно действительно было летом Божией благости. Несмотря на очень непростые внешние условия бытия нашего Отечества, страна развивалась. Конечно, у каждого есть своя субъективная оценка прошедшего года. Кто-то скажет: это был самый счастливый год в моей жизни, кто-то, напротив, что год был самый несчастный, но общее настроение людей, насколько сегодня можно судить, положительное. Люди свидетельствуют о том, что жизнь идет вперед, что Отечество наше, несмотря на трудности, развивается, и эта оптимистическая оценка минувшего года есть некая усредненная оценка, присущая нашему народу.

Тем не менее, у каждого есть, как я уже сказал, своя оценка уходящего года. Кто-то вспоминает минувшие дни с горечью, кто-то — с великой радостью. Но тот факт, что мы живы, здоровы и собрались в храме, уже свидетельствует о Божественной благости. И потому, переступая черту прошедшего и наступающего годов, мы должны в первую очередь возблагодарить Господа за все, что с нами было. За радости и за скорби, за победы и, может быть, за поражения, если у кого-то они были. Ведь если эти поражения не выбили нас из жизненной колеи, значит, Господь для чего-то проводит нас и через такие испытания.

Что же касается будущего года, то мы не знаем, каким он будет. Существуют экономические и политические прогнозы, но они относятся к будущему всей страны. А ведь у каждого свой собственный путь, и на этом пути могут быть и взлеты, и падения, и победы, и поражения, и радости, и скорби. Поэтому есть о чем помолиться в канун наступающего Нового года. Помолиться об Отечестве нашем, — чтобы Господь оградил страну нашу от всяких наветов вражьих; чтобы Господь дал мир и благополучие; чтобы никакие события внутри страны не поколебали нас, не создали новых трещин в общественной жизни, не привели страну в состояние смятения. Дай Бог, чтобы все события, которые нам предстоит пережить, содействовали укреплению нашего народа, усилению того, что мы можем назвать светским словом «солидарность». Потому что без солидарности народ рассыпается, становится неспособным встречать совместно испытания жизни. И, конечно, нам нужно помолиться о том, чтобы Господь милостью Своей не оставлял наше Отечество, чтобы вера православная укреплялась, чтобы молодежь наша и дети возрастали в мудрости, в любви, в чистоте, в вере. А на этом пути, помимо собственных усилий, нам нужна Божия помощь.

В канун Нового года мы приветствуем друг друга с пожеланиями нового счастья. Слово «счастье» всегда присутствует в этих поздравлениях. Конечно, внешние условия влияют на то, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Но мы знаем, что нередко в одних и тех же условиях мы испытываем и радость, и скорбь, и счастье, и несчастье. Если повнимательнее посмотреть к тому, что происходит в нашей жизни, то мы можем ясно понять, что состояние счастья — это то, что внутри нас. И ведь каждый на опыте знает, что это так.

Тогда что же такое счастье? Это состояние духа. Если дух мирный, если в сердце присутствует любовь, то и внешняя картина предстоит нам в иных красках, нежели тогда, когда в сердце скорбь, горечь и болезнь. Это внутреннее духовное состояние и является решающим в определении того, что есть счастье. Конечно, внутренняя жизнь зависит от внешних обстоятельств, но не внешние обстоятельства определяют внутреннее состояние человека, а в первую очередь он сам. Но не только сам человек, потому что духовная жизнь является тем местом приложения Божественной силы, которая и преобразует немощь в силу, неудовлетворенность в удовлетворение, скорбь — в радость. Другими словами, Божественная благодать является источником нашего счастья, и если Бог прикасается к человеческой душе, то внешние обстоятельства перестают играть решающую роль в определении того, что есть счастье.

Это совсем не означает, что люди не должны работать над преобразованием окружающего их мира — конечно, должны. Собственно, все только этим и занимаются, и большая часть времени уходит на то, чтобы сделать для себя, для родных, близких, для окружающих нас такое, что привело бы мир и нас самих к лучшим условиям бытия. Но главная сила, преобразующая внутреннюю жизнь человека, — это Божия благодать. А если внутри, как результат Божественной благодати, — мир, радость, любовь, то, что мы называем человеческим счастьем, то и окружающая жизнь становится совсем иной. И какие же силы появляются у человека, чтобы работать для преобразования этой окружающей жизни в лучшую сторону, с большими усилиями и большим результатом!

Религиозный человек тем и отличается от нерелигиозного, что он верит в способность воспринимать Божественную силу, то есть способность воспринимать некие исходящие извне импульсы, достигающие человеческого сознания и человеческого сердца. Мы называем эти силы Божественной энергией или силой благодати. Давайте помолимся, чтобы Господь в первую очередь укреплял нашу веру, укреплял нас в молитве, открывал наши сердца навстречу Божественной благодати, чтобы мы, чувствуя присутствие Бога в своей жизни, становились действительно счастливыми людьми, чтобы у нас вырастали крылья и давали возможность не только развиваться нам самим внутренне, восходя к небу, но и изменять к лучшему мир вокруг нас и работать достойно для того, чтобы люди, которые нас окружают, все более и более открывались навстречу силе Божественной благодати. И пусть Господь поможет всем нам, укрепит нашу Церковь в великом служении тому, о чем я только что сказал в нескольких словах. Чтобы Господь благословил Отечество наше, всю историческую Русь, чтобы примирил народы, — особенно я имею в виду Украину, наших братьев и сестер, страдающих от гражданского конфликта; чтобы воцарился мир на просторах исторической Руси, и чтобы в мире мятущемся и страдающем было больше справедливости, света и правды. И да поможет нам Господь в предстоящее лето Его благости совершить все, что мы должны совершить, — чтобы мы и мир становились лучше. Аминь».

При совершении молебна Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Подольский Тихон, управляющий Берлинской епархией; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский Николай; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

Молебен транслировался в прямом эфире на телеканале «Союз».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие новости

В день своего 78-летия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина

В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского и Прасковейского

В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Состоялось наречение архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского, архимандрита Сергия (Зайчикова) во епископа Алапаевского и архимандрита Серафима (Лопухова) во епископа Ейского

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Смоленского собора Новодевичьего монастыря г. Москвы

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

В день памяти святителей Московских Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)