Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре
Версия для печати
3 апреля 2018 г. 21:03

3 апреля 2018 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Великий Вторник, и Церковь предлагает нам Евангельское чтение, которое помогает прикоснуться к тайне Божиего суда (Мф. 24:36 ― 26:2).

Суд — это учреждение, которое призвано утверждать справедливость. Когда у людей не хватает сил, возможностей, разумения разрешить спор и выйти из конфликта, они нередко прибегают к помощи суда, чтобы некая третья сила, не вовлеченная в конфликт и вместе с тем достаточно компетентная, знающая законы, помогла преодолеть кризис в отношениях и найти справедливое решение проблемы, которая разделяет людей. Но мы знаем, что человеческий суд не является инстанцией, где абсолютом является справедливость, — прежде всего потому, что суд творят люди, подверженные искушениям и слабостям, порой не владеющие полной картиной происходящего. Наравне с совершенно справедливыми принимаются и такие решения, которые ранят людей, потому что через эти решения справедливость не утверждается в полной мере. Вообще всё, что происходит в роде человеческом, имеет лишь относительную ценность, относительное значение — в силу уязвимости человеческой природы, в силу слабости человека. И если посмотреть на всю человеческую историю, то как много несправедливого люди совершили за эти тысячелетия, сколько неискупленных грехов, неразрешенных конфликтов, сколько жертв несправедливости! Вся эта огромная масса несправедливости и проистекающего из несправедливости горя, несомненно, тяжким грузом лежит на человеческой истории. И если бы не было перспективы Божественного суда, то человеческая история превратилась бы в лучшем случае в бессмысленность, в торжество случайностей, а в худшем — в торжество несправедливости и зла, проистекающего от дурных намерений людей. Божественный суд — это то, что в полной мере восстановит справедливость в перспективе и ретроспективе всей человеческой истории. Ни один грех и ни одно преступление не скроются от этого суда, как и ни одна обида невинных людей. Ни одна слезинка, пролитая из-за несправедливых обвинений или иных человеческих ухищрений, не останется не оттертой на великом суде, который даст оценку не только каждому человеку, но и всей человеческой истории. И те, кто верит, что этот суд свершится, то есть верующие в Евангелие, во Христа Спасителя, в Его второе пришествие, должны особенно четко и критично оценивать свою жизнь, свои поступки, — ведь все, что может, по разным причинам, избежать осуждения в течение человеческой жизни, несомненно, будет осуждено Божественной справедливостью.

Но суд, о котором мы сегодня слышали в Евангельском чтении, — это не только суд страшный, но и суд Божественной любви. Христос, явивший людям как высочайшую ценность великую заповедь о любви, будет, несомненно, со справедливостью, но и с любовью судить всех нас. А до того, как мы предстанем пред судом Божиим, есть возможность через покаяние, через суд над самим собой, каковой часто бывает самым справедливым и самым жестким, через критическое отношение к своим мыслям, к своим деяниям, к своим чувствам, к своим отношениям с ближними, исправить нашу жизненную траекторию. Мы должны идти по жизни с учетом опыта, который накапливается у нас через искреннее покаяние и осуждение себя.

Пусть Господь каждому из нас даст возможность отрешиться от всяких условностей, научиться пред лицом Божиим и пред лицом своей собственной совести выносить самому себе беспристрастный суд, помогающий исправить наши стопы и направить их ко Господу.

Время Страстной седмицы — особое время. Каждый день помогает нам сконцентрироваться на очень важных истинах, которые наполняют величайшим содержанием человеческую жизнь, если мы открываем этим истинам свое сердце и свой разум. Постараемся не оставить эти святые дни вне нашего внимания, будем сопровождать их молитвой, размышлениями, приуготовлением себя к должному участию в великом торжестве — праздновании Светлого Христова Воскресения. И да поможет нам Господь в этом странствии на пути к свету Воскресения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина