2 июля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга начал работу круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты».
Мероприятие подготовлено Синодальным отделом по монастырям и монашеству и комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.
В состав президиума первого дня заседания вошли: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Почаевский Владимир, наместник Успенской Почаевской лавры; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.
Открывая мероприятие, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност передал участникам собрания благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия и настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря игумению Софию (Силину) за предоставленную возможность вновь встретиться в Северной столице, а также пожелал собравшимся плодотворной работы.
Далее вниманию участников круглого стола были предложены доклады секции «Послушание — дыхание монаха».
Митрополит Смоленский Исидор в своем докладе «Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей» отметил, что смирение и послушание должны переживаться как добродетели в аскетических трудах всякого монашествующего и христианина. По мнению владыки Исидора, человек, наделенный свободой, стал несвободным из-за грехов, потому что ушел от послушания Богу. «В онтологическом смысле, — подчеркнул докладчик, — послушание есть восстановление утраченного образа Божия в человеке». Говоря далее о сердечной радости как о важном ориентире в созидании добродетели послушания, докладчик порекомендовал обращать внимание на причины ее возникновения: внимательно смотреть, не зависит ли она от внешних обстоятельств (одобрения игумена или братии), так как лишь внутреннее принятие послушания, стремление исполнить волю Божию является ответом человека на Божественную любовь, дает подлинную свободу и приносит плоды смирения — мир с Богом, мир с ближним, мир с самим собой. Иной же причиной радости может быть, например, тщеславие. Завершая свой доклад, митрополит Исидор привел добрые примеры послушания из «современного патерика» — духовной жизни нынешних насельников монастырей.
Доверию и любви как основам духовного руководства было посвящено выступление епископа Касимовского и Сасовского Дионисия. Тема «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца», по мнению епископа Дионисия, всегда порождает много вопросов: как выбрать духовного наставника? как относиться к его немощам? может ли старец ошибиться и может ли это принести вред послушнику? Ответы на эти вопросы есть у святых отцов Церкви и современных подвижников. Должен знать ответы на эти вопросы и игумен, осознавая, что руководство монастырем не может ограничиваться только заботой о внешнем благосостоянии братии. Напомнив собравшимся формулу святогорцев — старцем может быть только тот, кто сам был послушником у старца, — владыка Дионисий обратился с вопросом к участникам круглого стола: как же надлежит учиться и учить послушанию тем, кто не проходил этот путь в его классическом понимании? И, отвечая на этот вопрос, предложил собравшимся несколько советов для «старцев поневоле», назначенных таковыми и призванных исполнять это послушание.
Игумен Петр (Мажетов), наместник монастыря Косьминская пустынь Екатеринбургской епархии, в докладе «Подчинение, повиновение, послушание — "что есть что" и что должно быть в монашеском братстве», посвященном побудительным причинам послушания, в частности, предложил взглянуть на послушание как на духовное дерзновение. По мнению отца Петра, послушание — это наука, позволяющая монаху держаться конкретной жизненной цели; теряя послушание, инок перестает слышать сердечный зов Спасителя «Гряди по Мне». У человека всегда есть свое мнение, и если он понимает послушание как подавление собственной воли, то ничего, кроме уныния, это занятие ему не принесет. Игумен Петр подчеркнул, что вялость и уныние как проявления подавленности духа очень опасны для монаха, который призван благоговеть перед Тем, Кому служит.
Архиепископ Пятигорский Феофилакт выступление на тему «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы» начал со слов благодарности организаторам круглого стола за подобные встречи, способствующие возрождению прерванной в советские годы духовной монашеской традиции.
Среди опасностей, возникающих на пути приобретения добродетели послушания, архиепископ Феофилакт отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка Феофилакт напомнил, что личность учителя становится исключительной и недоступной для рассуждения именно в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего старца Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером. «Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва — средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы», — заключил архиепископ Феофилакт.
Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание — основной монашеский обет» подчеркнула, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем. Небесная иерархия подчинена закону послушания: все Небесные Силы, в т.ч. архангелы и ангелы, живут радостным послушанием Богу, отметила докладчица. Далее игумения Анастасия привела святоотеческие высказывания о необходимости для монашествующих исполнения обета послушания. «Исполнение обета послушания оберегает монаха от всех козней врага, хранит, поддерживает, утешает и радует в течение всего следования по тесному монашескому пути», — заключила матушка Анастасия.
В ходе второй секции круглого стола «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), участники заслушали выступления: митрополита Почаевского Владимира, наместника Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара; иеромонаха Рафаила (Янкевича), насельника Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря (Эстония); игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской епархии. Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствовавшим о подвижниках благочестия, память о которых хранят их обители.
По окончании заседаний для участников круглого стола была организована поездка в Кронштадт и посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского. Экскурсию провел клирик Морского Никольского собора в Кронштадте иерей Сергий Резниченко.
3 июля состоится третья секция «Созидание жизни братства в духе послушания». Работу круглого стола завершит дискуссия «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru