Сегодня в Российской Академии наук состоится вручение наград Макарьевского фонда. Пресс-служба Московской Патриархии обратилась к председателю Макарьевского фонда архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию с просьбой рассказать немного о деятельности фонда.
— Уважаемый владыка, Фонд имени митрополита Макария — это известная организация, существующая уже несколько лет; тем не менее, для широкой аудитории Макарьевские премии — понятие сугубо церковное. Могли бы Вы пояснить, по какому критерию отбираются работы для участия в конкурсе, участвуют ли в конкурсе светские ученые, вообще, какова ситуация на нынешний момент?
— Хотелось бы прежде всего сказать о том, что сегодня будет вручение премий митрополита Макария, и мы будем отмечать сегодня 10-летие возрождения Макарьевских премий. Уже прошло десять лет с того времени, когда в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был основан фонд с целью возрождения Макарьевских премий.
В конкурсе на соискание премии участвуют не только церковные ученые, но и светские специалисты, потому что сейчас существуют на сегодня четыре номинации; это — «История РПЦ», «История России», «История Москвы» и «История славянских православных народов». Сам характер этих номинаций говорит о том, что в конкурсе могут участвовать не только деятели церковной науки, но и светские историки. Тем самым премия митрополита Макария неким образом объединяет как светских, так и церковных ученых.
Собственно, таков и был замысел митрополита Макария, когда он учреждал премии: премии вручались по всем направлениям гуманитарной науки, не только церковной, но и светской. Существовала также так называемая Академическая премия, которая вручалась представителям различных направлений науки, и даже военным. Сейчас ситуация похожая; особенность последних лет в том, что большинство участников конкурса сейчас — светские специалисты.
Кроме того, с каждым годом увеличивается количество участников конкурса. В этот раз в конкурсе участвовало более двухсот работ. Это свидетельство того, что Макарьевская премия становится известной и престижной в научных кругах. Отмечу также то, что премия известна не только в нашей стране, но и за рубежом; в конкурсе участвуют ученые Нидерландов, Израиля, из стран ближнего зарубежья.
Все больше становится молодых участников, в том числе и церковных специалистов. Мы расцениваем это как свидетельство возрождения церковно-исторической науки, традиции которой были в значительной степени утеряны в советское время.
— Владыка, Вы упомянули о том, что в дореволюционной практике вручения Макарьевских премий существовало множество номинаций. Скажите, пожалуйста, есть ли планы расширения количества номинаций в настоящее время? И ощущается ли в этом необходимость?
— Недавно состоялось заседание комитета Фонда во главе со Святейшим Патриархом, и мы отметили, что есть много весьма добротных работ по учебникам для школы. Впоследствии мы обсуждали вопрос о возможном создании новой номинации — за лучший учебник. Пока принято решение отдельную номинацию не создавать. Но, как сказал на заседании комитета Святейший Патриарх, если на конкурс будет представлен проект учебника высокого уровня и качества, тогда эта работа может быть представлена к награждению специальной премией.
Если в будущем мы по-прежнему будем получать на конкурс большое количество работ, касающихся разработки новых учебников, мы, разумеется, придем к необходимости создания новой номинации — разделяя, например, учебники для церковно-приходских школ, для духовных учебных заведений или для светских общеобразовательных школ. Тем более что в свое время митрополит Макарий учреждал такую номинацию.
— Вы сказали, что в конкурсе участвует все большее число светских ученых. Как Вы считаете, изменилось ли в лучшую сторону качество подачи фактов церковной истории в светской науке?
— Деятели светской исторической науки отмечают тот факт, что сейчас в связи с тем, что положение Церкви в обществе изменилось, многие факты церковной истории приобретают совсем иное звучание, ведь в советское время порой целые фрагменты церковной истории просто выпадали из поля зрения историков.
Сейчас же светские учение рады тому, что они получили возможность знакомиться и работать со многими церковными документами, еще вчера недоступными для исследователей. Естественно, качество работ, касающихся каких-либо проблем церковной истории, от этого только выигрывает.
В целом ученые отмечают тот факт, что премия имени митрополита Макария сближает церковных ученых и светских историков. Мне представляется, что такое сближение может принести взаимную пользу, как для самих исследователей, так и для нашего Отечества в целом. Ибо, если мы будем знать нашу историю, владеть верным взглядом на историю, это несомненно способствует укреплению в обществе должного отношения к традиционным нравственным и духовным ценностям нашего общества.
Беседовал Михаил Моисеев
См. также: архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий