29 декабря 2008 года в резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с представителями российских и зарубежных радиостанций и ряда ведущих информационных агентств. Среди участников встречи — корреспонденты «Радио России», радиостанций «Голос России», «Мир», «Русская служба новостей», радио Белграда, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», агентств «Интерфакс» и «Благовест-инфо». После записи Рождественского послания Владыка Кирилл ответил на вопросы журналистов.
«Если реформа разрушает веру, традицию, ценности, то такую реформу называют ересью»
По просьбе участников встречи иерарх поделился своим мнением о том, нужна ли сегодня литургическая реформа, и в частности, следует ли переводить церковное богослужение на современный русский язык.
«Выступая в телепроекте “Имя Россия”, я неоднократно имел возможность выразить свое отношение к реформам, — рассказал Патриарший Местоблюститель. — Как вы знаете, я выступил против того, чтобы Петр I был назван “именем России”, потому что его реформы, которые были направлены на то, чтобы сделать Россию более современной, на самом деле грозили разрушить становой хребет нашего народа. Реформа, которая разрушает традицию, — а в традиции сохраняются духовные и нравственные ценности — опасна для страны. Более того, опыт показал, что в России усваиваются только такие перемены, которые не разрушают этого станового хребта. Наверное, самым ярким доказательством тому являются 1990-е годы. Все, что нам было навязано извне, что было “спущено сверху” как некий интеллектуальный проект, не было на практике принято народом. Народом принимается то, что соответствует его чаяниям и ценностям, что отвечает его надеждам».
«Если же говорить о Церкви, то нужно многократно подчеркнуть, что она сама по себе является консервативным началом, ибо сохраняет апостольскую веру, — продолжил Владыка Кирилл. — Для того, чтобы вера на протяжении тысячелетий передавалась из поколения в поколение, она должна быть сохранена неизменной. Если реформа разрушает веру, традицию, ценности, то такую реформу называют ересью». Подчеркнув, что выступает категорически против любых реформ в Церкви, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл высказал уверенность, что ни один из более чем ста архиереев, которые могут быть кандидатами на Патриарший престол, не имеет «реформаторского зуда».
В то же время было отмечено, что Церковь не застыла во времени, в ней происходят перемены. Разве Церковь в XIX веке была такой же, как в XX столетии, задал митрополит Кирилл вопрос участникам беседы. Он напомнил, сколь многие перемены произошли за время Первосвятительского служения на Московском Патриаршем престоле Святейшего Патриарха Алексия. «Церковь сегодняшнего дня мы сравниваем с Церковью конца XX века или, лучше сказать, с послевоенным периодом, — отметил иерарх. — Ныне у Церкви совершенно иное лицо. Произошли огромные перемены. Почему они не вызвали никакого протеста у людей? Да потому, что явились результатом естественного роста, естественного движения. И то, что происходило в Церкви на организационном уровне, лишь только фиксировало это внутреннее движение, и эта фиксация помогала сделать новый шаг на пути церковного развития».
Он напомнил, что в далеком XVII веке Русской Церкви была навязана реформа. Это тоже был некий интеллектуальный проект церковного лидера. Людям предлагалось подчиниться его проекту, и многие не подчинились. Эту рану Церковь несет на своем теле на протяжении всех последующих столетий. «Мы дважды научены своей историей тому, сколь бережно следует относиться к традициям, особенно же к богослужебному укладу, который люди воспринимают как часть священной традиции, — считает Владыка. — Первый урок — это старообрядческий раскол, а второй — это пресловутое обновленчество 1920-х годов. И то, и другое разделило людей, при этом цели, которые ставили реформаторы, не были достигнуты». Реформы не достигают цели, если они не исходят из глубин народной жизни, отметил иерарх.
«Я полагаю, что сила нашей Церкви заключается в способности сохранять веру, христианскую нравственную парадигму, передавать эти ценности из поколения в поколение. Уверен, что в чистоте сохраненная вера и христианская нравственность сегодня являются единственной силой, которая может изменить мир к лучшему», — заявил он.
«Сохраняя и защищая чистоту Православной веры, мы должны делиться ею с каждым вопрошающим, оставляя дальнейшее воле Божией»
В беседе с представителями СМИ архипастырь ответил на вопрос, где находится граница между возможным и недопустимым во взаимоотношениях Русской Православной Церкви с неправославными исповеданиями. «Эта грань очень четко очерчена канонической традицией Церкви, вероучением и практикой», — заявил Местоблюститель Патриаршего престола.
Он рассказал, как 28 декабря совершал богослужение в Сретенском монастыре, где покоятся мощи священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Этот блестящий богослов написал свой знаменитый труд, посвященный догмату о Церкви, в трудное для русского православного богословия время, когда богословская мысль находилась под сильным давлением западной философии, господствовавшей тогда не только на Западе, но и в России. Эту философию приняло большинство интеллигенции того времени. «Нужно было защитить догматы Церкви, и Владыка Иларион сделал это прекрасно. Он отверг так называемую “теорию ветвей”, зародившуюся в западном богословии и предполагавшую, что существующие конфессии суть ветви одного и того же дерева, по которым в равной степени идут живительные токи Божественной благодати, — рассказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Это глубоко ошибочная теория, которую никогда не принимало православное сознание. И Владыка Иларион смог высказаться по этому поводу удивительно правильно и сильно».
Патриарший Местоблюститель подчеркнул, что отношение Русской Церкви к инославию должно находиться в русле святоотеческой и богословской традиции. Именно в таком русле и были составлены «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви», которые принял Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года. «И сегодня нам не нужно размышлять, как строить отношения. Документ, единогласно принятый епископатом Московского Патриархата, очерчивает рамки такого поведения», — отметил иерарх. При этом Владыка Кирилл напомнил, что священномученик Иларион находился в переписке с очень известным западным богословом Робертом Гардинером, секретарем комиссии по устройству мировой конференции христианства, в рамках которого христиане разных конфессий могли бы обсудить перспективы сотрудничества. И в ходе подготовки к мероприятию Гардинер вступал в переписку с различными корреспондентами, в том числе с архиепископом Иларионом. Святитель не уклонился от этой переписки, он не сказал, что сам факт диалога с этим человеком не соответствует его экклесиологии, его церковному самопониманию. Он вступил в диалог, причем слова Владыки Илариона были настолько убедительными, что к концу жизни Гардинер серьезно подумывал о переходе в Православие.
Местоблюститель Патриаршего престола выразил мнение, что курс, которым шла Церковь в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия, является оптимальным: «Сохраняя и защищая чистоту Православной веры, мы должны этой Православной верой делиться с каждым вопрошающим, оставляя дальнейшее воле Божией. Но мы должны пройти свою часть пути, свидетельствовать о Православии ближним и дальним. Полагаю, что сегодня нет никаких ограничений, чтобы далее следовать тому, что делал священномученик Иларион, архиепископ Верейский».
«Начинайте свой день со слов: “Господи, помоги Собору!” И тогда, мы верим, Господь приклонит Свою милость, и будет явлена Его воля»
Участники встречи поинтересовались у Местоблюстителя Патриаршего престола, каким образом должны готовиться к Поместному Собору члены Русской Православной Церкви — как духовенство, так и миряне.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил убеждение, что тема грядущего Поместного Собора, на котором предстоит избрать нового Предстоятеля, должна касаться каждого, должна быть в сознании всякого православного человека: «Не все приедут на Собор — только делегаты, но ведь состав их должен отразить всю Русскую Церковь. И это означает в первую очередь, что духовенство, монашествующие и миряне, вне зависимости от того, избраны они на Собор или нет, должны чувствовать сопричастность общему делу».
Единственно правильным способом подготовки к Собору является соборная общецерковная молитва, подчеркнул иерарх. Он поведал, что со времен апостольских Соборы действуют, руководствуясь словами: изволися Духу Святому и нам (Деян. 15. 28). «Чтобы имелось это изволение Святого Духа, мы должны приклонить милость Божию к нашему Собору, должна быть горячая молитва всех верующих людей, — сказал митрополит Кирилл. — Я бы сказал еще шире: молитесь все, в том числе и те православные люди, кто, может быть, и не очень часто ходит в храм, и даже те, кто не помнит, когда в последний раз был в церкви. В этот момент всем нам нужно проявить духовную солидарность, нашу внутреннюю силу. Начинайте свой день со слов: “Господи, помоги Собору!” И тогда, мы верим, Господь приклонит Свою милость, и будет явлена Его воля».
Владыка Кирилл обратил внимание присутствовавших и на другую часть упомянутой апостольской формулы: изволися Духу Святому и нам. «Значит, и члены Собора должны осознать ответственность за будущее Церкви, — сказал Местоблюститель Патриаршего Престола. — Мы должны избрать нового Предстоятеля, преемника Святейшего Патриарха Алексия II. Но одновременно мы должны сохранять единство Церкви, мир, взаимную любовь и уважение среди епископата. Известно, что иногда даже Вселенские Соборы заканчивались расколами. Мы должны не дать никакого повода к тому, чтобы какие-либо сепаратистские или раскольнические явления возникли в жизни нашей Церкви. Поэтому осознание ответственности всей Церкви за сохранение единства, сугубой же ответственности тех, кто избран на Собор, является очень важным».
Напомнив, что современное общество является обществом информационным, в котором любое слово становится достоянием гласности, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл призвал всех, кто несет ответственность за подготовку Собора, за избрание делегатов на него, поступать строго в соответствии с теми правилами и процедурами, которые утверждены Священным Синодом, не привнося в процесс избрания человеческих страстей. «Эти страсти многократно усиливаются средствами массовой информации и создают у людей ощущение скандала, что омрачает духовную атмосферу, нарушает мирное и благодатное состояние сердец, которым только и должно сопровождаться движение к Собору», — сказал он. Архипастырь также призвал СМИ воздерживаться от повторения лжи, клеветы, наветов, которые были не с добрыми мыслями и не с доброй волей обращены в адрес тех или иных церковных деятелей. «Наверное, невозможно полностью уйти от таких явлений, но очень важно, чтобы средства массовой информации тоже осознали свою ответственность, — заявил Патриарший Местоблюститель. — Избрание Патриарха имеет значение для Церкви и для общества, для России и для всех стран, на которые простирается омофор Патриарха Московского и всея Руси. Поэтому слова и дела наши должны быть преисполнены ответственности пред Богом и пред нашими народами».
Исполнение заповеди Божией о единстве ни в прошлом, ни сегодня не является простым делом
Участниками встречи было отмечено, что единство Церкви было особой заботой почившего ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Тема единства Церкви была главной в повестке дня Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который состоялся в июне нынешнего года в Москве, подчеркнул Патриарший Местоблюститель.
С сожалением отметив, что в дни работы Архиерейского Собора этой теме было уделено не так много внимания со стороны средств массовой информации, Владыка Кирилл сказал: «Но ведь декларация о единстве Церкви, принятая единогласно всеми членами Собора, свидетельствует о том, что сохранение единства, которому столь много внимания уделял Святейший Патриарх, была и остается заботой всего епископата. Уверен, что это единомыслие нужно сегодня всячески сохранять и укреплять».
При этом архипастырь напомнил, что твердая позиция Русской Православной Церкви, направленная на сохранение церковного единства, является предметом критики со стороны определенных политических сил в разных странах и поводом для ожесточенных нападок со стороны раскольнических сообществ. Исполнение заповеди Божией о единстве ни в прошлом, ни сегодня не является простым делом, подчеркнул Владыка Кирилл. «Поэтому, уповая на помощь Божию, мы должны употребить все силы к тому, чтобы сохранить высокий уровень согласия среди епископата Московского Патриархата, воля которого однозначно направлена на сохранение церковного единства», — сказал он.
«Если мы избираем Александра Невского именем России, у нас есть будущее»
Накануне беседы Патриаршего Местоблюстителя с радиожурналистами и корреспондентами информационных агентств были объявлены итоги масштабного информационного проекта «Имя России». Из многих государственных, общественных деятелей, религиозных лидеров и деятелей культуры и науки был выбран один, олицетворяющий, по мнению участников народного голосования, имя России. Им стал благоверный князь Александр Невский — не только выдающийся военачальник и дипломат, но и святой, прославленный Русской Православной Церковью.
В рамках проекта о благоверном князе, его служении и трудах жителям страны рассказывал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Журналисты поинтересовались, что поразило, удивило или порадовало Владыку в ходе состоявшихся обсуждений.
«Когда мне предложили принять участие в проекте “Имя России”, я вначале засомневался, стоит ли откликаться на это приглашение, — поделился с собеседниками архипастырь. — Как известно, я веду на Первом канале религиозную передачу “Слово пастыря”, и в наступающем году, Богу содействующу, этой передаче исполнится 15 лет. Я всегда с легким сердцем садился напротив камеры, потому что делал то, к чему я призван как архиерей. Конечно, это не просто проповедь, как в храме, но беседа с телезрителями. Она осуществляется в рамках моего служения как пастыря — отсюда и название программы. А вот проект “Имя России” — это уже совсем другой жанр. Это дискуссия, и отстаивание своей позиции могло сопровождаться в том числе и неким напряжением в диалоге с другими. А ведь Церковь призвана не разделять, а объединять. И поэтому я подумал, а имею ли я право, будучи митрополитом, иерархом Русской Церкви, войти в дискуссию, которая может разделить людей. И, не найдя ответа, обратился к Святейшему Патриарху Алексию. Когда он выслушал меня, то ответил немедленно. Святейший Патриарх не всегда давал ответы сразу. Проработав с ним бок о бок 29 лет, я привык к тому, что часто Святейший брал паузу, прежде чем вынести свое суждение. А здесь, к моему удивлению, он сразу с очень доброй улыбкой сказал: “Владыка, непременно согласитесь — нужно защитить Александра Невского”. Получив благословение Первосвятителя, я с легкой душой принял участие в этом обсуждении».
Митрополит Кирилл выразил радость, что именно Александр Невский назван «именем России». «Произошло что-то очень существенное, — считает он. — Некоторые говорят, что это только игра, ток-шоу. Для меня это не было игрой. Я воспринимал этот проект как ценностную ориентацию всего нашего общества. Мы говорим, что мы православный народ, православная страна. А как это определить, как выявить? Я думаю, что голосование почти 50 миллионов людей засвидетельствовало, что именно святость удивительным образом после стольких лет безбожия и разрушения святынь в нашей стране осталась ценностной доминантой нашего народа. Ведь когда мы называем Русь Святой, то в первую очередь говорим именно о системе ценностей, в которой святость была характерной нравственной доминантой, господствовавшей над всеми другими ценностями».
Александра Невского избрали, конечно, как блестящего полководца, как мужественного единоборца, как прекрасного дипломата, как замечательного главу государства, но его избрали и как святого человека, напоминает иерарх, а значит, считает он, идеал святости не ушел из жизни нашего народа. При этом было отмечено, что этот идеал чувствуют и люди других религий, и люди неверующие, которые описывают его в категориях светского гуманизма. «Поэтому я благодарен всем, кто поддержал имя Александра Невского, — и православным людям, и мусульманам, и представителям других религий, и тем нерелигиозным людям, которые сердцем почувствовали, что, если мы избираем Александра Невского именем России, у нас есть будущее», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
«Я от всего сердца желаю, чтобы мы возрастали в единстве, становились еще ближе друг к другу и возрастали в любви и единомыслии в меру полного возраста Христова»
В заключение был задан вопрос о том, с каким посланием русское Православие обращается к соотечественникам за рубежом, к русскому миру, особенно в новых условиях, сложившихся после уврачевания церковного разделения и воссоединения Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.
Митрополит Кирилл подчеркнул, что теперь церковное послание к соотечественникам исходит не только из Москвы, но и из Нью-Йорка и других центров русского зарубежья. «Это единое послание единой Церкви, свидетельствует Местоблюститель Патриаршего Престола. — 17 мая 2007 года произошло самое главное: было восстановлено молитвенное и каноническое общение. Мы можем вместе причащаться от Святой Чаши, а через это мы узнаем друг друга как братьев и сестер по вере. Мы все вместе принадлежим к одной семье, и поэтому восстановили единство».
Он подчеркнул, что хотя осталось еще решить некоторые вопросы, относящиеся к административному устройству, сделано главное — восстановлено каноническое общение. «Поэтому я от всего сердца желаю, чтобы мы возрастали в этом единстве, чтобы мы умели уважать разнообразие, которое должно присутствовать и в обществе, и в Церкви; чтобы мы всегда с уважением относились к тому историческому пути, который прошла Церковь на Родине и Церковь в изгнании, и благодаря этому становились еще ближе друг к другу; чтобы мы возрастали в любви и единомыслии в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13.), как о том сказал апостол», — заключил Владыка Кирилл.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru