Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в статье в издании «Известия» размышляет о роли Церкви в урегулировании конфликтов.
Евангелист Матфей, слова которого вынесены в заголовок, две тысячи лет назад говорил о том, что в очередной раз в человеческой истории стало актуально в последние дни, когда ситуация в Сирии существенно обострилась. Эта фраза имеет свое продолжение: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24:6). Как бы ни толковались эти слова, именно они являются ответом на сегодняшнее душевное состояние многих из нас.
Христианство принесло в мир свободу, в том числе свободу от страха тяжелейших жизненных обстоятельств, к которым относится война. История Церкви знает множество праведных воинов, которые принимали смерть за веру и Отечество, защищая близких. Церковное учение призывает людей служить в армии, если необходимо — брать в руки оружие, но применять его сообразно своей христианской совести. Человек может остаться человеком на войне, если у него есть вера.
Российская военная операция в Сирии призвана остановить экстремистов, готовых уничтожать невинных людей и, в первую очередь, ближневосточных христиан. Как долг воспринимают свою миссию и российские военнослужащие, с которыми Святейший Патриарх Кирилл общался в ходе прямой линии с базой Хмеймим по случаю праздника Пасхи, передавая им свои поздравления и благословение.
Но война — это не средство удовлетворения национальной гордости или самоутверждения для политических лидеров или диванных критиков. Война, как говорит Церковь, — следствие человеческого греха, неспособности достигать справедливости и взаимопонимания мирным путем. Война приносит многочисленные страдания и смерть простым людям, приводит к обогащению и возвышению немногих за счет большинства. Высота самопожертвования в эпоху военных конфликтов соседствует с глубиной нравственного разложения. Нашему народу не понаслышке знакомы ужасы двух мировых войн.
Поэтому Церковь всегда идет путем мира, приветствует и поддерживает любой честный и справедливый шаг, который может привести к прекращению противостояний. 14 апреля Патриарх Кирилл обсудил по телефону с Предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей и Папой Римским Франциском ситуацию в Сирии, заявив о стремлении к установлению мира, прекращению жертв среди местного населения. По итогам переговоров 17 апреля был опубликован текст миротворческого воззвания, в котором говорится об угрозе войны и содержится обращение «ко всем мировым лидерам с призывом осознать свою ответственность перед своими народами, перед человечеством в целом и перед Богом». Авторитетные духовные лидеры умоляют лидеров стран — членов ООН «преодолеть разногласия и сообща трудиться ради мира во всем мире». Эти шаги стали продолжением последовательных усилий, направленных на заботу о ближневосточных собратьях и всех жителях региона.
В то же время в информационном пространстве звучат голоса, что война способствует нравственному обновлению людей, позволяет им переосмыслить свое существование, научиться ценить то, что в мирные времена кажется само собой разумеющимся. Да, в церковном опыте есть множество примеров, когда тяготы войны приводили человека к Богу. Но не меньше и примеров обратного, когда солдат превращается в не задумывающееся о ценности жизни орудие убийства, теряет достоинство.
Позволю себе аналогию: болезнь тоже нередко приводит человека к Творцу. Но может принести и смерть без покаяния, в озлоблении и унынии. Поэтому никому в голову не приходит, например, принудительно заражать своих неверующих родственников или близких болезнями, надеясь на обретение им веры в стрессовой ситуации. Столь же опрометчиво желать своему Отечеству и народу участия в войнах якобы «для их собственного блага». Церковь благословляет уврачевание болезней человеческого рода, к которым относится и греховное стремление к войне ради обладания ресурсами и богатствами.
Миротворческие заявления Патриархов поддержаны многими верующими, которые публично и в частном порядке свидетельствовали о том, что молятся за мир. В условиях обесценивания слова, отрыва виртуального пространства от реальности именно молитва остается непререкаемым, не зависящим от информационных шумов способом остаться человеком, а не объектом для многочисленных взаимоисключающих волн пропаганды.
«Известия»/Патриархия.ru