Статья руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) и юрисконсульта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.А. Светличного опубликована в первом номере журнала «Приход» за 2018 год.
Данная публикация направлена на привлечение внимания к достаточно важной теме, с которой сталкиваются представители религиозных организаций в повседневной жизни и неверно освещаемой рядом авторов, в том числе О.М. Шаховым, ошибочно либо намеренно подменяющих понятия.
Речь идет о распространении религиозными организациями предметов религиозного назначения. В силу ст. 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе распространять предметы религиозного назначения. Данную деятельность не следует отождествлять с предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, включая торговую деятельность. Предпринимательская деятельность, согласно закону, направлена на извлечение прибыли, в то время как распространение предметов религиозного назначения осуществляется в целях совместного исповедания и распространения православной веры и не преследует цели систематического извлечения дохода. Поступления от данной деятельности не облагаются НДС и налогом на прибыль.
Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» продавцом является организация независимого от ее организационно-правовой формы, реализующая товары потребителям по договору купли-продажи. В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельность.
Подчеркнем, что поступления от распространения предметов религиозного назначения учитываются в документах бухгалтерского учета в качестве пожертвований граждан. В штатном расписании религиозной организации отсутствует должность продавца, зато есть должность сборщика пожертвований.
Сказанное подкрепляется положительной судебной практикой. Так, в 2012 году Общество защиты прав потребителей попыталось в судебном порядке доказать, что религиозные организации, распространяя предметы религиозного назначения, на самом деле занимаются реализацией товаров. Такое заключение общество сделано на основе ошибочной трактовки нормы Налогового кодекса РФ, исключающего, по мнению общества, возможность безвозмездного распространения предметов. Суд, однако, не разделил позицию истца ввиду того, что ни Налоговый кодекс РФ, ни иные нормативные акты не запрещают безвозмездно распространять предметы религиозного назначения. Кроме того, в Налоговом кодексе РФ под реализацией понимается не только возмездные, но и безвозмездные сделки, и сама по себе терминология Налогового кодекса РФ не может ограничивать свободу договора, которая предполагает право религиозной организации заключать и договоры купли-продажи, и договоры дарения предметов религиозного назначения. Обществу также не удалось сослаться на «общеизвестные обстоятельства», в частности общеизвестность факта «торговли» в храмах.
Таким образом, позиция О.М. Шахова и иных авторов, согласно которой религиозные организации должны заключать договор купли-продажи при реализации предметов религиозного назначения и, фактически, купля-продажа подменяется распространением предметов религиозного назначения, несостоятельна.
Патриархия.ru