Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия на заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению

Слово митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия на заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению
Версия для печати
16 марта 2018 г. 11:44

15 марта 2018 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил на первом заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки!

Мы собрались в стенах Сретенской духовной семинарии на первое заседание рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению. Она создана по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в составе ректоров духовных семинарий и академий.

Мы будем внимательно рассматривать ваши предложения по совершенствованию пастырской подготовки учащихся, обобщим лучшие из них, разработаем действенные рекомендации.

К сожалению, мы столкнулись с тем, что многие выпускники не готовы заниматься пастырской деятельностью во всем ее многообразии, как того требуют вызовы времени. Это касается не только отсутствия должного умения заниматься пастырским душепопечением, используя знания святоотеческих творений и опыт подвижников благочестия. Нет у студентов и достаточных навыков пастырской работы в светских учреждениях (школах, больницах, вузах, исправительных учреждениях), где можно нести Слово Божие на понятном языке.

Вместе с тем нужно быть реалистами и не ожидать от выпускников всего и сразу, навыки приобретаются с опытом жизни и служения. Проблема практической неподготовленности студентов в профессиональной сфере не сугубо церковная — она повсеместная. Есть даже такая шутка: при приеме на работу кандидата просят забыть все, чему его учили по специальности. Эта шутка говорит о том, что студенту нужно чаще выходить из комфортной зоны учебного заведения и идти в среду, где он остается один, без поддержки.

Духовные семинарии — это школы для тех, кто должен не только знать Евангелие, но и жить по нему, проповедовать его истины людям. Помню, когда мы учились в семинарии, сама обстановка, учебный процесс давали правильный настрой для формирования пастырских качеств. Этому способствовал и добрый пример старцев, просвещенных светом Христовой Истины, а также людей, пострадавших за веру в Бога, многие из которых сидели в лагерях. Они, живые исповедники, с кем мы беседовали, жизнь которых видели, вдохновляли нас на искреннее служение Богу.

Конечно, невозможно дать человеку представление о чем-либо без наглядного примера. Для учащихся духовных школ необходимо изучение святоотеческого наследия, лучших образцов жизни пастырей XX века. Но не менее важно для молодых людей видеть образец пастырства, общаться с опытными и уважаемыми священниками, получая ответы на свои вопросы. То есть воспринимать опыт непосредственно — как духовный, относящийся к нравственной жизни, так и связанный с практической деятельностью священника.

Чтобы будущие священники имели навык пастырского общения в разной среде, ведь они все равно с этим столкнутся, в семинариях должны проводиться практические занятия по приоритетным направлениям церковного служения: социальному, миссионерскому, молодежному и катехизическому. Эти занятия должны восприниматься не как формальная отработка для зачета, но как серьезный урок перед будущим служением. Чтобы эта практика была полезной — как для учащихся, так и для тех, к кому она обращена, следует задуматься о подготовке к ней самих студентов.

Важным, как уже говорил, может быть тесное общение студента с опытными авторитетными пастырями, приходскими священниками, которые ввиду неподготовленности студентов могут сами обозначать круг проблем и вместе с учащимися их рассматривать. Это общение с прихожанами (в обычной беседе, на проповеди, общей исповеди), организация разнообразной церковной деятельности на приходе.

Передаваемый пастырский опыт может подкрепляться приходской практикой семинариста в качестве катехизатора, социального работника, преподавателя воскресной школы с последующей оценкой и характеристикой.

Сталкиваясь с внешним миром, студенту духовных школ следует рассматривать этот опыт в проекции будущего служения, а людей, к которым направлена данная деятельность, — как будущую паству, то есть со всей ответственностью и серьезностью.

Перед прохождением практики (и параллельно с ней) должны даваться пояснения относительно особенностей места и людей, в нем находящихся, с которыми будут общаться учащиеся. Это могут быть встречи со специалистами (предпочтительнее — в духовном сане), связанными с определенной областью церковной миссии, например, председателями или сотрудниками епархиальных отделов — по социальному служению (которые непосредственно, на протяжении долгих лет окормляют больницы, хосписы, реабилитационные центры), по работе с военнослужащими, тюремному служению или связям с высшими учебными заведениями. Правильно, когда студент имеет возможность проходить практику в профильных епархиальных отделах.

Еще одно перспективное направление пастырской практики — сотрудничество духовных школ со светскими учебными заведениями. Это возможность педагогической практики, когда студент семинарии преподает ОПК в средней школе, что позволяет ему не только развивать проповеднический навык, но и с новой стороны открывать Церковь для молодых людей.

Организация площадок для диалога студентов духовных и светских учебных заведений — совместных конференций, форумов, выездов, молодежных лагерей (проходящих в неформальной обстановке, способствующей тесному общению), — все это может стать важным шагом к получению пастырского опыта учащихся, к осознанию миссионерской значимости таких мероприятий в духовных школах.

Все перечисленное — штрихи к пониманию того, как воспитать будущего пастыря, получившего объем теоретических знаний и практического опыта, навык общения с людьми разных возрастов, социальных групп и убеждений, то есть всех, к кому обращает Господь наш Иисус Христос Свои слова: «Итак, идите, научите...» (Мф. 28:19).

В завершение подчеркну, что мы должны действовать в рамках единого учебного плана, утвержденного Высшим Церковным Советом. Это решение было, в свою очередь, утверждено Священным Синодом 13 июля 2015 года (журнал № 40). Позднее Архиерейский Собор 2016 года постановил: «Собор выражает удовлетворение в связи с решениями Священного Синода и Высшего Церковного Совета, касающимися совершенствования системы высшего духовного образования и деятельности воскресных школ» (пункт 12 постановлений Собора). Наконец, Архиерейский Собор 2017 года определил перечень приоритетных задач в сфере духовного образования, в том числе «завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата» (пункт 19 постановлений Собора). Кроме прочего, от перехода семинарии на этот план зависит аккредитация духовного учебного заведения. Между тем Архиерейский Собор 2017 года указал: «Следует стремиться к постепенному получению духовными учебными заведениями государственной аккредитации» (также пункт 19 постановлений Собора).

Это означает, что не следует менять единый учебный план и его расчасовку, но можно подумать, как наполнить в сторону большей практичности те дисциплины, которые предусмотрены этим планом, особенно же пастырские и литургические предметы.

Светские дисциплины, передаваемые вне отрыва от богослужения, от опыта жизни во Христе, также станут для священника не бесполезными знаниями, но подспорьем в проповеди, в общении с людьми. Сама же практика, к которой студент был морально и научно подготовлен, будет для него бесценным опытом свидетельства о Христе, еще одной ступенью в собственном спасении и спасении окружающих людей, его будущей паствы.

Благодарю за внимание.

Управление делами Московской Патриархии/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Общецерковной аспирантуре прошли курсы повышения квалификации в сфере делопроизводства и архивирования

Митрополит Воскресенский Григорий совершил панихиду у могилы великого князя Сергея Александровича в Новоспасском ставропигиальном монастыре

И.о. председателя Синодального миссионерского отдела назначен архиепископ Зеленоградский Савва

В Жировичском монастыре состоялся семинар для епархиальных церковных судей Белорусского экзархата

Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим посетил Коломенскую духовную семинарию

Для представителей всех духовных школ проведен вебинар по особенностям проведения процедуры независимой оценки качества

В Казанской духовной семинарии обсудили вопросы проведения IV Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

Богослов.ru запускает онлайн-площадку для проведения научных мероприятий

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 2-18 февраля

Патриаршая гуманитарная миссия передала в зону конфликта более 3,9 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 января — 12 февраля 2025 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 19 января — 1 февраля

Выступление заместителя председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерея Димитрия Василенкова на XIII Рождественских Парламентских встречах

В церковном штабе помощи беженцам в Москве приняли свыше 67 000 обращений с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 16-27 января 2025 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 31 декабря — 18 января

При поддержке Патриаршей гуманитарной миссии в Кураховский район Донбасса доставили 7 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 декабря 2024 года — 15 января 2025 года)

Контакты Московского Патриархата с региональными христианскими объединениями и международными молодежными христианскими организациями в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 18–30 декабря

Итоги социального служения Церкви в 2024 году