23 июня 2018 года, в день памяти 222 китайских мучеников, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Никольском (Рождество-Богородицком) храме в Голутвине — на Китайском Патриаршем подворье в Москве. В 2016 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление священномученика Митрофана пресвитера и «иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине»; день их памяти празднуется 10/23 июня.
Архипастырю сослужили настоятель Никольского храма протоиерей Игорь Зуев, инспектор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия иеромонах Николай (Оно), сотрудник ОВЦС иеромонах Кирилл (Перегудин), клирики храма.
Часть молитвословий за богослужением возносилась на китайском языке.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
По окончании Божественной литургии митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Игорь, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня мы вспоминаем мучеников, которые погибли во время так называемого боксерского восстания в начале XX века. Почитая их мученический подвиг, мы вспоминаем славную и одновременно многострадальную историю Православия на китайской земле, которая насчитывает уже более трех столетий.
Как мы знаем, православная вера была принесена на китайскую землю благодаря русским не миссионерам, а военнопленным, которые оказались в Пекине волею Провидения и, несмотря на стесненные условия, сохраняли и передавали из поколения в поколение святую православную веру. Все меньше русской крови становилось у этих православных людей с каждым новым поколением, но их вера не оскудевала. И в помощь им, а также для развития православной миссии на китайской земле была учреждена Русская духовная миссия. Она успешно осуществляла просветительскую работу: благодаря миссии было создано много храмов, на китайский язык перевели большое количество богословской и богослужебной литературы. И в конечном итоге эта миссия сформировалась в Китайскую Автономную Православную Церковь со своей инфраструктурой по всей территории Китая.
«Боксерское восстание» было лишь одним из трагических эпизодов в истории Китайской Православной Церкви. Другим не менее трагическим для нее событием стала «культурная революция», которая смела́ всю эту созданную в течение нескольких веков инфраструктуру. В ходе революции были закрыты православные храмы, многие из них подверглись уничтожению; были репрессированы священнослужители. И сегодня мы трудимся над тем, чтобы восстановить Китайскую Автономную Православную Церковь, дабы все православные верующие, которые проживают на территории Китая (а их не так мало, как могло бы показаться), имели возможность участвовать в богослужении, причащаться Святых Христовых Таин, крестить своих детей и воспитывать их в православной вере.
Православная Церковь в современном Китае живет в стесненных условиях, находится под жестким контролем государственных партийных органов, которые декларируют свою приверженность идеологии атеизма. Всё это мы хорошо знаем по нашему недавнему прошлому. Но мы знаем также: какими бы ни были условия, Церковь Христова существует и будет существовать. И мы верим, что, по обетованию Спасителя, врата адовы не одолеют ее (см. Мф. 16:18).
Мы помним также и слова Господа, которые Он адресовал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). В этих словах мы не видим никаких исключений. Спаситель не сказал, как в начале Своей проповеди: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24), а велел: «Идите, научите все народы». И Он предсказал, что перед кончиной века Евангелие будет проповедано всем народам во всем мире.
Мы видим, что за две тысячи лет существования христианства были сделаны большие успехи, целые народы были обращены к вере Христовой. Но есть и такие народы, которые в значительной своей массе остаются незатронутыми этой проповедью, не знают спасительные истины учения евангельского и пребывают во тьме неверия и неведения. И наш священный долг как наследников святых апостолов — проповедовать для этих народов.
Там, где условия стесненные, мы приспосабливаемся к ним, как христиане первых веков приспосабливались к условиям существования Церкви в Римской империи и проповедовали, несмотря на преследования, несмотря на то, что ведение проповеди было сопряжено с риском для жизни. Как говорил раннехристианский учитель Тертуллиан, кровь мучеников есть семя христианства: в течение всей церковной истории она была тем зерном, которое падало в землю и умирало, но из него произрастал обильный плод (см. Ин. 12:23). И мы верим, что подвиг 222 китайских мучеников, чью память мы сегодня празднуем, не был напрасным. Мы верим, что раньше или позже древо православной веры процветет на китайской земле, что не только будет восстановлена инфраструктура Китайской Автономной Православной Церкви, не только возобновится богослужение в тех храмах, которые оказались не разрушены, а перестроены и используются сегодня не по назначению, но, как верил святитель Николай Японский, писавший об этом, мы верим, что китайский народ будет просвещен светом Христовой веры и верующие этой благословенной Богом земли вольются в семью Поместных Православных Церквей, которая уже сегодня существует и развивается на многих континентах и во всех уголках мира.
Особая роль в миссионерском свидетельстве на китайском языке принадлежит Китайскому Патриаршему подворью в Москве. И я рад возможности посетить сегодня этот храм, услышать, как православные песнопения исполняются на китайском языке, увидеть труды, которые несут клирики подворья и миряне-миссионеры.
Я хотел бы пожелать Вам, отец Игорь, и всем Вашим соработникам помощи Божией в этом важном миссионерском деле. Не забывайте о том, что многие представители китайской нации на постоянной или временной основе находятся в пределах нашего Отечества, не оставляйте их своим попечением, давайте им возможность читать православную литературу, участвовать в православном богослужении, слышать проповедь на своем родном языке.
Нам не известно, каковы будут результаты нашей проповеди. Мы помним, что и Сам Господь Иисус Христос, когда проповедовал, не обратил в Свою веру многие тысячи, миллионы людей. За Ним всегда шли небольшие группы последователей. И после распятия и воскресения Спасителя число Его последователей исчислялось, может быть, несколькими десятками или сотнями: 120 человек, как говорит книга Деяний, 500 человек, как упоминает апостол Павел. Но не тысячи и не десятки тысяч, не миллионы.
Проповедь христианства прокладывала себе дорогу к человеческим сердцам в очень трудных условиях. Но как Сам Господь Иисус Христос стал тем зерном, которое пало в землю, умерло и принесло много плода (см. Ин. 12:23), так и кровь мучеников на протяжении веков становилась семенем христианства. И сегодня мы видим многомиллионную общину верующих во Христа, которая существует во всех уголках земли.
Будем молиться святым китайским мученикам о том, чтобы они помогли в нашей миссионерской и просветительской работе. Вознесем молитвы за китайскую землю, дабы озарил ее свет Христовой православной веры. И будем прилагать наши человеческие усилия для этого, надеясь не на собственные силы, а на Божию милость. «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:6), — писал апостол Павел. Будем насаждать, будем поливать и будем ждать, что Сам Господь Бог произрастит это плодоносное дерево, от плодов которого будет питаться и китайская земля».
Затем с приветственным словом к председателю ОВЦС обратился настоятель Никольского храма в Голутвине протоиерей Игорь Зуев, поблагодаривший владыку Илариона за посещение подворья в общецерковный день празднования памяти мучеников китайских. Он преподнес иерарху памятный подарок, изготовленный в Китае.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru